Министр не упомянула о социальном недовольстве части врачей в Москве, где медработники нескольких поликлиник проводят "итальянскую забастовку", и в Уфе, где голодают сотрудники скорой помощи. Не опровергла она и появившийся накануне отчет Счетной палаты, где констатируется, что оптимизация сети медицинских организаций привела к увеличению смертности среди населения.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
2014 г. стал важным для построения в России нескольких принципиальных составляющих эффективной системы здравоохранения. Укреплено профилактическое направление. Два года назад была проведена широкомасштабная программа диспансеризации. На сегодня ее прошла уже половина населения страны, т.е. более 75 млн чел., 40,1 млн чел. прошли диспансеризацию в 2014 г. Только 33% населения входят в группу практически здоровых людей, 21% — относятся к группе риска по различным заболеваниям, 46% лиц страдают хроническими заболеваниями.
У каждого 12-го взрослого россиянина выявлены сердечно–сосудистые заболевания, у каждого 100-го — хронические бронхолегочные заболевания, у каждого 200-го — диабет.
Более активно стали выявляться онкологические заболевания. Например, в отношении рака репродуктивной системы ранняя постановка диагноза помогла сохранить более 15 тыс. женских жизней в 2014 г.
Меры по формированию здорового образа жизни привели к неплохим результатам. Согласно данным опроса Фонда общественного мнения, 8 из 10 россиян, в т.ч. курильщиков, положительно оценили меры по ограничению табакокурения. На 17% снизилось количество курящих граждан нашей страны за период с 2008 г. Положительные изменения наблюдаются и в плане отказа от алкогольной зависимости. С 2008 по 2014 г. отмечено снижение более чем на 27% среднедушевого потребления алкоголя. Этот же период отмечен и тем, что вдвое увеличилось количество россиян, регулярно занимающихся спортом.
ПЕРВИЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ
Минздрав России ставил перед собой задачу в 2014 г. совершенствовать оказание первичной медицинской помощи и повышать ее доступность. В 2014 г. существенно укрепилась инфраструктура сельской медицины. Был открыт 171 фельшерско–аптечный пункт (ФАП), 157 фельдшерских пунктов, 508 офисов врачей общей практики, 148 врачебных сельских амбулаторий. На 2270 увеличилось число медподразделений в сельской местности. 3,3 тыс. молодых специалистов привлечены для работы по программе "сельский доктор". Обеспеченность сельского населения врачами возросла в результате на 17,5% с 2011 г.
По данным ВЦИОМ, удовлетворенность населения качеством оказания медицинской помощи повысилась в 2014 г. с 35 до 44%. Но это все еще очень низкий показатель. В первичном звене сохраняются проблемы: недостаток медицинских работников, неэффективное распределение обязанностей врача и медсестры, иногда равнодушное и грубое отношение к пациентам.
В 2014 г. были пересмотрены профессиональные роли медработников. В 10 пилотных регионах были отработаны модели организации работы первичного звена. В 17 регионах проведены фотохронометражные исследования работы врачей (не проводились с 1981 г.). По их результатам был сокращен документооборот врача, что высвободило его время на общение с пациентом до 25%. Средние нормативы приема врача ориентированы, прежде всего, на организаторов здравоохранения, а врач сам должен принимать решение, сколько времени уделять осмотру пациента.
Развитие службы охраны материнства и детства остается одной из важнейших задач Минздрава России. В 2014 г. был расширен в три раза по сравнению с 2011 г. бесплатный пренатальный скрининг на пороки развития плода. Все выявленные 1257 детей с врожденными наследственными заболеваниями взяты на диспансерный учет и получают необходимое лечение. Инвалидность среди новорожденных за отчетный период не выросла. Практически остановлена вертикальная передача ВИЧ от матери к ребенку. Успешно рожают детей женщины с диабетом и перенесшие трансплантацию органов.
Смертность детей на дому снизилась на 43%, а среди детей до года — на 29%. Младенческая смертность в 2014 г. достигла наименьших значений за всю историю страны — 7,5 на 1000 родившихся живыми. По указу Президента России в 30 субъектах Федерации строятся 32 дополнительных перинатальных центра.
Трехуровневая система здравоохранения позволила получать населению медицинскую помощь в специализированных межрайонных и региональных центрах. Благодаря правильной маршрутизации скорой помощи число больных с острой сосудистой патологией, вовремя доставленных на лечение, увеличилось почти в 2 раза. Результатом стало снижение смертности от болезней системы кровообращения — на 11,3%.
В 2014 г. включение 459 видов высокотехнологичной медпомощи в систему ОМС позволило повысить ее доступность для населения. Время ожидания такой помощи составило 21 день для взрослых и 14 дней — для детей. В течение года высокотехнологичная медпомощь оказывалась и в срочном порядке.
В 2015 г. возможно сохранение прежних объемов высокотехнологической медпомощи. Однако это возможно при удержании цен на лекарственные препараты, расходные материалы, импланты.
Расходы на здравоохранение в 2015 г. увеличены на 216,4 млрд руб. по сравнению с прошлым годом. При этом бюджет Фонда ОМС вырос на 24%, или более чем 295 млрд руб. Подушевой финансовый норматив программы государственных гарантий в 2015 г. увеличился до 11,6 тыс. руб. на человека.
Минздрав России совместно с субъектами разработал в 2014 г. дорожные карты развития отрасли, учитывающие региональный особенности.
Число мест в дневных стационарах увеличилось на 19 тыс. (8%). Повышение эффективности работы структуры здравоохранения привело к экономии более 4 млрд руб., которые были направлены на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и другие нужды отрасли.
Сокращение коечного фонда — не самоцель. Оптимизация в здравоохранении направлена на повышение качества оказания помощи и ее доступности за счет сокращения неэффективных затрат. Общий объем оказания медпомощи населению не сокращается. Главное, чтобы шаги по оптимизации структуры здравоохранения были тщательно продуманы и разъяснены и профессиональному сообществу, и пациентам.
В системе ОМС количество частных медицинских организаций увеличилось до 2 тыс.
КАДРЫ
Важнейшее условие работы отрасли — кадры. По состоянию на 1 января 2015 г. в отрасли работают 526,4 тыс. врачей и почти 1 млн 222 тыс. медицинских работников со средним профессиональным образованием.
В 2014 г. Минздрав России разработал базовые стандарты подготовки специалистов по 8 основным программам, скорректированы 190 образовательных программ. Разработаны 94 государственных образовательных стандарта для обучения в ординатуре. В 2014 г. 200 тыс. врачей прошли программу повышения квалификации. С 1 сентября 2015 г. будет введен образовательный сертификат, позволяющий каждому врачу выстраивать собственную образовательную траекторию.
1050 клинических рекомендаций были разработаны главными специалистами Минздрава. В 2015 г. они будут увеличены до 1300. Именно клинические рекомендации являются профессиональными матрицами для обновления образовательных программ и критериев аккредитации специалистов к профильной медицинской деятельности.
Средняя зарплата врачей достигла 46 тыс. руб. в месяц в 2014 г., среднего персонала — более 26 тыс. руб. Не вызывает особых опасений задача удержать достигнутые значения в 2015 г. Но в некоторых регионах по результатам проверок выяснилось, что разница в зарплатах медработников доходит до отметки — в 9 раз. Сегодня в регионах проводится работа по изменению структуры заработной платы медицинских работников. В 56 регионах доля оклада в структуре зарплаты врачей и медсестер остается ниже 30%.
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Совершенствовалось в 2014 г. и лекарственное обеспечение. Пересмотрен Перечень ЖНВЛП. Он расширен на 608 МНН, или более 21 тыс. торговых наименований, цены на которые регулируются государством. Системные изменения в части регистрации лекарств, а также регулирования цен на лекарства, создают условия для качественного лекарственного обеспечения населения и введения в оборот современных качественных лекарств, особенно отечественного производства.
В 2014 г. остро встала проблема доступности обезболивания для тех, кто в этом нуждается. Правовая база не менялась с 1998 г. Доступность наркотических анальгетиков для граждан возросла. Расширены до 3 месяцев допустимые запасы таких препаратов в аптеках на селе, продлен срок действия рецепта в три раза, увеличены нормы выпуска анальгетика пациенту. Предусмотрен упрощенный отпуск таких лекарств при повторном обращении пациента, а также его родственников и др. уполномоченных им лиц.
В 2014 г. Минздрав России совместно с другими структурами занимался доведением до общероссийского уровня системы здравоохранения Крыма и Севастополя. До возвращения в состав РФ врачи там работали на оборудовании 1970-х гг., пациенты платили практически за все услуги. С 1 января 2015 г. на новых территориях запущена система ОМС, создано подразделение Росздравнадзора, зарплата медицинских работников была повышена до среднероссийской.
Поблагодарив коллег за совместную работу, министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова добавила: "Сделано немало, но предстоит сделать еще больше".