Между двумя законодательствами находиться сложно
Опытом организации торгов поделилась Наталья Косякова, начальник Фармацевтического управления Минздрава Ростовской области.
С одной стороны, есть обязанность обеспечить пациентов необходимыми лекарствами, с другой — выполнить целый ряд требований законодательства, а именно Бюджетного кодекса, ФЗ–44 о контрактной системе и др. Одни нормы могут приводить к затягиванию процесса закупки препаратов, на что сразу же реагируют контролирующие органы, выписывая штрафы. А если учесть, что Минздрав региона размещает более тысячи контрактов, ошибки и наказания неизбежны.
В Ростовской обл. нет органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, поэтому контрактная служба создана при всех медицинских организациях разного уровня и подчинения, т.е. каждая медицинская организация выступает в роли заказчика. Контрактная служба, осуществляющая закупки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специальных продуктов для лечебного питания, создана и при региональном Минздраве. Специалисты ведомства собирают заявки от всех медицинских организаций, делают сводную заявку, которая утверждается специально созданной комиссией, и формируют лоты, причем только по МНН. Из списка ЖНВЛП Ростовская обл. закупает около 90% лекарственных препаратов. Наталья Косякова подчеркнула, что все дозировки по МНН находятся в одном лоте, но если какая–то дозировка имеет одно торговое наименование, она размещается в отдельном лоте.
"Формирование начальной цены контракта — очень ответственная и при этом громоздкая задача", — сказала представитель регионального Минздрава, пояснив, что они применяют два алгоритма формирования начальной цены контракта: если препарат входит в перечень ЖНВЛП, это один алгоритм, если не входит, — другой. Н. Косякова, подробно рассказала обо всех этапах этого процесса, остановилась на проблемах, с которыми в итоге сталкивается Минздрав при закупках. Даже если после многочисленных действий и расчетов аукцион состоялся, при заключении контрактов может возникнуть серьезное затруднение. Специалисты рассчитали начальную цену препаратов из группы ЖНВЛП, и при заключении контракта, если предлагается препарат под торговым наименованием, цена которого превышает цену регистрации производителя плюс НДС, просят снизить цену контракта. Одни участники соглашаются, другие — нет. "Получается, и заказчик, и пациент находятся в заложниках у участника торгов: то ли он согласится снизить цену, то ли не согласится. И если аукцион не состоится, пострадает пациент, потому что определенная группа товаров не поступит в аптеку", — пояснила Н. Косякова. Она привела в пример несостоявшийся в Ростовской обл. аукцион по закупке наркотических обезболивающих анальгетиков. А не состоялся он из–за того, что в условия аукциона не были заложены оптовые наценки, что не понравилось потенциальным участникам.
Подобные лекарственные препараты дорогостоящие, а если учесть, что Московский эндокринный завод — единственный поставщик неинвазивных форм наркотических обезболивающих препаратов в Ростовскую обл. с наценкой в 5%, то, по словам представителя Минздрава области, регион "может и не попасть в свою оптовую наценку, которая зарегистрирована на нашей территории".
"Если мы не должны закупать лекарственные препараты с наценкой, тогда нужно обязать участников рынка, если они занимаются реализацией препаратов ЖНВЛП, снижать свои цены до зарегистрированной цены производителя. А в случае отказа мы могли бы их вносить в списки недобросовестных поставщиков. В целях экономии мне приятнее эта норма. У нас нет другого выбора", — отметила Н. Косякова.
Она призвала фармпроизводителей, раз уж те занимаются продажей продукции, связанной со здоровьем людей, поступаться частью прибыли, по крайней мере, в отношении препаратов из списка ЖНВЛП. Производитель найдет нишу препаратов, на реализации которых сможет возместить свои убытки.
"Понимаю, что прибыль важна, но в условиях нестабильной экономической ситуации надо найти общий язык", — сказала представитель регионального министерства.
Н. Косякова упомянула, что за те годы, что она занимается лекарственным обеспечением, ей никогда не приходилось видеть снижения цен на лекарственные препараты, что бы в стране ни происходило, будь то стабильная экономическая ситуация или, напротив, кризисная. Защитить региональный бюджет от повышения цен на лекарства может, например, заключение долгосрочных контрактов с производителями.
Она также затронула тему импортозамещения. Казалось бы, идея правильная, ведь благодаря тому, что на рынке появилось много отечественных препаратов, региональный бюджет может экономить колоссальные суммы и закупать препараты для большего количества пациентов. Но здесь усилия властей разбиваются о сложившийся среди пациентов и даже врачей стереотип, что отечественные препараты хуже иностранных, а дешевые и вовсе не способны лечить. Специалистам Минздрава Ростовской обл. приходится выступать на площадках различных СМИ с разъяснениями, что эта позиция неверна. Но переубедить они никого не могут, потому что население, по выражению Н. Косяковой, считает, что "чиновники хотят закупить побольше и подешевле, да похуже, распилить бюджет и загубить пациентов". Стоило только региональному Минздраву разместить график торгов на закупку отечественных тест–полосок для определения глюкозы в крови (в три раза дешевле импортных), как областная и федеральная пресса разразилась негодующими высказываниями. Но все препараты или изделия медицинского назначения, пояснила Н. Косякова, проходят регистрацию, что подтверждает их качество и пригодность к применению, поэтому у людей не должно быть сомнений. Она призвала представителей федеральных регуляторных ведомств вступиться за региональных заказчиков и чаще выступать в СМИ, а также среди врачей с разъяснениями, что государство контролирует качество закупаемой медицинской продукции.
И последний момент в выступлении Н. Косяковой касался применения НДС при формировании начальной цены контракта. Этот вопрос активно обсуждался на площадке партнеринга. Участники фармрынка ссылались на Налоговый кодекс, а также просто на здравый смысл, но ответ представителей ФАС был однозначным — в нормативных актах нет указания, что прибавлять НДС к предельной цене при формировании начальной максимальной цены правомерно. Проверки квалифицируют это как нарушение законодательства.
По материалам III партнеринга "Лекарства России — к междисциплинарному диалогу"