Трансформация коснулась всех
В рамках круглого стола "Цифровая трансформация фармацевтического отрасли: как изменилась профессиональная деятельность выпускника?" представители фармрынка обсудили "цифровые" тренды в фармотрасли, изменение компетенций фармацевтических специалистов, выстраивание карьерной траектории и поиск работы под влиянием цифровизации.
Александра Арендарь, директор по работе с персоналом компании "Герофарм", определила понятие "цифровизация" как не просто переход в цифровую среду, но и изменение самих бизнес-–процессов за счет данных, их анализа и пересмотра.
Оксана Пряничникова, зам. директора Евразийского отделения ISPE в качестве примера привела систему маркировки ЛП: "Если информация отсутствует, то продукта нет, если фармацевт в аптеке не проведет необходимые действия по внесению данных о препарате в систему МДЛП, то покупатель его просто не получит".
Участники круглого стола отметили, что образование в соответствии с Болонской системой (двухступенчатая система высшего образования, состоящая из бакалавриата (3-4 года обучения) и магистратуры (1-2 года)) — это система квалификаций. Но даже она не успевает за быстрыми изменениями современных технологий.
По мнению Марии Ивановой, первого вице-президента Российского Союза химиков, "максимум, что может дать образовательная система, – это научить людей стремиться развиваться, обладая базовыми знаниями, иметь кросс–сознание, быть не просто узкопрофильным специалистом, но и разбираться в смежных профессиях". Она назвала востребованные в скором будущем профессии: они связаны с дизайном и конструкцией новых молекул и веществ, генной инженерией в фармацевтике. А среди необходимых компетенций — знания бизнес-процессов, умение учиться и развиваться в своей отрасли, понимать взаимодействие науки и бизнеса. Востребованными будут и IT–специалисты с бизнес–образованием.
Елена Казакова, зам. директора по управлению персоналом и организационному проектированию Санкт–Петербургского НИИ вакцин и сывороток, добавила, что они ждут кандидатов с базовой грамотностью по работе с графическими программами, со знаниями бизнес-процессов, математики, физики, аналитики. Что такое цифровизация, кандидаты уже должны знать при приеме.
Единственный представитель розницы фармрынка Виктория Преснякова, исполнительный директор СРО "АСНА", напомнила, что аптечная среда – самая консервативная в фармацевтическом сообществе. "Онлайн–продажи, программы автоматизации, электронный документооборот – это цифра, которая уже для нас наступила и требует изменений во всех бизнес-сферах", — сказала она.
Как преподаватель, В. Преснякова ждет студентов нового масштаба мышления. Студенты должны знать, что такое прогнозирование продаж и управление остатками в режиме онлайн; знать возможности аналитической отчетности; уметь работать с внешними решениями, с большими данными, специализированными программами управления аптечной сетью; системой маркировки (какие схемы используются, что такое прямой и обратный акцепт); уметь вести дистанционную торговлю (знать правила получения разрешения, схемы работы с маркетплейсами, ответственность аптеки и торговых площадок); проводить фармконсультирование онлайн; работать с электронными рецептами. При этом не стоит забывать, что фармация — это индивидуальный подход к пациенту.
Основы взаимодействия между аптечной организацией, врачом и пациентом должны закладываться уже во время обучения студента, чтобы не пришлось его учить заново на новом месте работы. В. Преснякова уверена: "Аптеки стоят на первой линии общения с пациентом, от того как быстро они перестроятся, зависит, насколько быстро и удобно человек получит лекарственную помощь".