29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

О будущем "пилота" по дистанционной продаже Rx–препаратов

С 1 марта 2023-го в Москве, Московской и Белгородской областях реализуется пилотный проект по дистанционной продаже рецептурных препаратов. В эксперименте могут принять участие аптеки, которые имеют возможности для online-торговли. "Пилот" продлится до 2026 года.

Как проходит проект сейчас, его проблемы и перспективы проанализировали эксперты PharmPRO Константин Шарловский и Сергей Зарубин.

План

Изначально целью проекта было упрощение жизни одиноких маломобильных граждан и повышение доступности препаратов для населения. Последнее особенно важно в тех районах, где аптеки отсутствуют. Цель благая, но она не может существовать сама по себе, считает Константин Шарловский, руководитель практики "Фармацевтика и здравоохранение" "Пепеляев Групп". Когда речь идет о об инвестициях и расходах не столько государства или благотворительных фондов, сколько коммерческих компаний – аптек и маркетплейсов, такие затраты должны уравновешиваться увеличением объема продаж либо иными преимуществами. Но рецептурные препараты — продукт со строго определенным статусом, а сам эксперимент имеет территориальные и ассортиментные ограничения. Кроме этого, на рынке присутствуют жесткое ценовое регулирование в отношении жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и сложная внешняя конъюнктура. Все это ставит под сомнение ожидаемую активность игроков рынка в части инвестиций в этот сегмент, отмечает эксперт.

Дистанционная продажа Rx 1

Реальность

Минздрав РФ считает проект по дистанционной продаже Rx перспективным. В кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) зам. министра здравоохранения РФ Павел Пугачев сообщил, что представители регулятора еженедельно встречаются с участниками эксперимента, планируют полномасштабно запустить онлайн-продажу Rx-препаратов в трех регионах и ставят цель — запустить проект по всей стране.

По данным RNC Pharma, в конце июня главное ведомство по здравоохранению отчитался о промежуточных результатах эксперимента по продаже Rx-препаратов: за первые три месяца пилотного проекта было обработано порядка 80 рецептов.

Но, как рассказал зам. министра здравоохранения Московской области Геннадий Легостаев, сервис мало востребован в том числе из-за неудобств, которые присутствуют в проекте с момента получения рецепта до доставки лекарства.

"Для потребителей ценность доставки лекарств была бы существенно выше (а количество заказов, соответственно, больше), если бы получать рецепт возможно было дистанционно, например, в рамках получения медпомощи в формате телемедицины", — говорит представитель юридической компании.

Если правильно внедрить электронный рецепт, то проблемы в длинной цепи взаимодействия участников пилотного проекта можно решить на корню, считает Сергей Зарубин, эксперт PharmPRO. По его словам, для этого требуется комплексная работа врачей, фармацевтов, аптек, IT-компаний и государства.

Дистанционная продажа Rx 2

"Не секрет, что врачи часто не выписывают даже бумажные рецепты, а просто дают рекомендации по лекарствам. Если сказать им, что теперь необходимо выписывать рецепты на все еще и в электронном виде, можно встретить очень большое сопротивление. Соответственно, просто взять и переформатировать их отношение не получится", — прокомментировал эксперт.

У фармацевтов — свои сложности с рецептами. По наблюдениям эксперта, даже в аптеках, где сейчас работает электронный рецепт, фармацевты не получили должного обучения по работе с данной системой. Они могут найти в ней препарат и продать его по рецепту, но у них часто не получается зафиксировать в системе, сколько препаратов было отпущено и что это за лекарства.

Оба эксперта отмечают, что сложности в проекте возникают не только при работе с рецептами, будь они бумажными или электронными. На "пилот" повлияли технические и законотворческие проблемы, технологические недоработки, а также человеческий фактор.

В пилотном проекте участвует ограниченное число лекарственных препаратов, которые можно реализовывать по электронному рецепту. Сергей Зарубин отметил, что этот список долго утверждали, однако времени на подготовку к работе с ним у участников рынка было недостаточно. Перечень разрешенных к дистанционной продаже лекарств внедряли через единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов (ЕСКЛП), который тоже в тот момент технически не был полностью готов.

"Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), с которого происходил переход на ЕСКЛП, элементарно изжил себя: сервис очень тяжелый, в нем много ошибок и часто происходят сбои. Такая индустрия как фарма просто не может себе позволить работать на столь устаревших системах, — считает Сергей Зарубин. — Переход, не побоюсь этого слова, провалился. Необходим централизованный реестр номенклатуры лекарственных препаратов для использования во всех учетных системах участников".

Дистанционная продажа Rx 3

Упущением со стороны законодателей является также отсутствие регламентов, определяющих работу операторов и контролирующих централизованное развитие. В проекте участвуют разные операторы, которые конкурируют между собой за "место под солнцем", что противоречит базовым целям инициативы.

Перспективы

Пилотный проект по онлайн-продаже рецептурных препаратов может кардинально изменить фармотрасль, если доработать его, считает Сергей Зарубин. На улучшение проекта не потребуется много времени. Основное препятствие здесь — человеческий фактор.

"Люди должны собраться, подумать и решить, что и как доработать. Большая часть задач лежит именно на законодательных органах. Как только они четко пропишут регламенты для каждого участника, под эту законодательную основу будет несложно и недолго построить IT-структуру. Я бы исчислял срок ее создания в месяцах", — сказал он, добавив, что при условии усовершенствования проект научит фармацевтическую отрасль по-другому работать с цепочкой "производитель — дистрибьютор — фармацевт".

"Важно добиться прозрачности и однообразности правоприменения, чтобы внедряемая система была стабильна и сбалансирована, минимизируя риски как потребителей (например, в части доступности лекарств по электронным рецептам, сохранности и конфиденциальности персональных данных и врачебной тайны), так и продавцов (например, конкретизация допустимых границ продвижения Rx-препаратов на маркетплейсах или сайтах интернет-аптек, разрешение вопросов потенциальной ответственности аптек с учетом территориальных особенностей эксперимента и др.)", — согласился Константин Шарловский.

По мнению экспертов PharmPRO, точки роста есть у всех участников пилотного проекта по дистанционной продаже рецептурных препаратов, но работать над недостатками нужно уже сейчас. Корректное внедрение электронного рецепта и создание полностью прозрачной цепи взаимодействия — приоритетные задачи. Если навести порядок с этими составляющими, у проекта появится больше возможностей для дальнейшего развития.

Материал предоставлен PharmPRO

Статьи подрубрики государственное регулирование:
Трансформация рынка БАД и тренд на его увеличение

Популяризация здорового образа жизни, забота о состоянии здоровья и иммунитета, борьба со стрессовыми состояниями, особенно после пандемии Covid-19, лишь подстегнула интерес людей к биологическим активным добавкам к пище (БАД). Существенно заметен рост продаж пробиотиков, поливитаминов, антиоксидантов, коллагенов, продуктов для здоровья суставов, а также витаминов, в частности, группы B и магния.

Влияние искусственного интеллекта на фармдизайн

Фармацевтическим дизайном называется интеллектуальная деятельность, направленная на поиск и создание материального продукта (вещества), который при взаимодействии с соответствующей биологической мишенью формирует лечебный эффект, целью которого является достижение физиологического и духовного комфорта (излечения) пациента, пребывающего в состоянии патологии (болезни).

Фармация Х невозможна без помощи искусственного интеллекта

На современном этапе российского здравоохранения, когда суверенность все глубже проникает в жизнедеятельность страны, постепенно становясь долгосрочным трендом, а здоровье приобретает базовую ценность на фоне растущих ограничений, в приоритете позитивный нравственный императив ЗОЖ работника фармацевтического фронта (и не только).

Фарминдустрия: тренды и задачи

Фармотрасль в условиях "турбулентности" изменилась и благодаря, а не вопреки, нарастила мощности, объемы производства, номенклатуру продукции, усилила свои компетенции. 

Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.