Патерналистский подход к импортозамещению в фармацевтике
------------------
Патернализм (лат. paternus — отцовский, отеческий) — это система отношений, при которой власть обеспечивает потребности граждан, а последние в обмен на это следуют продиктованным им моделям поведения. — Прим. ред.).
------------------
Во–первых, целесообразность реализации импортозамещающей политики, которая является одним из дискуссионных вопросов, обсуждаемым представителями экономической науки и практиками, до сих пор не нашедшим однозначной оценки.
Второе. Современные доктрины отмечают, что реализация стратегий импортозамещения часто описывается в контексте осуществления политики "догоняющего развития", основанной на патерналистском подходе государства.
Третье. Очевидно, что только выработка и реализация стратегической политики, ориентированной на замену импортных товаров конкурентоспособными по цене и качеству национальными продуктами, может обеспечить развитие национальных отраслей промышленности, особенно в сферах производства высокотехнологичной инновационной продукции.
- Первый пункт сценария патерналистского подхода — "опора на собственные силы" — гласит: "Импортозамещение является инструментом реализации промышленной политики "опоры на собственные силы". Государство стремится производить своими силами как можно больше товаров, допуская импорт лишь в тех случаях, когда национальных товаров-аналогов не существует совсем. Примеры: СССР, страны Латинской Америки, Китай.
- Второй пункт — "создание отсутствующей отрасли" — расшифровывается так: "Поддержка государства направлена на вновь создаваемые сегменты индустрии на первом этапе их существования, когда товары, замещающие импортные, нуждаются в преференциях, обеспечивающих им ценовые преимущества. Примеры: Восточная Азия".
- Третий пункт сценария патерналистского подхода — "перемещение ресурсов в успешные отрасли" — содержит следующий постулат: "Усилия государства направлены на поддержку уже существующих успешных отраслей, как правило, обладающих достаточно отчетливым экспортным потенциалом. Импортозамещающая функция продукции этих производств на внутреннем рынке используется лишь в той степени, в какой она является стимулом для внешней экспансии. Примеры: Япония, Южная Корея, Сингапур, Китай (отчасти), Гонконг".
По словам А.А. Малина, в России реализуется сценарий "догоняющего развития", при котором необходимо в сжатые сроки пройти несколько этапов развития и осуществить прорыв на мировой фармацевтический рынок. То есть преодолеть состояние, при котором продукция отрасли не конкурентоспособна даже на внутреннем рынке, а также обеспечить патерналистское сопровождение отечественной индустрии, сочетая его со стимулированием эффективности производства и экспорта. Достижение этих целей требует применения законодательных, организационных, экономических механизмов.
Сегодня же продукция отечественной фарминдустрии подчас неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке.
Для решения подобной задачи требуется системная реиндустриализация, которая подразумевает:
- переход от отдельных очагов фармацевтической промышленности к индустрии;
- создание именно отдельных предприятий без целенаправленной заботы об их взаимоподдержке с тем, чтобы каждое из них по возможности покрывало нужды потенциальных партнеров для выстраивания в совместные технологические цепочки;
- осознание того, что недостаточный уровень понимания межсубъектных и межобъектных взаимосвязей привел к возникновению проблем и в науке. В идеале она должна получать задачи из двух источников:
- своей внутренней логики, когда каждая новая решенная задача открывает подходы к возможности решения нескольких новых задач;
- потребностей практики, указывающей, на какие задачи надо обратить внимание в первую очередь.
В докладе подробно разбираются факторы, которые влияют на эффективность реализации политики "догоняющего развития" в фармацевтической промышленности. Особая роль отводится:
- состоянию мирового фармацевтического рынка, определяющему заинтересованность и возможность потенциальных инвесторов участвовать в развитии фармацевтической отрасли РФ;
- наличию инфраструктуры и универсальных финансовых институтов обеспечения промышленного роста;
- эффективной государственной поддержке процессов импортозамещения и налоговой политике, стимулирующей инновации, поддержку внедрения современных технологий, импортируемых на льготных условиях, регулирование иностранных инвестиций (особое внимание необходимо обращать на сопряжение позиций при условии выполнения требований ВТО).
На перспективы эффективной реализации политики «догоняющего развития» в фармацевтической промышленности влияют также:
- степень участия общественных организаций и структур, выражающих коллективные интересы производителей фармацевтической продукции, в процессах выработки политики и конкретных механизмов импортозамещения; реально действующий профессиональный лоббизм;
- степень научного, технического и кадрового развития фармацевтической отрасли в стране; готовность к восприятию и освоению передовых зарубежных технологий производства;
- масштабы и степень развития внутреннего национального рынка фармацевтической продукции.
Особое внимание следует уделить такому аспекту, как синхронизация действий регуляторов. Каждое ведомство должно преследовать предельно конкретные цели в рамках полномочий, а именно — любое нормативное начинание не должно приводить к усложнению процедуры или ее запутыванию. Опасным было бы введение нечетких или двусмысленных правил регулирования. Необходима реализация патерналистского подхода при локализации компаний Большой фармы в стране, т.е. забота должна быть равнозначной! Нужно преодолевать и минимизировать нерешительность в деятельности регуляторов, популяризировать отечественные лекарственные препараты во врачебном и пациентском сообществе, преодолевая негативное общественное мнение, сложившееся по отношению к отечественным лекарствам. И врачебное сообщество не должно быть антагонистом развития отечественной фармацевтики. Вектор науки следует направить в сторону прикладных задач. Актуально создание не фантомных, а реальных производств по выпуску субстанций и сырья для их производства.
Акценты, по мнению директора российской фармкомпании "Натива", нужно сделать на организационные и административные механизмы:
- развитие системы долгосрочного планирования потребности в лекарственных препаратах и четкой системы государственных закупок фармацевтической продукции, а также исключение не до конца выверенных регуляторных решений;
- установление жестких критериев национальной принадлежности произведенных лекарственных препаратов;
- упрощение процедур допуска продукции в гражданский оборот лекарственных препаратов отечественного производства при установлении вышеуказанных критериев;
- поддержка имиджа отечественных производителей фармацевтической продукции;
- развитие самоорганизации производителей, их союзов и ассоциаций, а также поддержка цивилизованной конкуренции российских производителей фармацевтической продукции в рамках профессионального лоббизма.
К экономическим мерам стратегии "догоняющего развития" относятся:
- господдержка инновационного бизнеса в сфере фармацевтики, научно–исследовательских работ и исследований;
- формирование фармацевтических кластеров для локализации производства, увеличения его объемов, кооперации научных исследований и бизнес–процессов;
- поощрение инвестиций в фарминдустрию, в т.ч. в элементы машиностроения, и ассортиментную базу.
Итак, резюмировал А.А. Малин, в условиях современной России разумное, не вредящее применение стратегии "догоняющего развития" может стать стимулом к развитию самых высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. Следует стремиться к тому, чтобы импортозамещение не только способствовало насыщению внутреннего рынка, но и провоцировало развитие выпуска товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке, обладающих экспортным потенциалом. Импортозамещение развивается не только в федеральном центре! По опросу Фонда "Общественное мнение" (август 2015 г.), население верит в возможности появления отечественных лекарств!