ОМС, бюджет и карман потребителя
Текущую ситуацию в системе здравоохранения, достижения и допущенные ошибки проанализировал д.м.н. Сергей Колесников, член Президиума РАМН, президент Национальной инновационно–технологической палаты, президент Ассоциации производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий.
Сегодня доля здравоохранения в российской экономике составляет 3,2%. Для сравнения, в развитых странах эта доля не меньше 8% и доходит до 18% в США.
По прогнозу Министерства финансов РФ, доля финансирования здравоохранения будет снижаться. Наша система здравоохранения и так находится на 55–60–м местах по уровню финансирования и занимает 130–е место по эффективности (по данным ВОЗ).
"Мы плохо тратим деньги. Это связано и с проблемой ручного управления. К сожалению, большинство решений, например, о создании государственных аптек, принимается спонтанно. Экспертов не слушаем, сделаем — и все. Сверху идут указания, и все начинают работать. Четвертый уровень власти — поручения Президента РФ — сегодня у нас доминируют", — считает С.И. Колесников. При этом он отметил положительные моменты реформы здравоохранения за последние годы. Это, прежде всего, программа развития и поддержки фарм– и медпромышленности, национальный проект "Здоровье", законы "Об обращении лекарственных средств", "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", "О промышленной политике", повышение страховых платежей в здравоохранение, увеличение средней продолжительности жизни (на сегодня чуть более 70 лет).
Но был допущен ряд стратегических ошибок, уверен Сергей Иванович, которые серьезно отразятся на системе здравоохранения в целом и на сфере обращения лекарственных средств в частности.
Первой ошибкой эксперт называет переход здравоохранения в рыночную систему. От отрасли только и ждут прибыли. "Но здравоохранение — это система социального выравнивания, направленная на снятие социального напряжения в обществе. Если мы ее делаем рыночной, получаем социальное недовольство со всеми вытекающими последствиями", — не сомневается он.
Вторая ошибка заключается в посыле, что система здравоохранения в России должна быть дешевле, чем в развитых странах. При затратах в 600 долл. на человека в РФ желание видеть систему здравоохранения такой же качественной, как в США при затратах в 8000 долл. на человека, нереалистично. Дешевая система здравоохранения не может быть хорошей.
Третья ошибка — уверенность чиновников, что средства ОМС должны полностью покрывать затраты на здравоохранение. Сегодня активно отрабатывается концепция одноканального финансирования. "Но тогда мы страховые взносы должны будем увеличить в два раза, т.е. довести до 10–12% от фонда заработной платы. Увеличить и платежи за неработающее население тоже в два раза надо. Это недостижимо", — сказал С.И. Колесников.
Расходы ОМС составляют около 50% в здравоохранении, остальное идет из федерального бюджета, а регионы, по словам эксперта, ничего не вкладывают в систему ОМС, в лучшем случае на 20% покрывая затраты на социально значимые заболевания и на гастарбайтеров.
Еще одной ошибкой С.И. Колесников назвал двукратное повышение зарплат работникам здравоохранения. "Зачем это надо было делать? Опять средства из кармана пациента будут направлены на ресурсное обеспечение здравоохранения. Значит, другие расходы будут сокращаться. Кроме ОМС, бюджета и кармана пациента других источников финансирования здравоохранения нет", — отметил он.
Предпочтение страховой модели финансирования отдается и в разработанной Минздравом России "Стратегии развития здравоохранения на долгосрочный период" с возложением основной ответственности за свое здоровье и финансирование медуслуг на человека.
Баланс интересов
Рынок лекарственных средств в нашей стране составляет около триллиона рублей. Российский потребитель в основной своей массе предпочитает покупать лекарства стоимостью до 150 руб., как правило, российского производства. Но сегмент дешевых лекарственных препаратов продолжает "вымываться", по словам С.Колесникова, из–за "безобразного ценового регулирования, роста валют и снятия с производства некоторых лекарств из дешевого ассортимента". Заявление Департамента лекарственного обеспечения Минздрава России о необходимости соответствия цен на ЖНВЛП ценам лета 2014 г. (при такой–то валютной динамике) может привести к тому, что производители просто прекратят производство дешевых лекарственных препаратов.
Нас ждет альтернатива: или лекарства того же ценового уровня придут из стран Таможенного союза, или мы вынуждены будем перейти в более дорогой ценовой сегмент.
Эксперт признал, что кризис, в т.ч. в нормативно–правовой базе, сегодня налицо. Особенно он заметен в сфере регулирования цен на лекарства.
"Контроль цен — странная вещь, которая может привести к вымыванию не только дешевых, но и дорогих препаратов, — считает С. Колесников. — Стоимость препаратов в аптеках не может быть ниже закупочной". Глава Ассоциации производителей фармпродукции и медизделий выразил позицию членов организации, что цены на препараты из ценового сегмента от 100 до 150 руб. не должны регулироваться, а "исходить из себестоимости плюс прибыль".
Его также смущает ничем не подкрепленный призыв соблюдать баланс интересов производителя и потребителя. "Потребитель хочет, чтобы было дешевле, а производитель хочет, чтобы у него прибыль была. Непонятно, кто будет компенсировать производителю соблюдение этого баланса?" — спрашивает С.И. Колесников. Низкое финансирование системы здравоохранения может привести, помимо вышеперечисленных проблем, еще и к приостановке разработок и трансферта новых лекарственных препаратов и медицинских технологий.