13.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024 18+
13.06.2024 Издается с 1995 года №5 (362) мая 2024
// Фармрынок // Научные разработки

Швейцарскими учеными разработан новый тип антибиотика

Среди наиболее "жизнестойких" бактерий огромное внимание науки и здравоохранения привлекает Acinetobacter baumannii. Этот патоген стремительно наращивает резистентность к самым разным классам антибиотиков, в том числе к карбапенемам.

При госпитализациях микроб вызывает опаснейшие осложнения, самые распространенные среди которых — внутрибольничная пневмония и инфекционные болезни кровотока.

Ветераны НАТО, которые вели военные операции в Афганистане и Ираке, постоянно сталкивались при ранении с осложнениями, вызываемые этой ацинетобактерией. Ее даже прозвали "иракибактер". ВОЗ и американские центры контроля и предупреждения относят данный микроорганизм к первоочередным и критически важным угрозам.

К счастью, наука нашла возможность справиться с опасным микробом: в журнале Nature была опубликована работа швейцарских биохимиков, в которой рассказывается о создании нового антибиотика. Препарат оказался эффективен как раз в отношении не поддающейся действию карбапенемов Acinetobacter baumannii.

Научный коллектив изучил строение 44985 пептидов макроциклического типа и нашел трипептидный элемент, обладающий соединяющей кольцо дифенилсульфидной связью, соединяющую кольцо. Была обнаружена молекула вида RO7075573, оказавшаяся действенной против Acinetobacter baumannii, но приводившая к осложнениям у подопытной группы мышей. Для улучшения свойств молекулы на нее воздействовали диполярными, нейтральными ионами, имеющими одновременно отрицательные и положительные ионные части. Это помогло сделать молекулу безопасной и выбрать правильную дозу для мышей. Окончательный вариант соединения назвали зосурабальпином.

В ходе дальнейшей научной работы было выявлено, что зосурабальпин препятствует транспортировке липополисахаридов от внутренней стенки к конечному пункту в wнаружной мембране микробной клетки путем «нейтрализации», или блокировки, бактериального комплекса LptB2FGC.

Ученые создали также ряд мышиных моделей, и в них найденное вещество успешно сражалось с инфекцией резистентного патогента Acinetobacter baumannii. При этом биохимики не смогли найти средств и факторов, при содействии которых бактерия стала бы устойчива к зосурабальпину. Однако выяснилось, что обнаруженная исследователями молекула действует исключительно на "иракибактер".

Разработка новых лекарств

Зосурабальпин "коммуницирует" с системой LptB2FGC в микробной клетке только при наличии важного условия: если данный комплекс соединен с липополисахаридом. Ряд аминокислот в белках Lpt характеризуется худшей эволюционной защищенностью среди бактерий, это и является причиной избирательного воздействия в отношении "иракибактера". Исследования также показали, что зосурабальпин может в будущем стать препаратом антибактериальной терапии, действенным именно против таких микробов, как ацинетобактерии.

Статьи подрубрики научные разработки:
Новые данные о лечении препаратом лорлатиниб

У одного из современных ингибиторов протеинтирозинкиназы обнаружена важная способность – останавливать прогрессирование некоторых онкозаболеваний легких.

Инновационный метод в борьбе с глиобластомой

Отечественные ученые первыми в мире создали не имеющую аналогов технологию, позволяющую одолеть тяжелейшее раковое новообразование — глиобластому головного мозга.

О чем рассказали "противоковидные" антитела

В Новосибирском госуниверситете создан новый способ выявления в крови антител, нацеленных на иммуногенные участки–эпитопы изучаемого вирусного белка.

Вирус-онколитик: идут испытания уникального лекарства

Коллектив ученых Сибирского отделения Академии наук совместно с ГНЦ "Вектор" создали онкопрепарат для терапии рака молочной железы (РМЖ). Лекарство разработано на основе вируса, способного ликвидировать опухолевые клетки.

Молодыми учеными открыто уникальное средство от депрессии

В молодежной лаборатории, организованной полтора года назад по инициативе Минобрнауки, разработано лекарство для фармакотерапии депрессий различной этиологии.