15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
15.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Реформа лекарственного ценообразования: первые проблемы

С 1 апреля 2010 г. в силу вступили новые правила регулирования цен на отечественном фармацевтическом рынке. Ситуация для нашей страны беспрецедентная — Росздравнадзор зарегистрировал цены на более чем пять тыс. препаратов, которые входят в список жизненно важных лекарств. Это серьезная доля рынка — ЖНВЛС в стоимостном объеме составляет 47% фармрынка, в натуральном – 38%.

Государство зафиксировало для каждого региона России максимальные надбавки на лекарства, которые должны были сформировать итоговые, более низкие, чем прежде, цены в аптеках. Однако, спустя полтора месяца с момента введения госконтроля ценообразования можно констатировать – пока аптечная реформа буксует.

В течение двух недель Росздравнадзор проводил проверки аптек по всей территории страны: представленные ведомством результаты пока выглядят удручающе. Основные нарушения – продажа ЖНВЛС, не имеющих государственной регистрации цены; реализация ЖНВЛС без зарегистрированной цены; превышение фактических розничных цен над предельно установленными. При этом превышение цен обнаружено в каждой пятой аптеке и составляет от минимальных 0,17% в Липецкой области до фантастических 276,58% в Иркутской области. По мнению экспертов фармрынка, «очевидно, что до сих пор цены на лекарства формируются рыночными механизмами, где главным критерием является востребованность. Продавцы лекарств не будут работать себе в убыток, даже несмотря на законодательные ограничения». Руководитель Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова считает, что такое положение дел продлится недолго: «Как только аптеки реализуют или вернут производителям запасы лекарств, закупленных до 1 апреля, нарушений станет значительно меньше».

В среднем рентабельность аптечной розницы до момента госрегулирования цен колебалась от региона к региону в пределах 5-10%. Однако ограничение цен на лекарства из списка ЖНВЛС этот показатель может понизить. Аптекам не разрешили продать остатки закупленных ими препаратов из числа жизненно необходимых по старым ценам, а вынудили привести их в соответствие с новыми правилами. В результате некоторые препараты, который были куплены у дистрибьюторов по 700-900 руб., следовало продавать не дороже 200-300. Аптекам действительно приходится распродавать остатки лекарств по заниженным ценам, что напрямую влияет на их прибыльность. Отсюда и злоупотребления. «Тем аптекам, которые смогут договориться по цепочке дистрибьютор - производитель о снижении цен, удастся сохранить свою рентабельность, а это вполне реально, – говорит Настасья Иванова. – Тем же аптекам, которые не смогут вернуть лекарства обратно дистрибьютору по старым ценам, придется компенсировать свои убытки за счет потребителей, в том числе нарушая закон».

Еще одна проблема аптечной реформы – госрегулирование цен на лекарства привело не только к сокращению ассортимента, но и к тому, что дистрибьюторы и аптеки чаще всего закупают и продают наиболее дорогие препараты. Производители идентичных лекарственных средств, входящих в список ЖНВЛС, регистрируют их по ценам, отличающимся в разы. По данным Счетной палаты России, сегодня наибольшим коммерческим интересом у оптовиков и аптек пользуются препараты с максимально высокой зарегистрированной ценой, поскольку абсолютная величина оптовой и розничной надбавки к цене данных препаратов значительно выше, чем у конкурентов. Например, цена метопролола-ратиофарм, произведенного в Германии, составляет 31 руб. за упаковку, его аналога из Польши – 53 руб., из Венгрии – 90 руб. Венгерский препарат, как правило, встречается в аптеках чаще. По мнению аудитора Счетной палаты Владимира Катренко, в результате в проигрыше остаются не только потребители, но и отечественные производители, цены которых на аналогичные медикаменты ниже, чем у зарубежных конкурентов.

Иван Данилов отмечает, что «административный ресурс в виде губернаторского контроля за ценами в конкретном регионе (вспомним встречи Владимира Путина с главами субъектов РФ, где зафиксированы нарушения в сфере лекарственного ценообразования) вкупе с оперативным реагированием на нарушения со стороны прокуратуры быстро нормализируют ситуацию. Правонарушений станет значительно меньше. Однако, как именно новая схема госрегулирования цен повлияет в целом на инфраструктуру рынка, в том числе на лекарства не из списка ЖНВЛС, можно будет понять только к концу 2010 г. Для этого надо будет проанализировать статистику ассортимента аптечной сети, а также финансовую отчетность аптечной розницы».

Источник: www.pharm-medexpert.ru

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
 
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Как изменится статус аптек с новым ОКВЭД?

Вопрос пересмотра кода ОКВЭД в аптечном секторе обсуждается давно: для аптек возвращение статуса учреждения здравоохранения — важный вопрос и с профессиональной, и с финансовой точки зрения. Регулирование фармрозницы стало более фрагментарным и ситуативным — ее обязанности нормируются лицензионными требованиями, а права отсутствуют.

Правовые вызовы для рынка: все преодолимо

Нынешнюю геополитическую ситуацию стабильной не назовешь, однако у отечественного фармрынка получается не просто к ней приспосабливаться, но и искать новые пути развития, особенно в части выпуска препаратов и экспорта в дружественные страны.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг