О таможенной службе и экспорте лекарственных средств
Своим опытом поделились руководящие лица отечественных предприятий (ОАО Московский «Завод холодильников Pozis им. Серго, ОАО Курганский Завод «Синтез», ЗАО Московский ТД «Медтехпром»). Не остались без внимания профильные общественные объединения, такие как Лига участников сферы обращения медицинских изделий и Российская ассоциация стоматологический индустрии.
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРАХ И ОБРАЩЕНИИ МЕДИЗДЕЛИЙ
В своем выступлении модератор встречи, сопредседатель Комиссии РСПП по фарм.– медпрому, президент Союза ассоциаций и предприятий медицинской промышленности Юрий Тихонович Калинин подчеркнул важность обсуждаемой темы, т.к. она затрагивает вопросы конкурентоспособности производимых нашими предприятиями ЛС и медизделий как на российском, так и на зарубежных рынках.
Подводя итоги 2013 г., он отметил, что «импорт лекарств в прошлом году составил 75%, потребляемых медицинских изделий — более 80%, общая сумма импорта медицинской продукции составила 750 млрд руб.».
По своей структуре импорт состоит из готовых лекарственных препаратов (для медицинского применения, научных исследований и регистрации), субстанций для их производства, медизделий и комплектующих к ним, реактивов и расходных материалов. В соответствии со стратегиями развития фармацевтической и медицинской промышленности доля отечественного производства лекарственных препаратов и медицинских изделий на российском рынке к 2020 г. увеличится на 50 и 40% соответственно, а общий объем рынка медицинской продукции превысит 1,5 трлн руб., т.е. процент импорта не уменьшится.
К 2020 г. ожидается увеличение экспорта медицинской продукции из России в прогрессии с 22 до 100 млрд руб. А это предполагает, что возрастет нагрузка как на таможенные органы, так и на компании, осуществляющие экспортно-импортные операции. В связи с вышесказанным первостепенной задачей становится решение вопросов нормативно-правового регулирования экспорта и импорта лекарств и медицинских изделий.
Достичь поставленных целей возможно при условии, что отечественная промышленность будет конкурентоспособной, когда в ее основу будут заложены инновационные технологии и современные стандарты менеджмента качества. Одновременно законодательная база должна быть поставлена в соответствие с международными нормативно-правовыми актами, будут устранены неоправданные административные барьеры на всех стадиях обращения медицинской продукции. Однако остается еще множество нерешенных вопросов, в связи с чем компании — экспортеры и импортеры — по-прежнему встречают большие трудности при оформлении документов.
Отсутствие Федерального закона «Об обращении медицинских изделий», несовершенство действующего ФЗ «Об обращении лекарственных средств», неурегулированность ряда требований таможенного и налогового законодательств в данной сфере, медленная реакция федеральных органов на изменения, происходящие в законодательстве, не способствуют устранению административных барьеров при таможенном оформлении медицинской продукции и требуют принятия срочных мер.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ НЕУТЕШИТЕЛЬНЫ
С неутешительными результатами работы таможенной службы и конкретными предложениями по их урегулированию присутствующих ознакомил начальник управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной таможенной службы России Петр Анатольевич Баклаков. Только за II кв. 2014 г. было зарегистрировано свыше 12 тыс. таможенных деклараций от 382 участников рынка внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Вес ввезенных товаров составил 64 тыс. тонн, среди стран-производителей лидируют: Германия — 13 тыс. тонн, Франция — свыше 9 тыс. тонн, Индия — свыше 7 тыс. тонн.
Пока еще не решен ряд организационных вопросов, касающихся подтверждения нулевой ставки НДС при осуществлении экспортных операций, что в итоге приводит к увеличению сроков оформления грузов. Не всегда оправдано предъявляются требования к проведению экспортного контроля, что также увеличивает сроки оформления операций и приводит к удорожанию сделки.
Ряд таможенных правил вообще не стимулирует локализацию в России производства готовых изделий как отечественными, так и иностранными компаниями. Ввозимые готовые изделия освобождены от НДС и таможенной пошлины, а на комплектующие, сырье и материалы к нему, наоборот, установлена таможенная пошлина. Что касается экспорта лекарственных средств и медицинских изделий, то его существенно сдерживает высокая стоимость таможенного оформления.
Еще одно злоупотребление таможенных служб — требование предоставить полный пакет технической документации на комплектующие, хотя сертификаты соответствия и регистрационные удостоверения на продукцию в наличии имеются. Все это приводит к неоправданным задержкам таможенных операций, непомерному удорожанию продукции, иногда — ее порче, т.к. при наличии в изделиях биологических реагентов может быть нарушен температурный режим.
ОБРАЩЕНИЮ МЕДИЗДЕЛИЙ НЕОБХОДИМ ЧЕТКИЙ КОНТРОЛЬ
От несогласованности действий органов законодательной власти могут пострадать рядовые участники рынка обращения медицинских изделий — к такому выводу пришел заместитель генерального директора некоммерческого партнерства «Лига участников сферы обращения медизделий» Андрей Евгеньевич Волков: «С 1 января 2015 г. согласно приказу Росстандарта от 31.01.14 №14-ст утрачивает силу Общероссийский классификатор продукции ОКП) ОК 005.93, по которому определяется принадлежность товаров к перечню важнейшей и жизненно необходимой продукции и Перечню медицинских изделий, облагаемых при ввозе по ставке НДС 10%. Учитывая, что сведения о коде медицинского изделия должны содержаться в регистрационном удостоверении и декларациях о соответствии, а коды из нового классификатора (ОКПД) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) отличаются от кодов прежних, такая поспешная замена классификатора приведет к проблемам администрирования не только ввозного НДС (для зарубежных производителей), но и при реализации (для отечественных компаний). В итоге жизненно важные медицинские товары станут неконкурентоспособными по отношению к их аналогам. Такие же действия проводятся по отношению к изделиям, зарегистрированным до вступления в силу ФЗ от 07.06.2013 г. №130 «О внесении изменений в ст.150 части второй НК РФ».
В связи с вышеизложенным участники сферы обращения медизделий предлагают отложить сроки отмены классификатора ОКП 005093 и продлить переходный период ввода Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК ВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЭС) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОК ПД 2) ОК 034 — 2014 (КПЭС 2008) до 01.01.2016 г. Это связано с необходимостью внесения изменений в нормативные акты, объем которых вряд ли позволит выполнить эту работу до конца текущего года.
ЧТО ДЕЛАТЬ...
В связи со всем вышеперечисленным участники заседания обратились в ФТС с предложениями, способными улучшить ее работу:
- При экспортных операциях, когда товар вывозится за пределы Таможенного союза через таможенные пункты на границе РФ, использовать существующий опыт взаимодействия ФТС России и Таможенного союза по передаче данных в УФНС непосредственно напрямую без участия производителей.
- Обязать таможенные органы до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня медицинских товаров, а также сырья и комплектующих для их производства, ввоз которых не подлежит обложению НДС» руководствоваться Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.01.02 №19.
- При классификации сырья и комплектующих для производства продукции исходить из их принадлежности к медицинским товарам, т.е. классифицировать по коду готового изделия.
- Разрешить проведение таможенного декларирования товаров на основании копий отгрузочных документов.