20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Осторожно, GTIN!

Все мы знаем, какие титанические усилия тратит правительство страны на создание самой лучшей в мире системы мониторинга движения товаров и, в частности, лекарственных средств — известную нам как ФГИС МДЛП.

Гейдаров Аскер
Заместитель руководителя московской аптеки "ЕМО", эксперт фармрынка

Там будет и сериализация, и криптозащита. При этом вся система будет работать на коде товара — GTIN, который является аккумулятором всех ранее известных типов кодов товаров (EAN-13, UPC-A, EAN-8 и др.). С этим кодом некоторые компании уже работают, а другим придется начать работать вплотную. Аптека "ЕМО" плотно работает с GTIN уже более года и поэтому у нас была возможность оценить все плюсы и минусы такой системы. В связи с тем, что GTIN является "стержнем" ФГИС МДЛП, предлагаю повнимательнее к нему присмотреться.

√ Начнем с краткого описания. GTIN состоит из секций (слева направо): Префикс Страны — Префикс Производителя — заводской код товара — контрольная цифра.

√ Рассмотрим каждый из них в отдельности.

  • Префикс Страны определяет страну, в которой этот код зарегистрирован и совсем не является кодом страны, в которой товар производится. Практика показывает, что с одним и тем же GTIN товар компании производится в разных странах.
  • Префикс Производителя (GS1 company prefix) включает в себя Префикс Страны, т.е. это национальный код производителя. При этом по правилам GS1 длина его определяется национальной организацией и может меняться, т.е. размерность является абсолютно плавающей.
  • Заводской код товара — определяется производителем на свое усмотрение.
  • Контрольная цифра своего рода защита от искажений GTIN. Отмечу, что защищает она от пропадания цифр и от перестановки рядом стоящих цифр.

На первый взгляд все отлично и логично! Но при более детальном рассмотрении возникают вопросы:

Первый. По закону РФ мы обязаны сообщать в ценнике товара место его производства, а это значит, что вместе с GTIN мы вынуждены иметь Код Страны по ОКСМ (это требование установлено ПП РФ №1219 от 1999 г.), что практически никем сейчас не выполняется. Все работают с названием страны, которое зачастую отличается от классифицированного.

Второй. Плавающий размер Префикса Производителя вынуждает нас либо получать название производителя от дистрибутора, которое бывает какое угодно, либо получать этот префикс, который сравним с размером самого GTIN либо для каждого GTIN вычислять маску для выделения этого префикса, и здесь начинается самое интересное. Оказывается, что в базе GS1 огромное число ошибок и системных нарушений правил формирования самого GTIN. Это хорошо видно по товарам из Франции, Словакии, Бразилии. Такая ситуация делает невозможным работу с каталогом GS1 в автоматическом режиме по API.

Третий. Защита контрольной цифрой слишком уязвимая. Аптечные справочники полны "кривых" GTIN.

Таким образом возникает парадоксальная ситуация: лучшая в мире система мониторинга движения товаров будет основана на иностранных ошибках, которые мы исправить не можем. При этом работа в автоматическом режиме исключена. Наблюдается громоздкость при работе с такой системой, поскольку приходится дублировать данные.

Предложение такое: создать наш код товара — RTIN, который будет лишен ошибок, изложенных выше, и будет подконтролен. Это решение логично, т.к. DataMatrix уже сделана сильно отличающимся от стандартов GS1.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция