Ответы на эти вопросы постарались найти участники XVII Аптечного саммита "Новая аптечная реальность в России с СНГ". Название отраслевого мероприятия заставляет задуматься: действительно, какой станет эта новая аптечная реальность?
"До чего дошел прогресс..."
Вопрос о риске исчезновения аптеки — и о вероятности ее полной замены ИТ–сервисами — приведен, увы, вовсе не для привлечения внимания. Он действительно звучал в ходе аптечного саммита. И, как заметил один из участников мероприятия, директор категории "Здоровье" компании "Яндекс.Маркет" Максим Агарев, современные тренды говорят о том, что почти любой человеческий труд является заменимым. За исключением, быть может, труда творческого. Но и здесь у представителя крупной интерне–компании есть сомнения: ведь именно сейчас идет активное развитие искусственного интеллекта.
"При всем уважении к труду фармацевтов и провизоров последняя роль, которая за ними сохранится, — это рекомендательная функция и психологическая поддержка покупателя, — убежден М. Агарев. — Собрать и упаковать? Все это уже сегодня умеет делать автоматика. Предполагаю, что когда-нибудь и рекомендательные сервисы уйдут в цифровой формат".
Не будем спорить о достоверности подобных предположений. Ведь иногда новое — это хорошо забытое старое. Прогнозы о замене и физического, и умственного труда "механическим процессом" читатель мог услышать еще в старом детском фильме "Приключения Электроника". Однако бодрая песенка о решении сложностей работы и учебы путем роботизации не завершает кинофильм, а, напротив, звучит на старте развития сюжета. Проходит совсем немного времени — и юный герой, так надеявшийся на силу новых технологий, оказывается выключенным из жизни своей семьи и своих товарищей. Чтобы вернуться в социум, ему приходится приложить немало усилий.
Маркетплейсы и эпоха пандемии
Интернет–ритейл в минувшем году действительно расширил свой охват в нашей стране. Но подчеркнем: речь идет о сведениях за отмеченный началом пандемии 2020 год. Основатель Всероссийского единого содружества независимых аптек (ВЕСНА) Александр Фридман предложил участникам саммита ознакомиться с данными Data Insight о динамике электронной коммерции в национальном и международном масштабе.
О чем говорят эти данные?
Рынок доставки еды вырос в два с половиной раза — опасаясь за здоровье, свое и близких, многие сокращали количество походов в супермаркеты. "Онлайн-фармацевтика" увеличилась на 53%: было сделано 78 млн. заказов, а средний чек по интернет–покупке лекарств составил 1679 руб. Крупные универсальные маркетплейсы (к таковым относятся Вайлдберрис, Озон, Алиэкспресс и Яндекс.Маркет) нарастили свой охват на 108%, а онлайн–магазины, т.е. интернет–ритейл меньшего размера, — на 38%. При этом рынок интернет–магазинов изначально был и пока остается крупнее рынка маркетплейсов. Однако последние стремительно вырываются вперед — и заставляют обратить на себя внимание...
Отечественная "электронная коммерция" входит в десятку крупнейших на планете. На первом месте в данном рейтинге расположился Китай — с общим объемом соответствующих продаж в 955 млрд. долларов за минувший год. У второго участника "первой мировой интернет–десятки", а именно США, совокупные размеры интернет–продаж почти втрое меньше — 374 млрд. долларов. Здесь стоит вспомнить и численность населения в восточной стране, и давно реализуемый в Поднебесной курс на всеобщую цифровизацию.
И вот что любопытно: пандемия в минувшем году затронула, кажется, все государства из первой десятки по объемам "электронной коммерции". Однако резкий рост онлайн–рынка — +58% — произошел только в нашей стране. Динамика интернет–сегмента у остальных участников ТОП–10 даже не приближается к данной цифре. Вторую позицию по расширению охвата e–comm занимает Индия, однако на ее территории интернет–ритейл вырос на 29%, т.е. вдвое меньше, чем у нас. Может быть, получившийся скачок вызван разрешением на дистанционную продажу лекарственных средств?
Два с половиной часа в интернете. И так каждый день
Цифры говорят об обратном: фармацевтический сегмент в онлайне вырос почти в 5 раз меньше, чем сегмент продуктов питания. А бронирование лекарств на сайте, например, аптечного агрегатора было популярным и ранее.
В целом за 2020 год количество сделанных в нашей стране интернет–заказов увеличилось на 365 млн. Львиная доля этого прироста — 57% — приходится на вышеупомянутые крупные маркетплейсы. Прогнозируется, что к 2025 году национальный рынок "электронной коммерции" вырастет более чем вчетверо и составит уже не 2,7 (как в году минувшем), а 10,9 трлн. рублей.
В натуральном выражении рост e–comm обещает быть не менее впечатляющим. В 2025–м онлайн–ритейл получит предположительно 4 млрд. 860 млн. заказов — против 830 млн. в минувшем 2020–м.
"Интернет плотно входит в нашу жизнь... 156 минут в среднем находится российский покупатель в интернете в день, — замечает Александр Фридман. — С учетом того времени, которое необходимо нам для сна, работы и приема пищи, показатель, по-моему, ужасный". Действительно, 156 минут — это больше чем два с половиной часа. И к этому периоду, по всей видимости, не относится время, которое человек проводит онлайн в силу служебной необходимости: совещания по зуму, написание деловой корреспонденции и т.д.
Таким образом, потенциальный онлайн–покупатель к электронным сервисам уже привычен. Интернет–ритейлу остается выбрать правильный подход к аудитории.
Доля электронной торговли в общих объемах торговли розничной в прошедшем году составляла 8%. В 2025-м прогнозируется значение в 26% — т.е. выше четверти.
При этом, по мнению продавцов, маркетплейсы более всего подходят для продажи электроники. Подобное притягивает подобное. Что касается лекарств, то здесь возникает масса вопросов. И один из них — ответственность маркетплейсов за отпуск и транспортировку ЛП, обращает внимание Виктория Преснякова, директор СРО "Ассоциация независимых аптек". Точнее, фактическое отсутствие такой ответственности.
При этом, как было отмечено в ходе саммита, маркетплейс уже становится тем игроком, который диктует фармацевтическому сектору собственные правила игры.
Еще раз о дистанционном способе
Ход времени не остановишь и сопротивляться прогрессу вряд ли будет рационально. Так думают и говорят многие, однако всегда ли естественный ход эволюции совпадает с трендами, которые развивают те или иные заинтересованные группы?
В ситуациях, когда возникает такой вопрос, к изменениям часто бывает сложно адаптироваться — хотя, на первый взгляд, они полностью прогрессивны и должны облегчить жизнь. И отдельного человека, и целого предприятия, и даже отрасли.
Исполнительный директор Ассоциации аптечных учреждений "СоюзФарма" Мария Литвинова предлагает вспомнить недавний пример. Как известно, 1 сентября из правил дистанционной торговли лекарствами был исключен ряд ограничений: минимальный размер аптечной организации, а также требование наличия собственного сайта.
Кажется, теперь независимой аптеке в небольшом населенном пункте открыт путь ко всем возможностям доставки лекарств. Тем не менее, малая аптечная организация встречает на этом пути массу препятствий, большинство из которых носят технический характер.
Чтобы помочь небольшим аптечным предприятиям и решить те сложности, которые возникли в процессе приобщения к дистанционному отпуску (а точнее, при попытке начать этот процесс), "СоюзФарма" обратилась к ряду крупных интернет–сервисов — и фармацевтических, и неспециализированных. Увы, конструктивных ответов ассоциация не получила.
Сегодняшний маркетплейс смотрит на сложившуюся обстановку скорее с точки зрения выгоды, чем в аспекте доступности лекарства: с крупным аптечным игроком установить контакт проще. А стало быть, дополнительный импульс к развитию доставки лекарственных препаратов получает не малая аптека, а гигантский интернет–ритейл.
Если возможно получить разрешение на доставку лекарств и при этом нет необходимости создавать интернет–сайт, то аптеке необходимо данной возможностью воспользоваться, убеждена Мария Литвинова. Но стоит ли здесь ограничиваться электронной формой заказа?
Для многих был бы удобен телефонный звонок в аптеку, а при сбоях на интернет–порталах такой вариант порой оказывается единственно возможным. Нужно ли ограничивать фармацию в той помощи, которую она может дать пациенту?
Что будет, если автоматизировать хаос?
Активно обсуждается и вопрос цифровизации работы современной аптеки — в тех областях и тех направлениях, которые с интернет–бронированием и дистанционной реализацией ЛС никак не связаны.
"Нужна не столько цифровизация нашей работы с покупателями–пациентами, сколько правильная организация внутренних процессов с применением автоматизации, — комментирует владелец аптечной сети "Здоровье из Усть–Лабинска Василий Слепов. — Если же в рабочих процессах неразбериха, то автоматизация приведет к еще большему хаосу. Хотел бы подчеркнуть: для классической аптеки важно ее постоянное совершенствование как целостной системы. И здесь необходимо опираться на решение внутренних задач. А это, в первую очередь, взаимодействие с посетителем и предприятиями-партнерами в процессе лекарственного обращения".
Интернет–технологии — это не всегда легко и просто, обращает внимание Василий Слепов. Среди связанных с ними продуктов, услуг и решений многое бывает, напротив, длительно и дорого. Есть вопросы и по окупаемости вложений. Поэтому аптека, в особенности аптека небольшая, поступит грамотно, если обратит внимание на другие, более присущие ей пути развития. Умение понимать себя и развивать свои, а не чужие преимущества в сложные периоды особенно ценно.
Вернуть аптеку здравоохранению
Что касается прогнозов на ближайшую перспективу, то здесь самое главное — сохранить необходимую долю оптимизма. Вера в лучшее, умноженная на знания и профессионализм, поможет выстоять и избрать верную стратегию.
Изменения в работе аптеки? Но ведь и десять лет назад аптечные организации работали иначе, чем сейчас. Небольшие организационные перемены неизбежны для любой отрасли. А вот если аптечная организация будет считать себя организацией исключительно торговой, то ее превращение в электронную аптеку, увы, не за горами, предостерегает коммерческий директор ЦВ "ПРОТЕК" Борис Попов.
Чтобы избежать этого сценария, важно вспоминать и развивать свои знания и навыки, а также выбирать надежных партнеров в рабочем процессе. Однако от аптеки зависит не все — ее правовой, а значит, и экономический статус определяется на регуляторном уровне.
"Наверное, все–таки пришло время вернуть аптеку в здравоохранение, — обращает внимание Мария Литвинова. — Для этого необходимо заменить код ОКВЭД, относящийся к торговой сфере, на код, принадлежащий сфере здравоохранения".