Саморегулирование — хороший формат для контроля рынка БАД
Каким же должно быть соотношение регулирования и саморегулирования отрасли? Очень важно понимать, что саморегулирование, в первую очередь, это своеобразная декларация об ответственности за качество и безопасность продукции.
Как отмечает член комитета Государственной Думы ФС РФ Александр Сергеевич Прокопьев, на своих заседаниях и проводимых совместно с комитетом по безопасности и противодействию коррупции, активно обсуждались эти вопросы, проводились профильные Парламентские слушания. Если обратиться к истории вопроса, то в 2013 г. законодательно были приняты нормы против недобросовестной рекламы, и, как результат, в 2014 г. ее количество значительно снизилось. В 2014 г. Госдумой был создан законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты по борьбе с фальсифицированными, недоброкачественными, назарегистрированными, контрафактными ЛС и фальсифицированными БАД.
Создать данный законопроект побудил анализ правоприменительной практики, который показал, что защита интересов граждан от недоброкачественной медицинской продукции, включая фальсифицированные БАД, не обеспечивается должным образом. По мнению депутата, «в части регулирования отрасли хорошим форматом является саморегулирование, которое могло бы взять на себя функции самоконтроля рынка и общения с регуляторами».
В свою очередь, академик РАН и председатель ученого совета Института проблем саморегулирования Сергей Иванович Колесников напомнил, как законодательно трактуется деятельность саморегулируемых организаций (СРО) Федеральным законом от 01.12.07 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", который за эти годы оброс рядом других законов по различным сферам деятельности. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. В случае их неисполнения или нарушений подразумевается применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО.
Согласно ст. 22 указанного Закона взаимодействие СРО и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти уполномоченный федеральный орган привлекает саморегулируемые организации к участию в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования. Для этого должны быть соглашения между саморегулируемой организацией и органами власти.
На основании подписанных соглашений саморегулируемая организация будет иметь право:
- оспаривать любые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов МСУ, нарушающие права и интересы СРО;
- участвовать в обсуждении проектов законов и иных правовых актов, госпрограмм, направлять в органы государственной власти и МСУ заключения о результатах проводимых ею экспертиз проектов нормативных правовых актов;
- вносить на рассмотрение государственной власти предложения по вопросам формирования и реализации госполитики и политики МСУ в отношении предмета саморегулирования;
- запрашивать в органах власти информацию, необходимую для выполнения СРО возложенных на нее федеральными законами функций.
"В нашей сфере пока еще не развито то, что называется взаимодействием между регуляторами и объединениями СРО,—– подчеркнул Сергей Иванович. — Потому что исполнительная власть не хочет передавать саморегулированию даже минимальное количество функций".
СРО в области медицины, фармацевтики и БАД только начинает развиваться, введение саморегулирования планировалось с 1 января 2013 г. на основе обязательного членства, с заменой института лицензирования. Однако от этой идеи отказались еще в 2011 г. с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", из которого фраза об отмене лицензирования в указанной сфере (фармацевтика и медицина) была убрана.
С.И. Колесников видит следующие преимущества СРО обращения БАД: сбалансированные, обоснованные и контролируемые законодательные и нормативные изменения (мнение экспертов); работа с профильными регуляторами по предупреждению избыточного контроля рынка; защита интересов своих участников и потребителя; самоконтроль качества производимой продукции и защита интересов потребителя; мониторинг рынка и препятствие недобросовестной конкуренции; создание объективного образа рынка через СМИ и органы государственной власти.
С этим высказыванием законодателя полностью согласен Леонид Михайлович Марьяновский, исполнительный директор саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство "Объединение производителей БАД к пище" (далее — Партнерство), которая готова взять на себя эту ответственность, и на заседании комитета Госдумы по охране здоровья представил стратегию развития организации на ближайшие годы.
— Позиционируя себя как саморегулируемую организацию, Партнерство ставит перед собой три основные цели: создание организации — эксперта отрасли, обеспечение баланса интересов отрасли, государства и потребителей, а также гармонизацию регулирования и интеграцию российского рынка БАД к пище в мировой рынок.
С целью создания организации как эксперта отрасли, необходимо решить следующие задачи:
- консолидация добросовестных участников рынка;
- расширение сферы влияния и повышение статуса организации;
- налаживание системы самоконтроля за соблюдением участниками Партнерства требуемых законодательных и этических норм ведения бизнеса;
- выстраивание эффективного взаимодействия участников рынка с государственными структурами в интересах отрасли и потребителей.
Также мы планируем принимать активное участие в борьбе с нарушениями в сфере производства и оборота БАД к пище и, конечно же, содействовать подготовке и повышению квалификации специалистов отрасли. С целью обеспечения баланса интересов отрасли, государства и потребителей планируется развить и расширить рынок потребления БАД к пище для того, чтобы стимулировать спрос на продукцию отрасли, защищать интересы добросовестных производителей и потребителей продукции, достигнуть информационной активности, открытости и оперативности в получении и распространении информации. Необходимо организовать канал обратной связи с регуляторами и потребителями, предоставив конкурентные преимущества для участников Партнерства.
С целью гармонизации регулирования интеграции российского рынка в мировой планируется принимать активное участие в гармонизации законодательства РФ и Таможенного союза и интеграции в них лучших мировых практик. Здесь необходимо привлечение ведущих специалистов для пропаганды необходимости использования БАД к пище и обеспечения, тем самым, благополучия населения; в распространении их положительного опыта на отечественном рынке. Безусловно, планируется налаживание взаимодействия с официальными органами и общественными организациями стран Таможенного союза и Евразийского экономического союза.
Основным направлением деятельности Партнерства в 2015 г. является организация сотрудничества с ФАС, Роспотребнадзором, НИИ питания, Торгово–промышленной и Общественной палатами. В планах Партнерства войти в экспертные советы Минэкономразвития, Минпромторга и ФАС, принимать активное участие в разработке государственной программы закупок специализированного питания, которые включены в программы "Стратегии–2020" и региональные программы по оздоровлению населения.