26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Таможенные аспекты в деятельности фармкомпаний (ч. 3)

Разъяснения о государственной регистрации фармацевтических субстанций даны в письме Росздравнадзора от 04.06.08 №01И-277/08. В частности, цельное растительное сырье, используемое для производства лекарственных средств и не прошедшее технологические стадии обработки (резка, измельчение, смешивание и др.), не является фармацевтической субстанцией и не подлежит регистрации. Растительное сырье, в том числе сборы, подвергшиеся обработке (измельчению, резке, дроблению, смешиванию и др.), и в котором утрачены морфологические признаки растений, позволяющие их идентифицировать, относятся к фармацевтическим субстанциям и соответственно подлежат регистрации в установленном порядке.

Косов Александр
Руководитель группы практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию
юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»*, к.юр.н.

А. Доклинические и клинические исследования

Для осуществления государственной регистрации лекарственных средств необходимо предварительное проведение доклинических и клинических исследований.

Доклинические исследования [1] проводятся в целях получения научными методами оценок и доказательств эффективности и безопасности лекарственных средств организациями – разработчиками лекарственных средств по правилам лабораторной практики, утвержденным Минздравсоцразвития [2].

Целью клинических исследований [3] лекарственных средств является получение научными методами оценок и доказательств эффективности и безопасности лекарственных средств, данных об ожидаемых побочных эффектах от применения лекарственных средств и эффектах взаимодействия с другими лекарственными средствами.

Разрешение на проведение клинических исследований [4] конкретного лекарственного средства выдается Росздравнадзором на основании следующих документов:

1) заявления организации – разработчика лекарственного средства;

2) положительного заключения Комитета по этике при Росздравнадзоре [5] (Комитет осуществляет в срок до 30 дней этическую экспертизу материалов клинических исследований лекарственных средств, представленных заявителями в установленном порядке);

3) отчета и заключения о доклинических исследованиях лекарственного средства;

4) инструкции по применению лекарственного средства.

Клинические исследования лекарственных средств проводятся в учреждениях здравоохранения, аккредитованных Росздравнадзором. Перечень таких учреждений утвержден приказом Росздравнадзора от 04.04.06 №716-Пр/06.

Клинические исследования проводятся на платной основе в соответствии с договором, заключаемым Заявителем и соответствующим учреждением здравоохранения [6]. Информация о стоимости соответствующих работ в официальных источниках информации отсутствует.

Б. Ввоз образцов для проведения исследований и государственной регистрации

Федеральным законом «О лекарственных средствах» предусмотрена возможность ввоза на территорию Российской Федерации конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных средств допускается, по разрешению Росздравнадзора [7].

В соответствии с пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.05 №438, помимо ввоза незарегистрированных лекарственных средств для клинических исследований, на основании разрешения Росздравнадзора допускается также ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии не зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности и безопасности научно-исследовательскими учреждениями, институтами и лабораториями, а также для регистрации и перерегистрации.

Положением о порядке ввоза на территорию Российской Федерации образцов не зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств и фармацевтических субстанций, а также лекарственных средств, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, утвержденным 17.03.98 [8] (т.е. до принятия Федерального закона «О лекарственных средствах»), предусмотрено, что разрешения на ввоз незарегистрированных лекарственных средств выдаются Минздравом России. При этом могут быть два вида разрешений:

1) Разрешение на ввоз незарегистрированных лекарственных средств и фармацевтических субстанций для наработки российскими предприятиями экспериментальных партий лекарственных средств. Для получения такого разрешения заявление должно быть согласовано с ПККН. Такое разрешение выдается на унифицированном бланке сроком до 12 месяцев по одной сделке, независимо от включенных в него видов товара и его количества. По мотивированной просьбе заявителя срок действия разрешения может быть продлен. Продление срока действия разрешения подтверждается в письменной форме.

Таким образом, процедура получения данного Разрешения отличается от процедуры регистрации лекарственного средства тем, что она не предусматривает уплату госпошлины и проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности.

2) Разрешение на ввоз незарегистрированных лекарственных средств и фармацевтических субстанций для их регистрации (регистрации нового средства или перерегистрации ранее зарегистрированных), проведения клинических исследований, а также незарегистрированных лекарственных средств для нужд иностранных представительств, аккредитованных в Российской Федерации. Такое разрешение оформляется в виде письма. В отличие от лицензии на ввоз лекарственного средства (которая выдается на 1 год), данное разрешение выдается на конкретную партию товаров.

Взимание платы (государственной пошлины) за выдачу такого разрешения действующим законодательством также не установлено.

Для получения указанных выше разрешений в Минздрав необходимо представить соответствующее заявление вместе с учредительными и регистрационными документами, документами, подтверждающими совершение внешнеторговой сделки. Решение о выдаче разрешения или об отказе принимается в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснением Минздрава России от 20.10.98 [9], ввоз незарегистрированных субстанций должен осуществляться в соответствии с требованиями приказа Минздравмедпрома от 21.03.94 №52 «О регистрации зарубежных субстанций», который предусматривает выдачу разрешений на импорт незарегистрированных субстанций Минздравмедпромом при представлении сертификатов качества фирм-производителей (поставщиков) по согласованию с Инспекцией государственного контроля качества лекарственных средств и медицинской техники.



[1] Федеральный закон «О лекарственных средствах», статья 36, пункты 1 и 2.
[2] Приказ Минздрава от 19.06.03 №267 «Об утверждении Правил лабораторной практики» (зарегистрирован в Минюсте 25.06.03, рег. №4809).
[3] Федеральный закон «О лекарственных средствах», статья 37.
[4] Приказ Минздрава от 24.03.00 №103 «О порядке принятия решения о проведении клинических исследований лекарственных средств» (зарегистрирован в Минюсте 04.04.00, рег. №2177).
[5] Приказ Росздравнадзора от 17.08.07 №2314-Пр/07 «О Комитете по этике».
[6] Федеральный закон «О лекарственных средствах», статья 38.
[7] Федеральный закон «О лекарственных средствах», статья 20, пункт 6.
[8] Утверждено Минздравом РФ №01/31-11, ГТК РФ №01-23-5044 17.03.98 и зарегистрировано в Минюсте России 07.04.98, рег. №1504.
[9] Письмо Минздрава от 20.10.1998 № 29-4/2045 «О ввозе незарегистрированных субстанций на территорию Российской Федерации».

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия