23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
23.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Информационные технологии

ОМНИ-пациенты и возможности телемедицины

Телемедицина уверенно вошла в нашу жизнь, и многие признают ее важность и удобство. Хотя дистанционный формат не заменяет живое общение, он предлагает широкие возможности для быстрой постановки диагноза и корректного лечения. Генеральный директор «Школы Медицинского Бизнеса», кандидат медицинских наук Анна Соломахина рассказывает о текущем использовании телемедицины и ее преимуществах при выборе «смешанного» формата консультаций и лечения.

ОМНИ-пациент — кто это?

Термин «омниканальность» (с лат. — полный, всеобщий) применительно к медицине, а точнее пациенту, означает то, что он успешно использует и применяет на практике и очную, и телемедицину. Концепция омни-пациента предполагает гибкость и широту применения: кроме обязательных визитов к врачу, активно используются различные каналы, платформы, приложения для мониторинга здоровья, устройства для контроля в режиме реального времени и т.д. Такого человека можно смело назвать пациентом будущего, ведь именно подобный подход к здоровью и лечению позволяет объединять медицинские технологии, цифровизацию, живое вовлечение человека в процесс управления здоровьем и лечением. Благодаря ИИ с каждым днем растет доступность медицинских возможностей и внимание к персонализированной медицине.

В режиме онлайн

Онлайн-приемы сегодня проводят практически все специалисты. Наиболее популярен такой формат работы у терапевтов, педиатров, кардиологов, неврологов, гастроэнтерологов.

Какие преимущества имеет пациент:

  • не имея возможности приехать на прием, человек получает консультацию профессионала: можно развеять сомнения, найти ответы на волнующие вопросы, спросить о своих дальнейших действиях;
  • в случае психологической или психотерапевтической помощи можно в любое удобное время и в комфортной для себя обстановке обсудить наболевшее;
  • возможность получить всю медицинскую документацию: собрать нужные справки, выписки, анамнез и т.д.;
  • можно оформить все необходимые документы для получения налогового вычета;
  • телемедицина активно применяется для расшифровки КТ, анализов, обработки 2D и 3D снимков, что ускоряет процесс постановки диагноза. Также ИИ помогает собирать анамнез и «подгружать» информацию в карту пациента.

Топ-онлайн услуг: оформление больничного листа, получение направлений на анализы, результаты обследований, консультации врачей с целью коррекции лечения. По данным опроса РАНХиГС за 2023 год доля людей, применяющих телемедицину, выросла до 25,3%. В опросе участвовали свыше 1500 человек от 18 лет.

Одно из новшеств телемедицины: Цифровой консьерж-сервис. Это AI-инструмент для комфортного взаимодействия пациента и клиники. Среди возможностей:

  • «просто спросить» — адекватные ответы о здоровье вместо поисковой выдачи в интернете;
  •  сопровождение пациента между приемами (мониторинг, контроль приема лекарств и т.д.);
  • первичная консультация и правильная маршрутизация;
  •  индивидуальный план по поддержанию здоровья и ЗОЖ.

Найти специалиста можно при помощи различных приложений и сайтов: «Доктор рядом», «Яндекс.Здоровье», «Сбер.Здоровье», «Телемед» и другие. Лучше доверять клиникам с проверенной репутацией — это гарантия профессионализма. Также услуги телемедицины есть в государственных учреждениях по полису ОМС.

Нет сомнений в том, что возможности и технологии ИИ нужно применять по назначению и внедрять только в том случае, если это приносит максимальную пользу. Конечно, ИИ и различные платформы все проблемы решить не смогут. Но если клиника предоставляет востребованные медицинские продукты и передовые технологии — пациент получает наиболее эффективную и своевременную помощь.

 Модели гибридного лечения: плюсы и минусы

Модель гибридного лечения

Преимущество

Недостатки

Очный прием // онлайн-прием

После первичной консультации и осмотра, дальше дистанционно ведется мониторинг здоровья и лечения.

Экономия времени, финансовая выгода (как правило, услуги телемедицины дешевле «живого» приема). Пациент чувствует себя более комфортно, общаясь в привычной обстановке, есть возможность получить рекомендации не одного специалиста для дальнейших обследований и лечения.

При остром течении заболевания формат не подходит: важен личный осмотр врача.

Онлайн-прием // очный прием

Начать с онлайн-приема имеет смысл, если пациенту непонятно, какой специалист ему нужен в первую очередь.

Врач наметит план действий и успокоит пациента, порекомендует анализы, с которыми нужно прийти на прием. Если ситуация серьезная, человек будет оперативно записан на прием. Пациент получит нужные ответы от врача (а не из сомнительных источников в интернете): как правильно подготовиться к обследованию, можно ли заменить препарат на аналог, любые советы по реабилитации после операции и т.д.

Врач не сможет дать заключения и поставить диагноз без осмотра, открыть больничный (дистанционно можно только его закрывать). Если самочувствие плохое, понадобится скорая или непосредственное присутствие человека в кабинете для осмотра и оказания помощи.

Онлайн-прием // очный прием// онлайн-прием

После получения онлайн-рекомендаций на основании анализов и выписки из истории болезни пациент должен приехать на осмотр очно. Затем продолжать лечение с плановыми онлайн-консультациями для мониторинга и контроля.

Быть под наблюдением профессионала, даже если пациент живет в отдаленном населенном пункте. Возможность получить дополнительное квалифицированное мнение, если есть сомнения в правильности диагноза местного врача.

Недоверчивым людям, отрицающим инновации, такой формат может быть непривычным и сомнительным. Многие пациенты будут стесняться рассказывать «в компьютер» о жалобах, так как привычнее — в кабинете у врача.

Очный прием  //онлайн-прием // очный прием

Популярный формат для молодых мам, когда после визита к врачу нужно держать руку на пульсе постоянно.

Нет нужды каждый раз ездить в клинику с малышом, который может «подцепить» новый вирус или инфекцию. Возможность получить анализы, комментарии по ним, электронные рецепты.

Придется прийти на прием минимум дважды, даже если состояние ребенка стабилизировалось. Врач должен убедиться лично в положительной динамике.

Источник:

.

Соломахина Анна Олеговна, генеральный директор «Школы Медицинского Бизнеса», кандидат медицинских наук, МВА

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики информационные технологии:
Лекарства онлайн: свобода выбора

Дистанционным заказом лекарств в нашей стране пользуются более трети ее населения. За десятилетие рынок e-com вырос с нуля до 13%. И в нем, как и во всем фармрынке, столкнулись две противоположности, которые необходимо совместить, — коммерческая выгода и социальная ориентированность.

Как цифровизация влияет на фармрынок?

Термин «электронное здравоохранение» появился в нашей стране в 2010 году, а через семь лет было введено понятие «цифровое здравоохранение». Именно в этот период начинается работа по внедрению в медицинскую систему IT-инструментов и постепенному уходу от бумажного документооборота.

Фармкомпании выбирают отечественные IT-решения

В нынешней ситуации независимость от импортных цифровых технологий очень важна. Однако для фармотрасли перейти на российские программы бывает непросто: зарубежные решения давно на рынке, отвечают регуляторным требованиям и задают тренды. Но правильный выбор IT-инструментов, их грамотное применение и обучение сотрудников работе с ними позволяют компаниям развиваться так же успешно, как и раньше.

Организация аптечных онлайн-продаж

Современный покупатель избалован возможностями и уровнем сервиса e-com. Фармрознице при дистанционных продажах необходимо соответствовать запросам времени и привлекать покупателей не только приемлемыми ценами и широким ассортиментом, но и удобством своих цифровых сервисов. Которые при грамотном решении повысят ее финансовую эффективность.

 

Чем полезны фарме мобильные приложения

Мобильные приложения, давно вошедшие в нашу жизнь, используются в фармотрасли не только для заказа и продажи лекарств. С их помощью можно создать цифровую платформу для взаимодействия с медицинским и фарм-сообществом, прорекламировать компанию или повысить осведомленность общества о заболеваниях.

Специализированные
мероприятия