18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Здравоохранение

О лекарственном обеспечении и государственном бюджете

Вопросы, связанные с организацией лекарственного обеспечения в РФ, на сегодняшний день являются актуальными. Самая большая проблема сегодня — недофинансирование системы здравоохранения. Каким же образом эта проблема будет решена к 2018 г.? Планируется привлечь альтернативные источники финансирования, связанные с добровольным медицинским страхованием, начислениями работодателей, ведомственной медицинской инфраструктурой, т.е. будут реализованы дополнительные меры, в т.ч. повышение акциза на табак и алкоголь.

Мелик–Гусейнов Давид Валерьевич
Директор НП «Центр социальной экономики», член Консультативного совета Минздрава России

Следующая проблема — низкая квалификация врачей в регионах и связанная с ней проблема нехватки как самих врачей, так и среднего медицинского персонала. Совсем недавно было принято решение, что каждый врач будет повышать свою квалификацию непрерывно в течение всего года. По статистике, на настоящий момент в стране не хватает практиков–терапевтов, эндокринологов, кардиологов, но наблюдается избыток гинекологов и стоматологов.

В России врач, в основном, занимается тем, что пишет отчеты, заполняет формуляры, а на пациентов у него времени практически не остается. Поэтому сегодня активно обсуждается вопрос о перераспределении врачей внутри специальностей.

Неэффективность лечения также является проблемой, поэтому и было принято решение о переходе на стандарты оказания медицинской помощи для того, чтобы усреднить всю систему оказания медицинской помощи по всем нозологиям. Но в 2012 г. было принято решение от стандартов отойти, т.к. после подсчетов стало понятно, что система недофинансирована в 2,5 раза, а стандарты являются минимальными по объему выполнения медицинских манипуляций.

Стандарт сегодня несколько утрачивает свое значение и становится в большей степени бухгалтерским документом. Немаловажной проблемой является слабый контроль над отраслью, когда врач не несет ответственности за диагноз и назначение, т.к. он не является субъектом права. К 2018 г. врач станет таким субъектом, потому что станет обязательной процедура лицензирования.

И нельзя не обратиться еще к одной проблеме — отсталой инфраструктуре здравоохранения, когда во многих регионах даже после введения программы модернизации царит разруха, не хватает необходимого оборудования, специалистов. Во многих регионах проходит процесс т.н. «бархатной приватизации» в социальной инфраструктуре. В Москве, Санкт–Петербурге, Екатеринбурге существуют примеры того, что государство передает в частные руки управление больницей, поликлиникой, клиникой, ЛПУ.

Большой проблемой является хаос в ценах, поэтому было принято решение о референтном ценообразовании. Но не решен вопрос о взаимозаменяемости лекарственных препаратов, и консенсус по данному вопросу пока не достигнут. Существует зависимость от импорта, хотя границы между препаратами, произведенными в России и за рубежом, если говорить об их качестве и эффективности, уже практически нет. В нашей стране нет исключительно отечественных препаратов. У всех ЛС, которые производятся в России, либо импортная субстанция, либо они изготавливаются на импортном оборудовании. Граница размыта, и сегодня практически все иностранные компании локализовались в России.

Еще одной проблемой является неплатежеспособность населения и государства в вопросах дополнительного лекарственного обеспечения. С 1 января 2013 г. стартовала программы возмещения лекарственных средств, которая показала хорошие результаты.

Если говорить о финансовых потоках в сфере здравоохранения, в 2012 г. расходы выросли по всем источникам, включая федеральный и региональные бюджеты, а также средства Федерального фонда ОМС. С января 2012 г. вступил в силу закон о страховании в регионах неработающего населения и введении за них фиксированного платежа в систему ОМС (+40 млрд руб. ежегодно). В 2013 г. в среднем на 30% были увеличены зарплаты медицинских работников. Средства, полученные от повышения на 2% тарифа страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования (около 230 млрд руб. ежегодно), с 2013 г. направляются на обеспечение стандартов медицинской помощи, включая зарплату медперсонала, лекарства, питание пациентов. Расходы федерального бюджета на здравоохранение с 2012 по 2015 г. снижаются с 554,7 до 383,3 млрд руб. (–30,9%). При этом предполагается, что регионы увеличат расходы на медицину с 812,3 млрд до 1131,3 млрд руб. (+39,2%).

Рассматривая общее финансирование системы здравоохранения как отрасли в общем объеме ВВП до 2020 г., нужно учитывать, что общий объем финансирования здравоохранения растет. Однако доля затрат от ВВП на здравоохранение остается в пределах 4% вплоть до 2020 г. Планируется на государственном уровне привлечь к финансированию здравоохранения дополнительные источники (например, ДМС, платные медицинские услуги и т.д.). Это поможет частично компенсировать общую недофинансированность системы здравоохранения. Ожидается, что Россия перейдет к социально–страховой системе финансирования здравоохранения, будет сочетать в себе рынок медицинских услуг с развитой системой государственного регулирования и социальных гарантий, наличие ОМС всего населения страны при участии государства в финансировании страховых фондов. Государство играет роль гаранта в удовлетворении необходимых потребностей всех граждан в медицинской помощи. Роль рынка медицинских услуг сводится к удовлетворению потребностей населения сверх гарантированного (минимального) уровня.

Алексей Улюкаев, министр Минэкономразвития России, выступая на Правительственном часе в Государственной думе ФС РФ в сентябре 2013 г., сказал: «Ситуация в экономике в целом является худшей с момента мирового кризиса 2008 г. Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние пять лет с момента кризиса. По итогам 8 месяцев 2013 г. темпы роста ВВП составили лишь 1,8%». Бюджеты большинства регионов России являются крупными должниками банков — на 2% сократились доходы и на 5% вырос расход бюджетов субъектов Федерации за первую половину 2013 г.

Идет процесс разбалансировки бюджетов субъектов РФ. Факторы разбалансировки — указы о тотальном повышении зарплат бюджетникам, потому что в основном это повышение происходит за счет бюджетов субъектов (федеральная поддержка этой статьи в 2013 г. уже сократилась на 7%).

Стагнация, которая тихо переходит в экономический кризис. За первую половину 2013 г. налог на прибыль субъектов Федерации сократился на 20%. Компенсировать ростом доходов от имущества, доходами от малого бизнеса не удается. Устойчиво растет только НДФЛ — налог на доходы физических лиц, но это за счет повышения заработной платы. В рейтинге самых больших должников Москва, Республика Татарстан, Краснодарский край и др. регионы, наименьший государственный долг у Пермского края, Тюменской обл. и Республики Адыгея. Дефицит бюджета за первое полугодие 2013 г. имели почти две трети субъектов РФ. Минфин принимает основные решения в системе здравоохранения, как на федеральном, так и на региональном уровне, и говорит о том, что наблюдается профицит в целом по всем субъектам Федерации. Но профицит за первое полугодие 2013 г. в 158 млрд руб. обеспечен тремя субъектами Федерации: Москва — 85 млрд, Санкт–Петербург — 51 млрд и Сахалин — 22 млрд, все остальные находятся в дефиците. Из чего формируется региональный бюджет, если неравномерность бюджетной обеспеченности в России усугубляется? Это налог на прибыль, основные получатели которого — Москва, Ханты–Мансийский и Ямало–Ненецкий АО и Санкт–Петербург (для остальных регионов такой налог роли не играет). Налог на доходы физических лиц растет в среднем на 12% в год. Он обеспечивает некую стабилизацию региональных бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость и налог на добычу полезных ископаемых идут на федеральный уровень. Каждый из них дает треть доходов в федеральный бюджет. НДПИ — платят нефтегазовые регионы. Основные плательщики НДС — Москва, Московская обл. и Санкт–Петербург.

В результате проведенного опроса были выявлены самые эффективные технологии оптимизации расходов в здравоохранении на региональном уровне. На первом месте стоят амбулаторные программы лекарственного обеспечения, на втором — сокращение инфраструктуры (ЛПУ, врачи и т.д.), и на третьем — фондоудержание (поликлиника платит больнице). Оценка медицинских технологий (HTA) позволяет оптимизировать существующие расходы.

На сегодняшний день существуют четыре типа бюджета, через которые осуществляется закупка, в частности, лекарственных препаратов — это федеральный и региональный бюджет, ОМС и ведомства. Но в ближайшее время федеральный и региональный бюджет и система ОМС будут объединены в один финансовый поток — систему ОМС. С 2015 г. в систему ОМС вольется последний из реформируемых потоков — ВМС. Может возникнуть ситуация нехватки средств, и этот вопрос необходимо активно обсуждать.

Если проанализировать финансирование лекарственного обеспечения населения в стационарных и амбулаторных условиях, можно сделать следующие выводы. Общее финансирование лекарственного обеспечения растет. Основной рост происходит за счет увеличивающейся части сегмента ОМС, в рамках которого идет закупка лекарственных препаратов для потребностей ЛПУ, а с 2015 г. — для высокотехнологической медицинской помощи. Федеральное финансирование снижается. Однако при передаче полномочий по управлению программы «Высокозатратные нозологии» в регионы, федеральный бюджет сократится еще более радикально. На этом фоне должен вырасти бюджет региональных закупок. В среднем объем государственного финансирования лекарственного обеспечения во всех сегментах (стационарный и амбулаторный) составит 410 млрд руб. к 2018 г., что на 60% больше, чем в 2013 г.

Рассматривая мэппинг (в русском языке есть хорошее слово «отображение» – сопоставление элементам одного множества элементов другого. — Прим. ред.) и эволюцию финансовых потоков лекарственного рынка, можно сделать вывод, что фокус принятия решений о закупках лекарств смещается на уровень регионов. В связи с этим во многих регионах развивается активность по формированию региональных целевых программ (РЦП).

РЦП являются планом расходования части средств бюджета и средств из внебюджетных источников, направленным на достижение конкретных результатов в сфере здравоохранения субъекта Федерации. Сам термин не является фиксированным, могут реализовываться различные по статусу и наименованию госпрограммы: долгосрочные, ведомственные, республиканские, областные, относящиеся к ПНП «Здоровье» и др. Данные отличия обуславливаются юридическими, административными и бюджетными особенностями конкретных регионов и отсутствием жесткой детерминации программ и требований к ним. Особенностью расходования средств в рамках РЦП в отличие от финансирования ЗО в рамках классического бюджетного процесса является увязка расходуемых средств с конкретной целью, задачами, мероприятиями и получаемыми результатами в ходе реализации программы. Отсутствие унификации является основной сложностью при анализе РЦП. Широкий коридор, который предоставляется региональным властям, приводит к достаточно сильным отличиям программно-целевого бюджетирования от региона к региону.

Рассматривая динамику программ, мы видим следующие цифры: совокупный бюджет на 2012 г. составил 460 млрд рублей (число действующих программ — 78) , на 2013 г. – 775 млрд руб. (число действующих программ — 217) и на 2014 г. — 900 млрд руб. (число действующих программ — 163). До конца 2013 г. могут быть приняты дополнительные, поэтому показатели 2014 г. могут измениться в сторону увеличения. Важно отметить, что кроме статей прямых закупок ЛС, во многих программах расписаны мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи и внедрения новых стандартов лечения. Финансирование таких мероприятий предполагает и закупку препаратов, но в то же время в программах эти строки не детализируются. Соответственно, объем закупок препаратов в рамках РЦП может быть значительно выше. Категоризация программ по покрытию на 2013 г. (217 программ): развитие здравоохранения — 58, социально значимые заболевания — 22, онкология — 20, туберкулез — 14, ВИЧ/СПИД — 13, ССЗ — 12 и др. — 92.

Опасные вызовы региональному здравоохранению: слаборазвитая или неоптимальная инфраструктура, отсутствие знаний, технологий, статистики, фрагментарный взгляд на систему в целом, запаздывание в трансфере мировых технологий и информационный вакуум.

Три кита решения любой проблемы в системе здравоохранения — это сохранение здорового населения (профилактика), диагностика (более раннее выявление) и лечение заболевших (своевременно). Сегодня работает программа территориальных государственных гарантий, в рамках которой пациентам гарантирована бесплатная медицинская помощь, о которой население не всегда осведомлено. Разъяснять пациентам их права — является на данный момент главной задачей консолидированного пациентского сообщества.

По материалам семинара «Роль пациентских организаций в совершенствовании системы здравоохранения», приуроченного ко Всемирному дню диабета, 2013

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи рубрики здравоохранение:
Общественники просят пересмотреть ЖНВЛП

Общественная организация «Движение против рака» направило письмо в Кабмин, Минздрав и Счетную палату с просьбой назначить повторное заседание Комиссии по формированию перечня ЖНВЛП и изменить решения в отношении лекпрепаратов лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан, соторасиб для терапии тяжелых форм рака различной этиологии.

Лекарственная безопасность страны

Представители отрасли всех уровней — от синтеза молекулы до аптеки и конечного потребителя — сообщили о существующем положении дел на фармацевтическом рынке. 

ЖНВЛП: шанс на лечение для пациентов с лимфомами

Ежегодно 15 сентября отмечается Всемирный день борьбы с лимфомами. В этот день врачи и ученые повышают осведомленность людей о злокачественных заболеваниях крови и лимфатической системы, их симптомах и ранней диагностике, привлекают внимание к проблемам, связанным с обеспечением помощи онкогематологическим пациентам.

Роль клинического фармаколога в лекобеспечении

Об особенностях формирования лекарственной политики в медорганизациях, проблемах лекарственной безопасности при выборе фармакотерапии и применении IT технологий говорили на прошедшем Фармсаммите в рамках конгресса «Человек и лекарство».

Профилактика: задачи врача и пациента

Одна из целей отечественного здравоохранения — увеличение средней продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. Не последнюю роль в ее достижении играет профилактика заболеваний. Принято считать, что к ней относятся сбалансированное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек и, конечно же, диспансеризацию. Однако на практике эти простые, на первый взгляд, меры не всегда оказывают нужный эффект. Многое зависит не только от мотивации каждого человека, но и от готовности системы здравоохранения посмотреть на профилактику болезней шире.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг