Десять лет назад французское предприятие "Сервье" опередило программу "Фарма–2020". В деревне Софьино, что на юго–западе Подмосковья, начал работать завод, на который сегодня все чаще и чаще приезжают с экскурсиями. И студенты фармацевтических вузов, и корреспонденты известных по всей России изданий, радиостанций и телевизионных передач, и представители региональных властей.
В конце 2000–х решение о трансфере в нашу страну технологий производства оригинальных препаратов было очень смелым. И это еще мягко сказано. Но основатель компании доктор Жак Сервье достойно держался даже в кризис 1998 г. и остался верен своему принципу: не бросать сотрудников и партнеров.
Знаменитый фармацевт, создавший свое предприятие в далеком 1954–м, в начале двадцать первого столетия был убежден: у завода в России — большое будущее.
НАВСТРЕЧУ ЮНЫМ КАДРАМ
Через пять лет после запуска предприятия, которое назвали "Сердикс", маленькая деревенька Софьино стала частью Москвы. В том же 2012 г. были осуществлены первые экспортные поставки лекарственных препаратов, произведенных в России, в страны СНГ.
Еще через пять лет, в юбилейном для компании 2017 г. (десятилетие ставшего московским завода совпало с 25–летием деятельности в России) старший специалист "Сервье" по подбору персонала Татьяна Тырина провела для участников Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады мастер-класс о том, как правильно составлять резюме и вести себя на собеседовании. И старалась объяснить ребятам, как справиться с главной ошибкой — неуверенностью в себе, мешающей не то что рассказать о своих достижениях, но и просто оценить их по достоинству.
Выпускник фармацевтического вуза, уже побывавший на практике в аптеке или на стажировке на заводе, или на студенческой олимпиаде, — словом, получивший в годы учебы первые профессиональные навыки — не может и не должен считать себя "специалистом без опыта". Но на практике так часто и происходит. В результате человек, обладающий умениями, знаниями и талантами, не борется за достойное место под солнцем. А предприятию очень трудно искать квалифицированные кадры…
Сотрудничество с ВСФО "Сердикс" планирует продолжать и развивать. А заодно начинает совместный проект с Первым МГМУ им. И.М. Сеченова. Руководство компании верит: решающий фактор в любом, даже самом современном производстве — не столько высокотехнологичность, сколько профессионализм.
АКТИВНЫЕ ИНГРЕДИЕНТЫ — ТОЛЬКО СВОИ!
Тогда, в дни ВСФО–2017, завод "Сердикс" удалось посетить студентам — будущим провизорам и специалистам промышленной фармации. Для корреспондентов специализированных изданий предприятие открыло двери немного позже — в последний и самый теплый июньский день… Именно 30 июня состоялся запуск нового высокотехнологичного процесса. Современный таблет-пресс для формирования двухслойных таблеток и таблеток большей массы призван наладить выпуск новых лекарственных препаратов для лечения хронической венозной недостаточности. Потребность в них, увы, постоянно растет.
Сегодня московское предприятие, работающее по всем международным правилам GMP, производит оригинальные лекарственные препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и сахарного диабета. Мощность предприятия — 38, 4 млн упаковок в год. Субстанции — исключительно собственного производства. Сырью из других стран фармацевтическая компания не доверяет.
КАК НАШ ОПЫТ СТАЛ МЕЖДУНАРОДНЫМ
В одном из коридоров предприятия на стене — сооружение, очень напоминающее почему–то доску почета. Фотографий нет, но есть сообщение о специалистах, успешно сдавших экзамен, и о профессионалах, научивших одну из машин работать эффективнее и с большей скоростью.
Жером Гаве, управляющий директор АО "Сервье" по России и ЕАЭС, и Рено Бессьер, генеральный директор фармпредприятия "Сердикс", с готовностью поясняют: "Если вы не растете, вы начинаете терять. Если кто–то считает, что он всего достиг, то он и сам не успеет заметить, как исчезнут достижения».
Концепция "непрерывного улучшения" действительно подразумевает постоянное обучение специалистов, чтобы они развивались в профессии и чувствовали себя нужными. По–настоящему. Внедрили опыт японской компании, которая успешно налаживала учебный процесс в автомобильной промышленности.
Один из проектов — под названием "Есть идея" — возможно, напомнит о чем-то читателям постарше. Каждый сотрудник может выдвинуть небольшое рациональное предложение. Например, как сделать рабочее место эргономичнее, а работу аппаратуры — продуктивнее.
Рацпредложения проверяют на полезность и выполнимость. Обычно из около 400 идей, поданных профессионалами в течение года, для внедрения подходят пятьдесят. "Да, это стоит денег, но это комфортно для людей", — замечают Рено Бессьер и Жером Гаве. Авторов трех лучших рациональных предложений перед новогодними праздниками торжественно награждают перед всем коллективом.
Показатель текучести кадров на заводе "Сердикс" очень мал. Отечественные методы поощрения профессионалов, воспитания в них уважения к своему труду и желания развиваться облетели земной шар и вернулись туда, где были проверены не одним десятилетием…