В 2013 г. были завершены начатые двумя годами ранее беспрецедентные по масштабу и финансовому обеспечению региональные программы модернизации здравоохранения, на которые было выделено более 664 млрд руб. Всего за период реализации программ завершено строительство 101 медицинского учреждения, отремонтировано больше 4 тыс. медучреждений, закуплено и уставлено более 389 тыс. единиц оборудования.
Одним из приоритетов модернизации стало развитие первичной медико–санитарной помощи. По количеству ФАП, фельдшерских пунктов, сельских врачебных амбулаторий, офисов врача общей практики, введенных в строй, исходный план перевыполнен на 731 объект (16,7%), число врачебных сельских служб увеличилось более чем на 1,5 тыс.
Активно развивались выездные формы медицинской помощи. Это 915 мобильных медицинских комплексов, в т.ч. 204 передвижных комплекса для диспансеризации, 27 центров здоровья, 58 врачебных амбулаторных бригад, передвижные ФАП, более 8,5 тыс. выездных врачебных бригад.
Если провести сравнительный анализ, то доля сельских аптечных организаций в 2011 г. составляла 27,6% от общей системы, в 2013 г. она превысила планку 50%. Вместе с тем в ряде регионов страны проблем сельской медицины по-прежнему много.
Количество межмуниципальных, межрайонных центров экстренной и специализированной помощи увеличилось более чем в 2 раза, а число пациентов, получивших экстренную помощь в соответствии с современными требованиями, возросло в 2013 г. более чем до 15 млн человек. Однако в ряде регионов сеть выстроена лишь на 50–60%.
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДПОМОЩЬ
Более чем в 4 раза возросло число пациентов, получивших высокотехнологичное лечение в региональных медицинских учреждениях: за 2013 г. — с 127 тыс. до 166 (на 30%). При этом количество региональных учреждений, оказывающих ВМП, увеличилось за год с 222 до 289 в 60 субъектах РФ. Это позволило увеличить и общий объем высокотехнологичной помощи населению с 450 тыс. до 505 тыс., а также привело к значительному сокращению времени ожидания пациентами ВМП: среди взрослого населения до 21 дня, среди детей до 14 дней.
В то же время для некоторых медицинских профилей, например, нейрохирургии, сохраняются более длительные сроки ожидания — 35 дней.
Потребность у населения в высокотехнологичной медицинской помощи значительно выше предоставляемых сегодня объемов. С 2014 г. наиболее распространенные и растиражированные методы ВМП начали интегрироваться в систему ОМС, по сути, снимая ограничения с их объема. Из 1466 используемых методов ВМП 459 уже финансируются из ОМС.
ДЕТСКАЯ МЕДИЦИНА
Почти 187 млрд руб., выделенных на программы модернизации, были направлены на развитие детской медицины. Завершено строительство 40 детских учреждений, отремонтировано более 1,5 тыс. учреждений, установлено более 113 тыс. единиц современного оборудования. Развернуто более 4 тыс. высокотехнологичных коек акушерства и неонатологии, более 2800 коек реабилитации для детей. В 10 раз увеличилось число коек неонатальной хирургии. Вместе с тем исходный износ учреждений родовспоможения и детства существенно превышал среднеотраслевой износ, который составлял в 2011 г. 54,3%, а во многих регионах достигал 80–100%.
Информатизация отрасли
Число приобретенной в 2013 г. компьютерной техники превысило 374 тыс. единиц, организовано 630 тыс. локальных вычислительных сетей.
В 2013 г. в федеральный сервис загружено более 36 млн электронных медицинских карт (это около 26% численности населения страны).
В 5,7 тыс. медицинских организациях внедрен сервис «Запись на прием к врачу в электронном виде». С момента его ввода в эксплуатацию, с декабря 2012 г., каждый пятый визит в амбулаторное учреждение осуществляется через систему электронной записи.
В 2013 г. создано и апробировано электронное рабочее место врача, связанное со всеми необходимыми врачу информационными ресурсами, нормативными базами, системами помощи в принятии решений, а также позволяющее существенно сократить бумажный документооборот, давая врачу возможность общаться с пациентом большее количество времени.
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ
В 2013 г., после 30–летнего перерыва, проведена широкомасштабная диспансеризация взрослых и детей. Диспансеризацию прошли 35 млн человек, 21 млн взрослых и более 14 млн детей.
Ее итоги показали: почти 44% взрослого населения имеют уже сформированные хронические неинфекционные заболевания. Впервые диагностировано с помощью диспансеризации более 1,8 млн сердечно–сосудистых заболеваний, более 31 тыс. онкологических, при этом среди новообразований наиболее часто выявляют потенциально эффективно излечиваемые — 13,3 тыс. случаев рака молочной железы, 7,7 тыс. — рака предстательной железы. Еще 23% взрослого населения, которые являются так называемыми «практически здоровыми людьми», имеют высокий риск внезапной смерти из-за совокупности факторов риска.
Диспансеризация более 14 млн детей позволила констатировать в целом улучшение здоровья подрастающего поколения: 85% детей были отнесены к первой и второй группам здоровья, т.е. были полностью здоровы или имели обратимые функциональные нарушения. В то же время в обследованной группе 550 тыс. детей–сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, состояние здоровья оказалось значительно хуже. У 59,5% выявлялись уже сформированные хронические заболевания, а к 1–й и 2–й группам здоровья были отнесены лишь 40,5%.
Число абортов за год уменьшилось более чем на 54 тыс., но число их пока бесконечно велико — более 880 тыс. Это значительный резерв роста рождаемости и соответственно естественного прироста нашего населения.
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В рамках проводимой лекарственной политики в 2013 г., в соответствии с принятой Стратегией, Министерство сосредоточило внимание на совершенствовании нормативной правовой базы в сфере обращения лекарственных средств.
Принят Федеральный закон, которым установлены полномочия Правительства Российской Федерации по утверждению порядка формирования перечней лекарственных препаратов и медицинских изделий, гарантированных государством, а также изменены процедуры регистрации лекарственных препаратов, что позволило снять излишние административные барьеры и снизить число отказов в регистрации в 2 раза — с 60 до 33%, причем, что важно, без повышения рисков появления некачественной продукции.
Был подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», включающий большое количество важных смысловых блоков, регулирующих особенности государственной регистрации биологических, биоаналоговых, орфанных препаратов, закрепляющих правила честной конкуренции на фармацевтическом рынке, через введение процедуры оценки взаимозаменяемости лекарственных препаратов, а также вводящих представление о фармакопейных стандартных образцах. Подготовлены законопроекты, направленные на обеспечение присоединения России к конвенции Совета Европы «О борьбе с фальсификацией медицинской продукции» и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения, что чрезвычайно важно в связи с тем, что обеспечить безопасность от фальсификата невозможно в рамках одной страны и одной национальной системы, поэтому такая инкорпорация должна дать позитивный результат.
В ноябре 2013 г., в целях развития системы стандартизации качества лекарственных средств, был создан Совет Министерства здравоохранения по государственной фармакопее и развернута работа по подготовке очередного, XIII, издания Государственной фармакопеи Российской Федерации. В 2014 г. эта работа будет активно продолжена и реализуется в издании первых частей этой фармакопеи.
Существенное развитие получила сфера регулирования обращения медицинских изделий. Подготовлены и приняты 18 нормативных актов, устанавливающие правила их государственной регистрации, ведение государственного реестра медицинских изделий, порядок осуществления государственного контроля за их обращением.
Впервые в ноябре 2013 г. Российская Федерация вошла на правах равноправного участника в управляющий комитет Международной организации Регуляторов Медицинских Изделий.
КАДРЫ
Для закрепления кадров в отрасли доля целевого приема в образовательных учреждениях Минздрава России была увеличена до 38,5%.
Программа «Земский доктор» позволила привлечь для работы в сельских медицинских организациях более 12 тыс. молодых врачей, только в 2013 г. — 4,3 тыс.
В 2013 г. выпуск из образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования составил около 100 тыс. молодых медиков. Совместно с советом ректоров медицинских вузов учебно–методическим объединением Минздрава России были разработаны новые федеральные государственные образовательные стандарты по всем основным 11 врачебным направлениям и впервые за всю историю нашей страны были разработаны стандарты по всем специальностям подготовки ординатуры — это 94 стандарта. Основу для образовательных программ составили национальные клинические протоколы, которые начали создаваться в нашей стране в 2013 г. За год было подготовлено 420 протоколов, из которых сегодня утверждено более 310.
Стартовал пилотный проект по отработке основных принципов непрерывного образования для участковых терапевтов, педиатров и врачей общей практики. Сегодня в этом проекте принимают участие 15 образовательных организаций Минздрава России, 9 общественных профессиональных организаций, 735 врачей первичного звена.
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ
С 2013 г. осуществлен переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, впервые за весь постсоветский период — на полностью консолидированную и социально справедливую систему, основанную на едином подушевом финансовом нормативе на каждого гражданина РФ. Подушевой норматив 2013 г. превысил норматив 2012 г. на 45%, при этом значительно расширилась структура тарифа ОМС, включившего расходы на текущее содержание медицинских организаций и приобретение основных средств на сумму до ста тысяч рублей за единицу.
По результатам мониторинга утвержденных на 2014 г. территориальных программ государственных гарантий размер дефицита их стоимости за счет ассигнований бюджетов регионов превысил 100 млрд руб. Не восполнив этот дефицит, не удастся развить медицинскую помощь в нестраховом сегменте и лекарственное обеспечение граждан в амбулаторном звене.
С 2014 г. Федеральный фонд ОМС реализует полномочия по разработке и установлению единых требований к структуре и содержанию тарифных соглашений. Разработана и утверждена новая редакции правил ОМС, в которой, в частности, конкретизирована методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотрена процедура мониторинга госпитализации и поэтапность оказания помощи пациентам в стационарах. Особое внимание было уделено переходу на более прогрессивные способы оплаты медицинской помощи, ориентированной на результат деятельности медицинских организаций, в амбулаторном звене — на подушевой основе, в стационаре и в дневном стационаре — за законченный случай лечения заболевания с учетом соответствующей клинико–статистической группы.
Безусловно, наиболее затратная для государства помощь та, которая оказывается в условиях стационара, и скорая медицинская помощь. Расходы ОМС на одну койку в год в среднем составляют около миллиона рублей. На сегодня коечный фонд в стране используется недостаточно эффективно. Среднегодовая занятость койки составила 322 дня, а в некоторых регионах даже меньше.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
По результатам 2013 г. ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на полгода — до 70,8 лет. У женщин она достигла исторического максимума для нашей страны — 76,6 лет. У мужчин пока остается чуть выше 65 лет. Общая смертность снизилась до показателя 13 на тысячу населения.
В 2013 г. отмечен естественный прирост населения, который превысил 24 тыс. человек. Результат, достигнутый на фоне некоторого уменьшения показателей рождаемости, — на 0,2%, т.е. лишь за счет снижения смертности населения. Почти на 5% снизилась младенческая смертность — с 8,6 до 8,2 на тысячу родившихся, несмотря на учет детей с экстремально низкой массой тела от 500 г до 1 кг. Устойчивое снижение этого показателя подтверждено результатами января — февраля 2014 г. Показатель составил уже сейчас 7,9 на тысячу, причем более чем в 20 регионах показатель ниже 6 на тысячу, что соответствует лучшим мировым стандартам. Отмечен минимальный за всю историю страны уровень материнской смертности: она снизилась более чем на 5% по сравнению с данными за 2012 г. Снизилась смертность россиян от болезней системы кровообращения на 4,5%, от туберкулеза — почти на 10%, от внешних причин — более чем на 4%, в т.ч. и от дорожно-транспортных происшествий — на 0,7%.
Снижение смертности от онкологических заболеваний уставлено в 32 регионах, однако в масштабах всей страны этот показатель значимо не изменился.