О сути модели, разработанной компанией "А.Т. Карни", рассказала ее представитель Анна Федорова.
Модель лекарственного обеспечения для Российской Федерации была разработана компанией совместно с представителями фармацевтической отрасли. Мы опирались на мировой опыт, смотрели лучшие практики, но не старались прямо копировать чужой опыт, а разработать модель именно для России с учетом наших особенностей и ограничений, чтобы эта модель работала как слаженный механизм. Мы прописали все процессы на местах: что делает аптека, врач, пациент. Рассчитали, сколько денег нужно на реализацию программы лекарственного обеспечения в России и какой эффект от нее ожидается с точки зрения здравоохранения, демографии, и как это все будет выражено в экономических показателях.
Основная проблема, которую мы старались решить, работая над моделью, — это обеспечение доступности лечения на ранних стадиях заболевания, когда лечение относительно недорого и дает хороший результат. В здравоохранении есть проблема неэффективности, потому что денег всегда не хватает, пожар тушим там, где он горит сильнее всего, т.е. лечим заболевания уже на их активной стадии (в госпитальном секторе и часто с применением высокотехнологичных технологий), но не лечим на начальных стадиях. Из-за этого получаем все больше пациентов на поздних стадиях заболевания, которых лечить дорого и неэффективно. Мы тратим деньги на их лечение, и денег опять не хватает.
Ключевой элемент модели лекарственного обеспечения — это всеобщее лекарственное покрытие. В рамках этой модели может быть дифференцированный подход к тому, кому какие расходы будут покрываться. У нас есть льготники, которые получают лекарства, в будущей модели они могут быть освобождены от соплатежей, тогда как остальное население получает доступ к лекарственному обеспечению на условиях соплатежа. Градация может быть введена и в отношении заболеваний, когда лечение наиболее серьезных из них может полностью покрываться на 100%, а других, менее затратных, не требующих долгосрочного лечения, покрываться частично (от 20 до 50%). Это общая практика — меньше 20% не имеет смысла покрывать, а процент больше 50 приводит к тому, что лечение становится недоступным.
Важным элементом в нашем предложении является целый ряд механизмов, направленных на контроль расходов в данной системе. Основной из них — интегрирование цен на возмещаемые ЛС. Сам по себе механизм не обеспечивает доступность ЛС, это именно инструмент контроля расходов в системе, когда мы пользуемся общим лекарственным обеспечением. Наши предложения — перейти от регулирования цен на конкретное торговое наименование, определить, какое покрытие в денежном выражении государство готово гарантировать для определенного заболевания. При этом фактическая цена, если мы говорим о препаратах одного МНН, может быть как выше, так и ниже установленной цены возмещения, т.е. не регулируемая. На практике при механизме соплатежа производители должны конкурировать друг с другом за пациента.
МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Для новых препаратов, выходящих на рынок, мы предлагаем ввести двухэтапный подход к установлению цены возмещения. Первый этап — проведение оценки данного препарата, его терапевтической ценности, определение, насколько хорошо он лечит по сравнению с принятым стандартом лечения, – если на том же уровне или лучше, то это служит основанием для включения ЛП в программу возмещения.
Второй этап — переговоры между Минздравом России и фармпроизводителем, по итогам которых принимается решение, будет ли ЛП включен в программу возмещения и по какой цене. Если стороны договариваются, то препарат входит в программу, если соглашение не достигнуто, то препарат остается на рынке, но не подлежит возмещению. После истечения патента на лекарственный препарат мы предлагаем пошаговое снижение цены, первое — на 10%, последующее, примерно через 3–4 года, — до 50% от установленной цены возмещения. Этот эффективный механизм поэтапного снижения цены реализован на многих рынках, он стимулирует ранний выход дженериков. Фармпроизводители после истечения срока патента стараются как можно быстрее выпустить дженерики. Это еще и эффективный механизм конкуренции.
Когда есть лекарственный препарат с ценой выше или ниже цены возмещения, решение о покупке того или иного ЛП принимает пациент, придя в аптеку с рецептом. Если цена препарата, имеющегося в наличии, ниже, чем цена возмещения, пациент оплачивает свой соплатеж (определенный процент), если же цена выше, то пациент оплачивает соплатеж от цены возмещения плюс разницу между ценой возмещения и фактической ценой ЛП. У пациента есть выбор, а ответственность государства ограничена установленной ценой возмещения.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ
Первое, что предлагаем мы, — ввести предельную торговую наценку, это коснется самых дорогих препаратов. Второе — привязать наценку дистрибутора и аптеки не к фактической цене препарата, а к установленной цене возмещения для данного МНН. Если мы имеем линейку препаратов от 30 до 300 руб. с установленной ценой возмещения в 100 руб. и говорим, что дистрибуторы смогут заработать 10%, то эти 10% могут составлять 10 руб. для любого из препаратов этой линейки. Это стимулирует и дистрибуторов, и аптеки иметь в наличии дешевые ЛП, цена которых ниже цены возмещения. Это рыночный механизм для обеспечения дешевых препаратов в аптеках.
И последний элемент предложенной нами модели – ежегодный пересмотр цен возмещения на лекарства и их коррекция с учетом объективных макроэкономических показателей. Здесь цена может меняться как в меньшую, так и в большую сторону.
Основой для реализации такой программы может стать существующая система обязательного медицинского страхования. Территориальные фонды ОМС могут стать плательщиками возмещения аптекам в рамках модели. Мы не регулируем отношения между производителем и дистрибутором, между дистрибутором и аптекой, но аптека, обслуживая пациента, берет себе часть суммы на основании рецепта и затем отчитывается перед ФОМС о том, сколько она обслужила пациентов и на какую сумму.
Какие результаты может дать такая модель лекарственного обеспечения при условии ее внедрения? Прогноз, сделанный компанией на 10 лет, показал, что доступность лечения для населения возрастет в 2,5 раза, что позволит сократить госпитализацию до 30% и снижение расходов на госпитальный сегмент уже в первые годы действия программы до 85 млрд руб.
Более долгосрочные результаты показывают снижение уровня смертности на 10% (это 1,5 млн сохраненных жизней); до 1 млн человек сохранят трудоспособность, что особенно важно в условиях сокращающегося трудоспособного населения. И экономические результаты — до 1% ВВП в плюс. Насколько реальна эта программа? Если начать ее тестировать в 2016 г., то вполне реально внедрить ее полномасштабно в стране начиная с 2019 г.
По материалам II Международной научно–практической конференции
"Оценка технологий здравоохранения: пути развития в России"