Все это в комплексе улучшает качество жизни всех групп граждан, сокращая затраты на дорогостоящие виды медицинской помощи. С состоянием лекарственного обеспечения жителей г. Москвы в 2015 г. и перспективах на 2016 г. участников научно-практической конференции "Фармацевтическая служба города Москвы" в рамках ежегодной — уже 14–й Московской ассамблеи "Здоровье столицы" ознакомил начальник Управления фармации Департамента здравоохранения г. Москвы, к.м.н. Константин Александрович Кокушкин.
— Основными направлениями лекарственного обеспечения являются: льготное лекарственное обеспечение больных на амбулаторном этапе лечения, обеспечение пациентов в стационаре, лекобеспечение за счет собственных средств граждан в розничных аптечных организациях. Льготное обеспечение лекарственными средствами в России осуществляется по линии регионального и федерального бюджетов. По линии федерального бюджета категории льготников определены согласно Федеральному закону от 17.07.99 №178–ФЗ (ред. от 21.07.14) "О государственной социальной помощи". Отпускаемые данной категории ЛС входят в соответствующий федеральный перечень, утвержденный приказом Минздрава России. Региональный аспект ЛС осуществляется согласно распоряжению правительства Москвы №1506–РП от 10.08.05 "О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50–процентной скидкой", который определяет как льготные категории населения, так и социально значимые заболевания.
О ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ
Общее число льготников в столице составляет 1 млн 686 тыс. человек, эта цифра немного колеблется, но на протяжении последних лет находится на одном уровне; в динамике лишь соотношение между федеральными и региональными льготниками — количество федеральных льготников уменьшается, а региональных — увеличивается. Больные обычно делают выбор не в пользу лекарственного обеспечения, а в пользу денежных выплат. После этого федеральные льготники, проживающие в г. Москве, обращаются в медицинские учреждения с просьбой выделить им лекарственные средства по региональной льготе… На сегодняшний день количество федеральных льготников составляет 563 тыс., число региональных льготников — свыше 1 млн человек.
Согласно статистике, средняя стоимость лечения одного пациента за счет средств регионального бюджета составляет 5 тыс. руб., около 2,5 тыс. руб. компенсирует федеральный бюджет. Средняя стоимость рецепта, оплачиваемого из федерального бюджета в 2015 г., составила 866 руб., региональный бюджет оплачивает рецепт, стоимость которого в 3 раза больше. Лекарственные препараты и медизделия поступают на склад Центра лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения г. Москвы, затем распределяются по округам в расположенные на территории ЛПУ соответствующие 364 аптечные организации, которые осуществляют льготный отпуск. Количество льготников пропорционально населению округов Москвы, наибольшее их число распределено в ЮАО, ЮВАО, ВОА, и СВАО. Наименьшее количество льготников в недавно присоединенных округах — Троицком и Новомосковском.
Среди федеральных льготников подавляющее большинство (95%) составляют инвалиды, дети–инвалиды и ветераны боевых действий, среди региональных льготников наибольшее количество (71%) занимает категория по перечню социально значимых заболеваний (онкозаболевания, диабет, гепатиты В и С, психические расстройства и расстройства поведения, СПИД и др.). Значительную часть (24%) от региональных льготников занимают дети, многодетные семьи.
Согласно динамике численности обратившихся по программе обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (ОНЛП), нагрузка на региональный бюджет возрастает. Реализация лекарственных препаратов отдельным категориям граждан, согласно программам ОНЛП и 7 высокозатратных нозологий (7 ВЗНЗ), происходит согласно заявкам, которые готовят регионы, а затем предоставляют в Минздрав России.
По состоянию на ноябрь 2015 г. отпущено ЛП льготным категориям граждан на сумму 18,5 млрд руб., из них региональным бюджетом было оплачено около 9 млрд руб., федеральным – 5,61 млрд руб., в т.ч. по программе 7 ВЗНЗ — 4,06 млрд руб. Отмечу, что количество льготников, получающих ЛП согласно программе 7 ВЗНЗ, растет, — с 2012 по 2015 г. со 100 тыс. пациентов до 163 тыс. соответственно. В разрезе перечня заболеваний затраты распределены неравномерно, что обусловлено разным количеством льготников и различной стоимостью медикаментов. Львиную долю государственных затрат занимают рассеянный склероз и гемофилия (до 38%). Общее количество льготников по 7 ВЗНЗ за прошедший год выросло с 16,5 тыс. до 17,488 тыс. человек. Количество пунктов отпуска ЛС в центрах лекарственного обеспечения по программе 7 ВЗНЗ за год практически не изменилось (21–22). В 2015 г. за десять месяцев было отпущено ЛС на сумму 4 млрд руб., в 2014 г. этот показатель составил 4,5 млрд руб. Стоимость одного рецепта по программе 7 ВЗНЗ в среднем составила 77,5 тыс. руб.
Опираясь на основные показатели реализации программы ОНЛП в 2015 г., общее количество лиц, имеющих право на государственную социальную помощь от федерального бюджета, равняется 562 672 человек, от регионального — 1 123 892 человек. В медицинские учреждения, реализующие программы ОНЛП, в этом году обратились 411 тыс. пациентов за счет средств федерального бюджета, 510 тыс. — за счет региональных средств. В целом в 2015 г. уже выписано 11 млн рецептов, из них обеспечено 99,09% льготных рецептов, что выше по сравнению с остальными регионами Российской Федерации. Стоимость ЛП, отпущенных льготным категориям граждан в 2015 г., составила 14, 5 млрд руб., а средняя стоимость лечения одного пациента — около 4 тыс. руб. в месяц. Для федерального бюджета этот показатель составил 2,5 тыс. руб., для регионального — около 5 тыс. руб. Стоимость рецепта, финансируемого из федерального бюджета по сравнению с 2014 г. немного уменьшилась, стоимость рецепта, оплачиваемого из регионального бюджета, выросла и составила 2,5 тыс. руб.
Доля отечественных препаратов в реализации программы ОНЛП отдельных категорий граждан постепенно возрастает. Согласно опросу, проведенному Росздравнадзором в 2015 г., возможности российской фармпромышленности по выполнению задач импортозамещения положительно оценили 64% респондентов, и лишь 31% не уверены в том, что россияне обойдутся без импортных препаратов. По состоянию на ноябрь 2015 г. по количеству упаковок при закупках ЛС для государственных нужд Московского региона 60% — это ЛС отечественных производителей.
АМБУЛАТОРНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И ЛС: ПЕРСПЕКТИВЫ
Каковы перспективы в лекарственном обеспечении больных, находящихся на амбулаторном этапе лечения, на 2016 г.? Обязательства, взятые государством, будут выполнены. По обеспечению граждан лексредствами предусмотрено финансирование в размере от 19,5 млрд руб., проведена заявочная компания, определены сводные потребности в ЛП и МИ, а также в специализированных продуктах лечебного питания для детей–инвалидов. В настоящее время осуществляется их централизованная закупка, будет проведено около 1,5 тыс. аукционов по сформированным заявкам. В Департаменте здравоохранения создана рабочая группа по мониторингу лекарственного обеспечения, которая осуществляет еженедельный контроль лекарственного обеспечения.
Теперь о лекарственном обеспечении граждан, проходящих лечение в стационаре. С переходом лечебных учреждений г. Москвы на систему одноканального финансирования, основная часть ЛС осуществляется за счет ОМС, на основании заявок главных врачей лечебных учреждений на совместных торгах, которые регулярно проводит Департамент здравоохранения города. Централизованно им осуществляются закупки для государственных медицинских учреждений, не работающих в системе ОМС, для лечебных организаций, стационаров по профилям "онкология", "гематология" и "неонатология". Департаментом здравоохранения закупаются ЛС по программе "вакцинопрофилактика", борьбы с ВИЧ-инфекцией и туберкулезом как за счет федерального, так и регионального бюджетов. Сумма заключенных контрактов на приобретение ЛС для нужд стационаров по состоянию на 12 ноября с.г. составила 2,5 млрд руб.
Поставки в медицинские организации лекарственных препаратов в разрезе по соответствующим программам в суммовом выражении на ноябрь 2015 г. составляют в руб.:
- по программе "вакцинопрофилактика" — 252 млн;
- по программе борьбы с ВИЧ–инфекцией с учетом региональных и федеральных денежных трансфертов — около 1млрд 200 млн;
- по программе борьбы с туберкулезом, учитывая трансферты 2014 и 2015 гг. вместе, колеблется на уровне 85 млн.
Контроль ценообразования на ЖНВЛП
Третья составляющая лекарственного обеспечения за счет собственных средств граждан требует не меньшего пристального внимания государственных структур. Работа Департамента здравоохранения заключается в контроле за соблюдением правил ценообразования, в отсутствии предпосылок для завышения цен, обязательном мониторинге цен на ЛС, мониторинге минимального необходимого ассортимента аптечных организаций. Уровень торговых надбавок ограничивается на группу ЖНВЛП, на препараты, не входящие в этот перечень, цены регулируются в соответствии с рыночными законами. Основанием для осуществления функций по контролю за образованием цен на препараты перечня ЖНВЛП является целый ряд нормативных актов.
Смысл регулирования — регистрация отпускных цен производителя, которое осуществляется федеральными органами исполнительной власти, также регулирование позволяет установить уровень предельных оптовых торговых надбавок для каждого региона РФ. Размер торговых надбавок не должен превышать допустимого значения.
Каждый заинтересованный гражданин России может зайти на сайт Департамента здравоохранения г. Москвы и ознакомиться со всей необходимой информацией по перечню ЖНВЛП, с уровнем предельно допустимых розничных надбавок, о размере возможных предельных розничных цен, которые сформированы с учетом значений этих надбавок. Работу по контролю за осуществлением предельно допустимых розничных надбавок осуществляет дирекция по координации деятельности медицинских учреждений Департамента, которая является его подведомственным учреждением. Информация о предельно допустимых ценах на ЛС публикуется на сайте www.mosgorzdrav.ru Аптечная цена не должна превышать цену, которую любой желающий гражданин РФ видит на сайте. Контроль за применением цен производится через портал "Наш город" по теме "Контроль предельных цен на ЖНВЛП". Граждане могут самостоятельно контролировать цены, при обращении человека:
- через портал "Наш город" в разделе "Аптеки";
- путем письменного обращения в Дирекцию по координации за деятельностью медицинских учреждений;
- через телефонный звонок на горячую линию Департамента, обращаясь через электронную приемную на сайт ведомства.
Любое обращение граждан не будет оставлено без внимания. Согласно зарегистрированному нарушению дается предписание, нарушение устраняется, принимаются меры административного воздействия к аптечной организации, его допустившей. Количество обращений граждан в динамике растет, если в 2014 г. было зарегистрировано 65 обращений, то за 10 месяцев 2015 г. — уже 173 обращения, из них только 19% затрагивают нарушения ценообразования на ЖНВЛП.
Департаментом здравоохранения г. Москвы проводится работа по мониторингу цен на лекарственные препараты с учетом инфляции. Динамика роста цен на ЛС не превышает динамики роста цен на товары народного потребления. За год динамика роста цен на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП на дешевые препараты (до 50 руб.) составила 14,5%, на дорогие лекарственные средства (свыше 500 руб.) — 7,7%. В целом можно отметить, что ценообразование держится под контролем. Данная работа будет продолжена, так что каждый гражданин может быть уверен — без лекарств и необходимой государственной поддержки он не останется.