Штрафы — аптекам, проверки — поликлиникам, а пациенту…
Соответствующие поправки в КоАП Минздрав уже подготовил и вынес на общественное обсуждение. Кроме этого, министерство собирается увеличить штрафы для аптек… до 100–150 тыс. рублей!
Идея перевести ряд медицинских нарушений из уголовного права в административное не нова: в 2011 г. с подобным предложением выступали защитники пациентов. Но станет ли больной человек более защищенным от врачебных ошибок, остается под вопросом.
Председатель правления Ассоциации медицинских обществ по качеству, д.м.н. Гузель Эрнстовна Улумбекова обращает внимание на тревожный факт: число внеплановых проверок, вызванных угрозой причинения вреда жизни и здоровью больного человека, продолжает расти. Увеличивается и без того крайне высокая доля выявленных Росздравнадзором нарушений.
В 2013 г. Росздравнадзор провел 5746 проверок, 3626 из которых были внеплановыми. Главным основанием для "контроля вне графика" были жалобы пациентов. В 2014 г. проверок было уже 6890, включая 4347 внеплановых. Нарушения были обнаружены в большинстве проверенных организаций — 53,4% в 2013 г. и уже 71,3% — в 2014–м.
Как поясняет эксперт, такие цифры говорят о системных проблемах в здравоохранении: либо порядки составлены так, что выполнить их невозможно, либо для их соблюдения нет условий. Верны, к сожалению, оба ответа.
КОГДА В ПОРЯДКАХ НЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ
На сегодня Минздравом утверждены около 90 порядков оказания медицинской помощи. Документы включают в себя целый ряд вопросов: от этапов лечения и действий врача до оснащенности лечебных учреждений необходимой аппаратурой и даже штатного расписания. Последнее, в соответствии с Трудовым кодексом, носит лишь рекомендательный характер. В то время как сами порядки к исполнению обязательны.
Эти "инструкции" по медицинской деятельности, соблюдение которых и проверяет Росздравнадзор, имеют ряд недоработок. Некоторые порядки просто-напросто цитируют другие правовые акты, например, квалификационные характеристики, утвержденные Единым квалификационным справочником. Некоторые — сформулированы чересчур обобщенно и потому их сложно контролировать. Бывает и так, что порядок требует от доктора держать в своем кабинете строго определенное медицинское изделие.
Например, Федеральная антимонопольная служба России в рамках проверки Росздравнадзора в 2015 г. обнаружила в утвержденном Минздравом стандарте оснащения кабинета врача–невролога марку немецкого аппарата, которым он обязан пользоваться в своей работе. Именно этим прибором — и никаким другим. Стоил агрегат 4600 евро. Расходы на его обслуживание были немногим меньше — "всего" 1200 евро в год.
Оснащенность — отдельная тема для дискуссий. О том, как должно быть оборудовано медицинское учреждение в целом, а не только его отдельный кабинет или отделение, пока что не говорит ни один стандарт.
ОСТАНЕТСЯ ЛИ МЕДПОМОЩЬ ДОСТУПНОЙ?
Условий для выполнения порядков сегодня тоже нет. В 2015 г. государственные расходы на медицину сократились на 20% в ценах 2013 г. и с учетом инфляции. В 2016 г. они уменьшатся уже на 25%. Значит настолько же уменьшится заработная плата врачей, объем бесплатных лекарств, операций и др. услуг. Здравоохранению не хватает не только финансов, но и кадров. Еще в 2013 г. дефицит врачей участковой службы составлял 30 тыс. человек. "В общем и целом" в стране недоставало 50 тыс. докторов. За 2014 г. врачей стало еще меньше — на 13 тыс.
"Невыполнение порядков в большинстве случаев связано не с конкретной медицинской организацией, а с системными проблемами в здравоохранении. Это и хроническое недофинансирование, дефицит кадров и нехватка средств на повышение их квалификации, сложности с ремонтом и поддержанием в рабочем состоянии даже имеющегося диагностического оборудования… Решение этих проблем зависит от региональных и федеральных органов власти в сфере здравоохранения, которым и подчиняются органы Росздравнадзора, — делает вывод Г.Э. Улумбекова. — Хотя, согласна, контроль над лечением пациента и организацией медицинской деятельности в учреждениях, безусловно, должен быть и достаточно жестким. Но в силу того, что сами критерии для контроля зачастую не верны и не всегда выполнимы, новые требования приведут к проверкам ради проверок, а в ряде случаев и снизят доступность медицинской помощи".
Например, в рассматриваемом проекте документа содержится поправка, ужесточающая ответственность за нарушения отпуска лекарств без рецепта врача. Штрафы для аптек возрастут до 100–150 тыс. руб.! Да, определенные лекарства больной должен получать по рецепту врача… Но как быть, если врач недоступен или мало доступен, как сегодня во многих уголках России? В таких условиях возможность приобрести жизнеспасающий препарат в аптеке — единственный шанс на получение лечения.
Аналогично и для административной ответственности за невыполнение критериев качества медицинской помощи. Установленные сегодня Минздравом критерии, как и порядки, во многом не зависят от деятельности конкретной медицинской организации или врача. Например, критерии качества, утвержденные в Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, в большинстве своем — демографические и финансовые показатели. Однако штрафовать собираются не область или федеральный Минздрав, от политики которых и зависят эти показатели, а конкретное ЛПУ или даже врача. Кстати, большинство установленных сегодня в РФ показателей качества не соответствуют международным, по которым измеряют качество и безопасность медицинской помощи во всех развитых странах. Например, мы не измеряем показатель инфекционных осложнений в стационаре, не стандартизуем показатель внутрибольничной летальности по полу, возрасту и тяжести заболевания и т.п.
Впрочем, более строгую ответственность за применение фальсифицированных ЛС и медицинских изделий — как и за нарушения, связанные с курением — можно только приветствовать.
В любом случае Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения получает огромные полномочия. Но без решения системных проблем здравоохранения эти полномочия к улучшению качества медицинской помощи в стране не приведут, а только усилят напряженность в отрасли.