Сейчас участникам рынка важно определить, в каком направлении двигаться, чтобы не только сохранить свои позиции, но и не допустить дефицита препаратов и ухудшения качества жизни пациентов.
Первый шаг — анализ ситуации на рынке. Ее краткий обзор представила директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева.
В марте этого года всплеска продаж, как это было в прошлом году с началом пандемии, не наблюдалось.
Рынок в этом году растет в рублях относительно 2019 г., однако заметно снижается в упаковках. На фоне продаж аптечная наценка немного выросла и составляет теперь 24,8%.
Государственный сегмент уверенно растет за счет госпитальных закупок, больше всего ЛС в упаковках закупается для нужд ЛПУ.
Средневзвешенная стоимость упаковки лекарственного средства также увеличилась и сейчас составляет 249 руб. В начале года цены на препараты не растут. Дефляция наблюдается на ЛС с ценой выше 150 руб.
Среди парафармацевтики отрицательную динамику продемонстрировали практически все группы товаров. Прирост в 10% наблюдается только у БАД. Репеллентные средства и инсектициды сумели вырасти на 1%.
Если говорить о трендах этого года, то доля дешевых препаратов продолжает снижаться, а продажи в упаковках растут только у дорогостоящих лекарственных средств. Существенную роль в этом сыграли переходы препаратов из одного ценового сегмента в другой и изменение содержания потребительской корзины.
При этом рейтинг быстрорастущих препаратов с высокой ценой возглавляет группа противовирусных.
Спрос потребителя сместился в сторону "противоковидных" ЛП, причем их продажи напрямую коррелируют с уровнем заболеваемости.
В нынешнем году ОТС–препараты падают сильнее (1,8%), чем Rx (0,1%). Стоит отметить, что продажи рецептурных ЛС вернулись на уровень 2019 г.
Стоит отметить и переход потребителя на большую упаковку, особенно это касается дешевых препаратов и безрецептурного сегмента. Потребители считают данное приобретение более выгодным, нежели покупку стандартной упаковки препарата.
Продолжают развиваться онлайн-продажи: в прошлом году объем «аптечного онлайна» составил 93,2 млрд руб. В среднем доля онлайн-продаж в аптечных сетях пока не превышает 8%. По ЛП она в 2021 г. в 1,5 раза выше, нежели в начале прошлого года, а самая высокая доля в e-commerce-сегменте у селективной косметики. Несмотря на высокую стоимость по сравнению с офлайн-продажами (упаковка рецептурного и безрецептурного ЛС имеют среднюю цену в 586 и 279 руб. против 336 и 195 руб. в каменной аптеке), люди покупают через интернет больше импортных и рецептурных препаратов.
Коронавирус изменил все
Как известно, кризис не только время потерь, но и возможностей. Не стали исключением и трудности, вызванные распространением новой коронавирусной инфекции. Подстраиваться под новую реальность пришлось всем участникам рынка.
Как отмечает председатель совета директоров ENROLLME Андрей Младенцев, COVID-19 поставил перед экономикой серьезные вызовы еще с начала пандемии. В то время как традиционные сферы бизнеса, например, туристический и ресторанный, несли серьезные убытки, все, что связано с цифровыми коммуникациями, интернет–продажами, доставкой и логистикой, получало новые возможности для развития.
Фармотрасли пришлось не только осваивать удаленную работу, как и другим областям, но и встретиться лицом к лицу со специфическими трудностями. Выяснилось, что не все можно сделать с помощью внутренних ресурсов, важен доступ к рынкам капитала и надлежащая кооперация (в т.ч. международная с поставщиками), а также возможность самостоятельно производить АФИ и иметь диверсифицированный портфель продуктов, который можно обновлять. Другие требования времени — квалифицированный персонал, умеющий работать в условиях неопределенности, и двусторонняя коммуникация с врачебным сообществом.
Как пандемия повлияет на деятельность фармкомпаний в будущем?
Первой тенденцией станет диверсификация продуктового портфеля. Большое внимание будет уделяться разработке препаратов против вирусов и инфекций и средств для реабилитации после COVID–19. Более глубокое знание о новой коронавирусной инфекции изменит наше представление о методах ее лечения и профилактики.
Следующим шагом станет развитие международной и производственной кооперации, поскольку пиковый спрос на ЛС учит эффективно управлять финансовыми и производственными ресурсами.
Не менее важной будет и коммуникация с медицинским сообществом. Пандемия стала причиной снижения эффективности работы медицинских представителей. Нагрузка на врачей увеличилась, а их время на общение с медпредами уменьшилось. На первый план сегодня выходит дистанционная коммуникация, однако полевая работа с врачами по-прежнему находится на первом плане.
Самолечение может быть осознанным
Сегодня пациент вправе не только знать все о предлагаемой ему терапии, но и совместно с врачом принимать решение, какой она должна быть. Однако самолечение все равно остается актуальным. Почему люди сами хотят заниматься своим здоровьем?
Генеральный директор компании "Буарон" в России Ирина Никулина выделяет следующие микротренды в области здоровья:
- ЛС дает "обещание" спокойствия и стабильности самочувствия;
- желание пациента получить именно научный подход и рекомендации, а не сомнительную информацию;
- запрос на персонализацию;
- бережное отношение к окружающей среде;
- здоровье напрямую ассоциируется с красотой;
- интересны инновационные ингредиенты, которые имеют традиционное и культурное происхождение.
Эксперт подчеркивает, что желание людей заниматься самолечением велико, при этом уровнем медицинской грамотности выше среднего может похвастаться лишь 30% населения нашей страны. Кроме того, в головах людей крепко засел стереотип — все, что куплено в аптеке, априори безопасно. Еще одна тенденция — рост самолечения на фоне пандемии, особенно это касается иммуномодуляторов и антибиотиков. И. Никулина также добавила, что экологичные продукты покупает малая часть населения.
Она уверена, что рынок способны менять три категории людей: молодые мамы с детьми, приверженцы ЗОЖ и аллергики. Именно они скрупулезно изучают составы и заинтересованы в био- и органических продуктах.
Международный эксперт по стратегическому маркетингу Гарретт Джонсон считает, что для фармпроизводителей сегодня важна пациентоцентричность. По его мнению, медицина и фарминдустрия должны не просто лечить пациента, а улучшать качество его жизни. Приобретение же ЛС или другого медицинского товара и процесс его использования служат положительному преобразованию клиента/пациента, однако большая часть корпоративных стратегий, особенно в нашей стране, уделяют большое внимание только процессу покупки клиентом своего товаров, забывая, что клиенты — их главный финансовый актив. Но он надеется, что в будущем данный подход изменится.
По материалам сессии "Фарминдустрия: перспективные стратегии роста и тенденции" в рамках конференции "ФАРМАПАК-2021"