27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024 18+
27.07.2024 Издается с 1995 года №7 (364) июл 2024
// Фармрынок // Аптечные сети

Мирное время российского фармритейла

С 2003 по 2007 гг. количество аптек и аптечных пунктов в Российской Федерации увеличилось с 34 до 40 тысяч, аптечных киосков – с 22 до 25 тысяч. Для аптек развитие инфраструктуры означает рост конкуренции, появление необходимости изобретения новых стратегий и форматов, а для потребителя – повышение качества и доступности предоставляемой услуги.

Беспалов Николай
Руководитель департамента аналитических исследований ЦМИ «Фармэксперт»

TOP-10 аптечных сетей – «Аптеки 36,6», «Ригла» (включая О3), «Фармакор», «Имплозия», «Мособлфармация», «Первая помощь», «Радуга», «Доктор Столетов», «Вита» и «Старый лекаръ» – контролируют 19,4% розничного фармацевтического рынка России. Если сравнить с дистрибуцией, то мы увидим, что там TOP-10 компаний контролируют 80–90% рынка, да и уровень конкуренции в разы выше. Значит, возможностей для роста аптечного сектора еще более чем достаточно.

Из десятки лидеров 3 компании («Ригла», «Мособлфармация» и «Радуга») по итогам I полугодия показывали снижение рыночной доли. Основные факторы, вызвавшие спад, – недостаточно интенсивное развитие инфраструктуры и закрытие части точек.

Аптека становится местом, где помимо лекарственных средств можно приобрести самые разнообразные товары. Уровень концентрации в аптечном ритейле (60%) намного больше уровня концентрации в продуктовом (25%). Причем 60% аптечного сектора делят между собой сотни компаний.

Процесс концентрации в 2009 году, скорее всего, замедлится, при этом доля и дальше будет увеличиваться, в частности, из-за последствий финансового кризиса и появления на рынке иностранных инвесторов.

Наиболее удачными годами для отрасли были 2006 и 2007-й. При этом на роль лидера претендовала лишь одна компания – «Аптеки 36,6». В текущем году сеть была вынуждена пересмотреть политику дальнейшего развития. В 2008 г. на рынок слияний и поглощений в секторе фармритейла впервые вышла иностранная компания – Oriola. Однако, кто станет новым центром кристаллизации, пока остается под вопросом. Очевидно, что финансовый кризис станет отправной точкой для дальнейшей консолидации активов, однако процесс этот начнется не мгновенно, и здесь многое будет зависеть от общей финансовой ситуации в стране.

Крупнейшие российские аптечные сети (ТOP-9) совокупно контролируют 16,9% российского рынка ЛС. Однако большинство даже самых крупных аптечных сетей охватывают немногим более трети российских регионов. Поэтому говорить о какой-то жесткой конкуренции между крупными сетями не приходится. Кстати, возвращаясь к сравнению с продуктовым ритейлом, можно сказать что там на ТОР-10 компаний приходится менее 12%.

В регионах аптечные сети сталкиваются с локальными игроками.

Чем меньше у компании точек, тем проще управлять сетью. Количественное наращивание сети, безусловно, позволяет занять большую рыночную долю. Однако если компания, управляя меньшим количеством точек, контролирует значительную часть рынка, это говорит только в ее пользу: компания конкурирует не за счет масштаба, а за счет внутренних ресурсов. Именно поэтому знак равенства между количеством точек и долей рынка ставить не всегда правильно.

Наиболее эффективные бизнес-модели построены: в Санкт-Петербурге (362 аптечные точки контролируют 47,3% регионального рынка), Самаре (330 аптечных точек контролируют 66,5% регионального рынка), Ростове (210 аптечных точек контролируют 35% регионального рынка) и Башкортостане (195 аптечных точек контролируют 22,7% регионального рынка).

Бизнес-решения, которые принимают все:

  • дисконтные программы;
  • расширение ассортимента;
  • корпоративные стандарты обслуживания;
  • узнаваемость торговой марки аптеки (аптечной сети);
  • максимальные отсрочки платежей;
  • системы планирования и учета.

Бизнес-решения, которые принимают не все:

  • определение удобного для посетителей графика работы аптеки;
  • особое внимание к внешнему виду работников первого стола;
  • возможность заказа отсутствующего товара;
  • возможность предварительного заказа;
  • создание особой атмосферы в торговом зале за счет музыки, ароматов и т.п.;
  • собственная торговая марка.

Показатель численности аптек, хоть и является параметром, свидетельствующим о развитости отраслевой инфраструктуры, в значительной степени зависит от покупательной способности населения.

В России одна аптека в среднем обслуживает большее количество человек (5600), чем аптека в развитых странах (Германия – 3800, Франция – 2800, Великобритания – 4800). Этот показатель заметно отличается в разных регионах и городах России. В некоторых регионах с высоким уровнем жизни, например, в Москве, показатель численности населения на 1 аптеку (3900 человек) ниже, чем в других, сравнимых по уровню дохода. Что свидетельствует о сравнительно низком уровне конкуренции и возможности открытия новых точек. Указанный фактор важно учитывать при планировании стратегии регионального развития аптечных сетей.

Российский фармритейл переживает фазу естественного эволюционного развития, в ходе которого появляются самые разнообразные формы жизни: рынок, прилавочный тип, открытый доступ, фарммаркет, дискаунтер, высокотехнологичная аптека, интернет-аптека. Какая из этих форм окажется наиболее эффективной в будущем, способно показать только время. Вероятно, многие из них будут развиваться параллельно, многие вступят в симбиотические связи, многие сойдут с дистанции и останутся в истории памятниками причудливости эволюционного развития. Нельзя исключать также появления совершенно нового формата, на сегодняшний момент не представленного, который в будущем займет доминирующее положение.

Аптечный ассортимент постоянно растет и расширяется за счет продукции массового спроса. И это тоже отнюдь не революционный путь развития, а вполне закономерный эволюционный процесс, направленный на увеличение прибыли конкретного аптечного предприятия.

В аптеке можно приобрести продукцию и получить услуги, не связанные с ЛС:

  • БАД, медицинская техника, ИМН, лечебная косметика, диетическое питание;
  • товары гигиены, косметические средства, минеральная вода, печатная продукция, кондитерские изделия;
  • консультация врача, страховой полис;
  • банковские услуги, оплата мобильной связи.

Впрочем аптека с любым типом ассортимента имеет право на жизнь. И если какой-то компании удастся построить эффективную бизнес-модель только на продаже ЛС, никто не заставит ее заниматься продажей банковских кредитов.

Фокусировка на определенной ассортиментной группе – тоже конкурентное преимущество. Причем довольно сильное. Расширение ассортимента ни в коем случае не руководство к действию, а лишь один из возможных путей развития.

Мирное время российского фармритейла не отрицает существования жестких условий выживания:

  • эффективной конкуренции в современных условиях;
  • поиска финансовых ресурсов для развития;
  • многообразия действующих форматов бизнеса, поиска новых;
  • постоянной оптимизации бизнес-процессов;
  • расширения ассортимента за счет продукции FMCG;
  • лоббирования интересов отрасли (объединения и ассоциации).

По материалам круглого стола «Современные технологии в работе российской аптеки» в рамках выставки «Аптека-2008»

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma
Статьи подрубрики аптечные сети:
Финансовые подробности аптечного бизнеса

Отношения между аптечной организацией и дистрибутором за последнее время изменились. На первый план вышли жесткие финансовые требования.

Аптеки сегодня: локальные игроки не сдают позиции

Несмотря на то, что рынок еще не вошел в фазу стабильности, аптеки продолжают открываться. Новые точки появляются как и у федеральных, так и у региональных сетей, а одиночные аптеки продолжают выдерживать конкуренцию.

А.П. Филиппов: наше завтра — это то, что мы делаем сегодня

С начала третьего тысячелетия национальный фармрынок пережил целую серию трансформаций, и неудивительно, что дискуссии о возможных переменах в структуре аптечного сегмента не стихают и сегодня. Ведь каждый хотел бы знать ответ на вопрос: каким может стать будущее аптеки — как ближайшее, так и более отдаленное?

Крупная конкуренция: всегда ли выигрывают фармгиганты?

Рынок — это всегда борьба за «место под солнцем», даже если задачи отрасли — исключительно социальные. Данная тенденция не оставила в стороне и аптеку: чтобы обеспечить пациента лекарством, в первую очередь, надо выжить самой.

От противоборства к регулированию будущего розницы

Пути построения цивилизованного коммерческого рынка обсудили на специальной сессии РААС в рамках XXX Российского фармацевтического форума им. Н.А. Семашко.

Специализированные
мероприятия
 
 
Omni farma