Подлежат обязательной маркировке ортопедические обувь и изделия, очистители воздуха, слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы и т.д. Экспериментально маркируются шприцы, пробирки, инфузионные системы, инкубаторы для новорожденных и др.
Поэтапная система ввода позволяет выявить возможные риски и недостатки и при этом не допустить дефектуры на рынке.
Маркировка защищает интересы бизнеса от недобросовестной конкуренции за счет прозрачности операций и противодействует незаконному обороту продукции. Увеличение легальной доли товаров за счет контроля маркировки улучшает деловую репутацию и вместе с тем снижает риск налоговых и таможенных претензий.
Государство, благодаря маркировке, не только выполняет свои обязательства по обеспечению потребителя качественной продукцией, но и формирует реестры производителей и импортеров, а также каталоги товаров по категориям.
Главное преимущество маркировки — повышение доверия к продукции, поскольку легальность маркированного товара потребитель может проверить через мобильное приложение.
Кроме очевидных положительных сторон нововведения эксперты выделяют и неявные плюсы. Так, анализ данных о прослеживаемости товаров, например, сезонности и географии продаж, позволяет оптимизировать логистические процессы и эффективнее управлять запасами. Доступ к актуальной аналитике по продажам и перемещению товаров способствует перестройке логистических схем, благодаря чему можно сократить расходы на транспортировку и хранение.
Как подготовить фармпредприятие к маркировке?
Первый шаг — оценить текущую инфраструктуру и готовность производства в целом. На основании этого разработать график внедрения маркировки и определить, за какой срок должен пройти каждый этап. Далее следует подготовить ресурсы и персонал, а также выбрать оборудование и программное обеспечение. Уже на ранних этапах внедрения маркировки необходимо проводить тестирование и доработку системы, обучать и поддерживать персонал, а также определить новый порядок взаимодействия с клиентами и поставщиками, если это требуется.
Важно проанализировать риски и барьеры, оперативно найти способы их преодоления. Например, дублирование оборудования поможет при возможных сбоях техники, а проведение тренингов для персонала улучшит знания работников о новой системе. Контроль поставщиков программного обеспечения уменьшит вероятность задержки поставок, а выбор надежного интегратора и программы позволит избежать сбоев в работе и долгого ожидания ответов техподдержки. Если есть вероятность сложностей интеграции системы маркировки с учетной системой 1С, то стоит привлечь внешних специалистов для подробного тестирования перед запуском.
При выборе поставщика для маркировки следует обратить внимание на компании с опытом и хорошей репутацией, качественным обслуживанием и оперативной техподдержкой. Их производственные решения должны соответствовать требованиям системы «Честный знак». Большим преимуществом будут выгодные условия контракта и гибкость поставщика при работе с клиентами, чтобы предлагаемое им предложение легко встроилось в их бизнес-процессы.
Нужно помнить, что маркировка в любом случае изменит рутинные рабочие процессы, особенно упаковку и отгрузку товаров.
Среди часто встречающихся проблем системы маркировки главный инженер АО «Р-Васкуляр» Денис Багулов выделяет сбои при передаче данных оператору, трудности с печатью кодов, подбором принтера и этикеток, настройкой шаблонов печати и сканированием кодов. Их решение требует грамотного подбора оборудования, программного обеспечения и долгой наладки всей системы.
Желательно улучшить прослеживаемость товаров до конечного потребителя в личном кабинете производителя для анализа продаж и получения обратной связи с клиниками. Помимо этого, стоит доработать мобильное приложение «Честный знак», поскольку при сканировании кодов для потребителя может быть недостаточно информации – срок годности, дата производства, серия, производитель.
Маркировка крупногабаритных медизделий
Особого внимания заслуживает маркировка крупногабаритных медизделий. На текущий момент ей подлежит только компьютерный томограф, и уже сейчас производители и дистрибуторы выделяют сложности, связанные с ее нанесением.
Отметим, что общий вес компьютерного томографа составляет около 5 тонн. Это многокомпонентный груз, насчитывающий более 20 коробов разных габаритов, из-за чего промаркировать получается только транспортную упаковку.
Следует учитывать, что логистика данного оборудования в нашей стране осуществляется как производителем, так и официальными дистрибуторами.
В связи с этим возникает вопрос: как последним сгенерировать код, если они находятся на зарубежном логистическом пункте? В качестве решения этой проблемы директор по взаимодействию с органами государственной власти ООО «ДжиИ Хэлскеа» Галина Резван предлагает обучать работе с маркировкой поставщиков, например, с помощью методических рекомендаций и активно внедрять ее у производителей, устраняя возможные риски и белые пятна.
К 2025 году вступит в силу значительная часть этапов маркировки компьютерных томографов, но до настоящего времени на уровне ФОИВов и ЦРПТ не разработан «паспорт маркировки» или аналогичный сопроводительный документ к крупногабаритным медизделиям. Кроме того, поставщики медоборудования и медорганизации недостаточно знают как о маркировке КТ, так и их роли в процессе маркировки крупногабаритных медизделий в системе «Честный знак». Поэтому нужно донести информацию до всех участников цепи снабжения об их роли и ответственности, чтобы не допустить срывов сроков поставки по госконтрактам и не задерживать доступ пациентов к высокотехнологичной медпомощи.
По материалам IV Всероссийского форума с международным участием «NOVAMED-2024».
Источники:
.
Резван Галина Владимировна, директор по взаимодействию с органами государственной власти и ведомствами ООО «ДжиИ Хэлскеа»
.
Багулов Денис, главный инженер АО «Р-Васкуляр»