09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024 18+
09.12.2024 Издается с 1995 года №11 (368) ноя 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Рынок и COVID–19: выживают приспособленные

В настоящее время все сферы бизнеса, придя в себя после первого потрясения, вызванного пандемией, стараются приспособиться к новой реальности. Фармотрасль не исключение.

Сейчас участникам рынка важно определить, в каком направлении двигаться, чтобы не только сохранить свои позиции, но и не допустить дефицита препаратов и ухудшения качества жизни пациентов.

Первый шаг — анализ ситуации на рынке. Ее краткий обзор представила директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева.

НечаеваЮлия

В марте этого года всплеска продаж, как это было в прошлом году с началом пандемии, не наблюдалось.

Рынок в этом году растет в рублях относительно 2019 г., однако заметно снижается в упаковках. На фоне продаж аптечная наценка немного выросла и составляет теперь 24,8%.

Государственный сегмент уверенно растет за счет госпитальных закупок, больше всего ЛС в упаковках закупается для нужд ЛПУ.

Средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного средства также увеличилась и сейчас составляет 249 руб. В начале года цены на препараты не растут. Дефляция наблюдается на ЛС с ценой выше 150 руб.

Среди парафармацевтики отрицательную динамику продемонстрировали практически все группы товаров. Прирост в 10% наблюдается только у БАД. Репеллентные средства и инсектициды сумели вырасти на 1%.

Если говорить о трендах этого года, то доля дешевых препаратов продолжает снижаться, а продажи в упаковках растут только у дорогостоящих лекарственных средств. Существенную роль в этом сыграли переходы препаратов из одного ценового сегмента в другой и изменение содержания потребительской корзины.

При этом рейтинг быстрорастущих препаратов с высокой ценой возглавляет группа противовирусных.

Спрос потребителя сместился в сторону "противоковидных" ЛП, причем их продажи напрямую коррелируют с уровнем заболеваемости.

В нынешнем году ОТС–препараты падают сильнее (1,8%), чем Rx (0,1%). Стоит отметить, что продажи рецептурных ЛС вернулись на уровень 2019 г.

Стоит отметить и переход потребителя на большую упаковку, особенно это касается дешевых препаратов и безрецептурного сегмента. Потребители считают данное приобретение более выгодным, нежели покупку стандартной упаковки препарата.

Продолжают развиваться онлайн-продажи: в прошлом году объем «аптечного онлайна» составил 93,2 млрд руб. В среднем доля онлайн-продаж в аптечных сетях пока не превышает 8%. По ЛП она в 2021 г. в 1,5 раза выше, нежели в начале прошлого года, а самая высокая доля в e-commerce-сегменте у селективной косметики. Несмотря на высокую стоимость по сравнению с офлайн-продажами (упаковка рецептурного и безрецептурного ЛС имеют среднюю цену в 586 и 279 руб. против 336 и 195 руб. в каменной аптеке), люди покупают через интернет больше импортных и рецептурных препаратов.

Коронавирус изменил все

Как известно, кризис не только время потерь, но и возможностей. Не стали исключением и трудности, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции. Подстраиваться под новую реальность пришлось всем участникам рынка.

Как отмечает председатель совета директоров ENROLLME Андрей Младенцев, COVID-19 поставил перед экономикой серьезные вызовы еще с начала пандемии. В то время как традиционные сферы бизнеса, например, туристический и ресторанный, несли серьезные убытки, все, что связано с цифровыми коммуникациями, интернет–продажами, доставкой и логистикой, получало новые возможности для развития.

Младенцев

Фармотрасли пришлось не только осваивать удаленную работу, как и другим областям, но и встретиться лицом к лицу со специфическими трудностями. Выяснилось, что не все можно сделать с помощью внутренних ресурсов, важен доступ к рынкам капитала и надлежащая кооперация (в т.ч. международная с поставщиками), а также возможность самостоятельно производить АФИ и иметь диверсифицированный портфель продуктов, который можно обновлять. Другие требования времени — квалифицированный персонал, умеющий работать в условиях неопределенности, и двусторонняя коммуникация с врачебным сообществом.

Как пандемия повлияет на деятельность фармкомпаний в будущем?

Первой тенденцией станет диверсификация продуктового портфеля. Большое внимание будет уделяться разработке препаратов против вирусов и инфекций и средств для реабилитации после COVID–19. Более глубокое знание о новой коронавирусной инфекции изменит наше представление о методах ее лечения и профилактики.

Следующим шагом станет развитие международной и производственной кооперации, поскольку пиковый спрос на ЛС учит эффективно управлять финансовыми и производственными ресурсами.

Не менее важной будет и коммуникация с медицинским сообществом. Пандемия стала причиной снижения эффективности работы медицинских представителей. Нагрузка на врачей увеличилась, а их время на общение с медпредами уменьшилось. На первый план сегодня выходит дистанционная коммуникация, однако полевая работа с врачами по-прежнему находится на первом плане.

Самолечение может быть осознанным

Сегодня пациент вправе не только знать все о предлагаемой ему терапии, но и совместно с врачом принимать решение, какой она должна быть. Однако самолечение все равно остается актуальным. Почему люди сами хотят заниматься своим здоровьем?

Никулина Ирина_Буарон

Генеральный директор компании "Буарон" в России Ирина Никулина выделяет следующие микротренды в области здоровья:

  • ЛС дает "обещание" спокойствия и стабильности самочувствия;
  • желание пациента получить именно научный подход и рекомендации, а не сомнительную информацию;
  • запрос на персонализацию;
  • бережное отношение к окружающей среде;
  • здоровье напрямую ассоциируется с красотой;
  • интересны инновационные ингредиенты, которые имеют традиционное и культурное происхождение.

Эксперт подчеркивает, что желание людей заниматься самолечением велико, при этом уровнем медицинской грамотности выше среднего может похвастаться лишь 30% населения нашей страны. Кроме того, в головах людей крепко засел стереотип — все, что куплено в аптеке, априори безопасно. Еще одна тенденция — рост самолечения на фоне пандемии, особенно это касается иммуномодуляторов и антибиотиков. И. Никулина также добавила, что экологичные продукты покупает малая часть населения.

Она уверена, что рынок способны менять три категории людей: молодые мамы с детьми, приверженцы ЗОЖ и аллергики. Именно они скрупулезно изучают составы и заинтересованы в био- и органических продуктах.

Международный эксперт по стратегическому маркетингу Гарретт Джонсон считает, что для фармпроизводителей сегодня важна пациентоцентричность. По его мнению, медицина и фарминдустрия должны не просто лечить пациента, а улучшать качество его жизни. Приобретение же ЛС или другого медицинского товара и процесс его использования служат положительному преобразованию клиента/пациента, однако большая часть корпоративных стратегий, особенно в нашей стране, уделяют большое внимание только процессу покупки клиентом своего товаров, забывая, что клиенты — их главный финансовый актив. Но он надеется, что в будущем данный подход изменится.

По материалам сессии "Фарминдустрия: перспективные стратегии роста и тенденции" в рамках конференции "ФАРМАПАК-2021"

Статьи подрубрики ассортимент:
Законы изменят рынок БАД

Культура потребления БАД в нашей стране продолжает формироваться, поэтому данный сегмент рынка последние несколько лет демонстрировал значительный рост. По данным DSM Group, в 2023 году продажи БАД в аптеках составили 127,6 млрд. рублей и 415 млн. упаковок.

Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.