17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
17.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Пациент имеет право знать и… обязан платить?

Взаимоотношения врача и пациента строятся сегодня на еще не устоявшемся правовом поле. Правовое обеспечение медицинской деятельности, проблемы реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, юридическая ответственность медицинских работников за уровень и качество медицинской помощи – все эти вопросы становятся предметом для обсуждения во врачебном сообществе.

ПАРТНЕРСТВО ВРАЧА И ПАЦИЕНТА

Радус Антон
Юрист гражданско-правового департамента юридической фирмы «Клифф»

Современное законодательство наделяет пациента правом на информацию, информированное добровольное согласие и отказ от медицинского вмешательства. Реализация этого права служит основой продуктивного сотрудничества врача и пациента.

В процессе лечения принимают участие два равных участника – врач и пациент, у каждого из которых есть свои права и обязанности. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ-323) пациент вправе получать информацию о состоянии своего здоровья, консультации врачей-специалистов, выбрать врача или медицинскую организацию, отказаться от медицинского вмешательства, получить возмещение вреда здоровью.

Однако любым правам должны соответствовать те или иные обязанности. Врач обязан оказывать медицинскую помощь в рамках своих компетенций, предоставлять пациенту необходимую информацию о состоянии его здоровья, соблюдать врачебную тайну: факт обращения пациента за медицинской помощью сохраняется в тайне, он не может быть обнародован иначе, кроме как самим пациентом или с его согласия.

Обязанности имеются и у пациента. Он обязан заботиться о состоянии своего здоровья, проходить медицинские осмотры и лечение. Это, как правило, касается лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. А также пациент обязан соблюдать режим лечения и правила поведения в медицинских организациях.

Другими словами, пациент не является некой пассивной фигурой, законодательство позволяет ему самостоятельно принимать определенные решения и, следовательно, нести ответственность. Таким образом, пациент вступает с врачом в партнерские отношения. Этим путем и движется современное здравоохранение. Но, как показывает практика, пока этот процесс еще только набирает обороты.

Хотелось бы более подробно остановиться на праве пациента на информирование о состоянии своего здоровья. Пациент может в доступной форме получить информацию, касающуюся результатов медицинских обследований, диагноза, прогноза развития заболевания, методов оказания медицинской помощи и связанного с ними риска, возможных видов медицинского вмешательства, последствий и результатов оказания медицинской помощи. Вся эта информация для пациента открыта, и он имеет право получить в письменном виде данные сведения для дальнейшего планирования своего лечения, принятия тех или иных решений.

Но, по нормам закона, это право не реализуется само по себе. Для получения информации о состоянии здоровья пациент должен прямо об этом заявить: либо написать заявление для получения письменных документов, либо задать прямой вопрос лечащему врачу. Врач не обязан сообщать эти сведения по собственной инициативе. Бывают достаточно сложные ситуации, например, при неблагоприятном прогнозе лечения. В этом случае информация не сообщается пациенту против его воли, от него требуется определенная инициатива.

До медицинского вмешательства пациент должен быть уведомлен о целях, методах, рисках, вариантах медицинского вмешательства, последствиях и предполагаемых результатах. Получив от лечащего врача эту информацию, пациент принимает решение. В случае согласия на медицинское вмешательство он подписывает информированное добровольное согласие.

Однако закон формулирует право пациента на информацию достаточно расплывчато. Сказано, что пациент может в доступной форме получить полную информацию, но в то же время не разъясняется, что такое полная информация. Определить это на законодательном уровне достаточно проблемно, ведь каждый случай индивидуален. И то, что в одном случае может показаться незначительным риском, в другом может сыграть ключевую роль для пациента. Например, если речь идет об операции на пальцах, то для пианиста, скажем, возможный риск играет более существенную роль, чем для представителя иной профессии.

Так или иначе, информированное добровольное согласие – важный аспект лечения и практическое воплощение свободы волеизъявления пациента и его ответственности.

Но на практике часто возникают те или иные проблемы. Самая распространенная из них – это недостаточное информирование пациента. Бывают ситуации, когда врач недостаточно полно описывает возможные риски и последствия, что бывает по разным причинам. В этом может быть как определенная доля умысла, так и ошибочный расчет, что нужно говорить пациенту, а что – нет.

Недостаточное информирование может иметь последствия и для пациента, и для врача. Тем самым ограничивается право пациента на отказ от медицинского вмешательства, на выбор врача и медицинской организации. Не располагая всей необходимой информацией, пациент не сможет принять взвешенное, обоснованное решение. И, наконец, это затруднит исполнение пациентом своих обязанностей.

Утаивая часть информации, врач принимает на себя ответственность за решение пациента. Тем самым нарушается партнерская модель взаимоотношений и возвращаются неравные вертикальные отношения, поскольку на враче оказывается больше ответственности, чем на пациенте. И это не всегда идет на пользу самому врачу. Он и так берет на себя очень большую ответственность при оказании медицинской помощи, а здесь еще приплюсовывается дополнительная ответственность за решение пациента, которую врач, по нормам закона и по современным тенденциям, брать на себя не должен. Это существенный аргумент за достаточно полное информирование пациента.

Кроме того, могут возникнуть претензии со стороны пациента при неблагоприятном исходе медицинского вмешательства. Он может заявить претензию, обратиться в суд. И врач в этой ситуации будет более уязвим. К тому же врач оказывается в меньшей степени защищен от претензий даже при достижении ожидаемых результатов лечения.

Существует ряд других практических сложностей. Определенную сложность составляет ненадлежащее оформление информированного добровольного согласия. Речь идет не о форме, а о том, что отражать в этом документе. Для врача крайне желательно в письменном виде изложить всю возможную информацию. Чем она подробнее, тем в большей степени врач будет защищен от дальнейших претензий со стороны пациента. Конечно, чаще всего необходимая информация сообщается врачом в личной беседе. А письменное подтверждение является просто гарантией, достаточно важной формальностью.

На практике возникают сложности в ситуации медицинского вмешательства без согласия пациента. Законом установлены такие случаи: оказание медицинской помощи пациенту, страдающему опасным для окружающих заболеванием, тяжелым психическим расстройством, принудительные меры медицинского характера в рамках уголовного производства. Но бывают и такие ситуации, когда пациент не выражает согласия на лечение, хотя оно ему необходимо по жизненным показаниям. Без медицинской помощи последствия для пациента могут оказаться весьма плачевными. И в такой ситуации могут возникать споры, несмотря на то, что врачу дан определенный правовой механизм действия в этом случае. К примеру, если в медицинской помощи нуждается недееспособное лицо или ребенок, а родители или законный представитель отказываются от лечения, врач имеет право обратиться в суд, который может принять решение о лечении. Кроме того, такое решение принимается врачом в экстренных ситуациях, когда у пациента нет возможности выразить свою волю.

Еще одна проблема связана с отказом в предоставлении необходимой информации в письменном виде. Особенно часто с этим сталкиваются онкологические больные. В результате больной на протяжении нескольких месяцев может проходить достаточно формальное лечение, а болезнь тем временем прогрессирует. Это имеет негативные последствия не только для самого пациента, но и для государства. Как известно, онкологические заболевания на ранних стадиях в достаточно большом количестве случаев излечимы, причем небольшими средствами. Но чем дальше развивается болезнь, тем дороже становится ее лечение. Соответственно, страдает бюджет и интересы других пациентов, которым в дальнейшем может просто не хватить денег на лечение.

К этой проблеме тесно примыкает еще одна – сообщение информации при неблагоприятном прогнозе. По закону она не может сообщаться против воли пациента. Он может назначить своего представителя, которому врач и сообщит данную информацию. Но это вопрос в большей степени этический: говорить пациенту о заболевании или нет. Однако для врача все-таки важно получить от пациента точные указания, говорить ли ему о диагнозе или нет. И если пациент желает знать правду, то кому конкретно – ему самому либо, например, кому-то из родственников можно сообщить о таком диагнозе.

РЕЙТИНГИ ВРАЧЕЙ И ЛПУ

Логвиненко Дмитрий
Представитель ООО «Медкомпас»

Начиная с 2013 г. граждане получают возможность выбора врача и медучреждения вне зависимости от типа собственности медучреждения и его месторасположения. Но реализовать это право будет не так-то просто хотя бы потому, что в нашей стране функционируют ни много ни мало 5,5 тыс. больничных учреждений, 11,4 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений и работают 628 тыс. врачей. Как сориентироваться в этом огромном перечне врачей и ЛПУ? Проблема рейтингования врачей и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) весьма актуальна. C марта 2013 г. начал функционировать ресурс medkompas.ru,, который предоставит пациентам детальную информацию о врачах и медучреждениях и об их деятельности на территории России.

Онлайн-каталог поможет пациенту легко находить нужных врачей по следующим ключевым критериям: специализация, заболевание, процедура, стоимость, месторасположение, рейтинг и т.д. Создатели сайта планируют, что со временем на ресурсе будет сосредоточена достаточно полная информация о врачах и ЛПУ страны.

Аналогичные ресурсы давно существуют в других странах, например, в США. Россия только в начале пути. Начиная с марта врачи и медучреждения могут самостоятельно (и бесплатно) создавать свои детальные информационные профили на medkompas.ru А пациенты могут оставлять на этом сайте отзывы и выставлять оценки врачам и медучреждениям за полученные услуги.

Большинство из этих критериев оценки профессиональной деятельности ЛПУ или конкретного специалиста достаточно субъективные, но первый из них – «рекомендую» либо «не рекомендую» обращаться в то или иное ЛПУ – достаточно объективен. В перспективе пользователь ресурса сможет сравнивать результаты деятельности медицинского учреждения со средними/лучшими показателями в его регионе или населенном пункте.

Существуют некоторые правовые аспекты рейтингования врачей и ЛПУ. Правовой аспект отражения персональной информации о врачах на интернет-сайтах заключается в необходимости согласия врача на обработку его персональных данных. Правовой аспект раскрытия лечебно-профилактическим учреждением статистической информации третьим лицам требует ответа на вопрос, какую статистическую информацию о деятельности ЛПУ возможно публиковать в общедоступном режиме.

И на заметку медицинским организациям: размещение информации о врачах, которая будет содержаться в профиле медучреждения, без разрешения врача недопустимо, обязательно должно быть его письменное согласие.

По материалам круглого стола «Врач и пациент: правовое поле, вопросы взаимодействия», организатор ИА «Гарант»

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Что мы потеряли в здравоохранении

С критикой здравоохранения и повестки начавшегося сегодня III Национального конгресса «Национальное здравоохранение от Н.А. Семашко до наших дней», 26 октября выступил президент НМП Л.М. Рошаль. В своей пламенной речи он задался вопросом — насколько сегодняшняя Россия сохранила принципы здравоохранения, заложенные Н.А. Семашко? Приводим полный текст речи.

Производственным аптекам - быть!

Эксклюзив 

Недавно в фармацевтическом сообществе возобновилась дискуссия о необходимости возрождения производственных аптек. Всего на аптечное производство в России выдано около 1400 лицензий. Половина аптек ничего не производят, другая — производят в ограниченном количестве. 

Аптеке нужно менять ОКВЭД

Двойственный статус аптечных организаций стал одной из тем форума «ФАРМЛИГА: встреча лидеров». С одной стороны, согласно нормативным актам и требованиям, фармация принадлежит сфере здравоохранения. С другой, в соответствии с ОКВЭД, лекарственная помощь находится в области торговли, где-то рядом с киосками по продаже напитков или косметики.

Клинические рекомендации медицины - основа ОМС

Консалтинговая компания «Право на здоровье» опросила ведущих экспертов здравоохранения на предмет их восприятия роли клинических рекомендаций в системе здравоохранения. Подавляющее большинство считает, что соблюдение этих регламентирующих назначение лечения документов должно быть обязательным.

Общественники просят пересмотреть ЖНВЛП

Общественная организация «Движение против рака» направило письмо в Кабмин, Минздрав и Счетную палату с просьбой назначить повторное заседание Комиссии по формированию перечня ЖНВЛП и изменить решения в отношении лекпрепаратов лорлатиниб, асциминиб, трастузумаб дерукстекан, соторасиб для терапии тяжелых форм рака различной этиологии.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг