24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

О некоторых современных тенденциях в производстве и обращении биодобавок рассказывает генеральный директор VPLAB, член контрольного комитета СРО "Союз производителей БАД" Юрий Клюшенков.

Юрий Александрович, в конце минувшего года на конференции "Что происходит на рынке БАД?" был озвучен следующий прогноз: в 2024-м конкуренция в данном сегменте существенно ужесточится и выживет сильнейший. На Ваш взгляд, насколько реалистичен такой сценарий?

— Предположение верное, но лишь отчасти. Дело в том, что последние три года объем рынка биологически активных добавок к пище прирастал исключительно за счет среднего и премиального ценового сегмента (от 500 до 1000 рублей и свыше 1000 рублей за упаковку). А вот в нижнем ценовом сегменте конкурентная обстановка действительно накалилась до предела: даже не за три, а за полтора-два года в нашей стране появилось более тысячи компаний, производящих дешевые БАД.

При сегодняшней стоимости сырья (в большинстве случаев импортного), дорогой логистике и высоких процентных ставках кредитования велика вероятность проблем с качеством таких продуктов либо с достоверностью информации о них. Распространен и другой вариант — масштабирование выпуска простейших добавок, без исследований и разработок.

Поскольку научным исследованиям в такой ситуации не уделяется должного внимания, единственным фактором конкуренции остается цена. В более "крупных" ценовых сегментах формат конкурентной борьбы иной: компании-производители стараются представить новые, сложные в изготовлении продукты с пройденными клиническими испытаниями и доказательной базой, поэтому совпадение по составу происходит крайне редко. В большинстве случаев у каждой созданной добавки есть свои уникальные интересные особенности.

Если же просто повторять уже имеющиеся продукты, максимально простые в исполнении, то рано или поздно попадешь в "ценовую бойню": мы работаем в высококонкурентном сегменте. Вместе с тем, вклад в научно-исследовательские работы — это всегда огромнейший плюс, не только для отрасли, но и для здоровья нации.

Получается, наукоемкость производства БАД с начала 2000-х существенно увеличилась. Как Вы считаете, почему возникла такая тенденция?

— Мир знаком с биодобавками уже достаточно давно, но при этом данный сегмент продолжает расти и в нем остается много неизведанного и еще недоказанного. Сегодня, например, принято условное разделение БАД на три категории — А, В, и С. Для продукции из группы А польза и безопасность уже подтверждены. Действие продуктов из группы В находится в процессе изучения и доказывания. А категория С остается наименее проверенной.

С учетом того, что мы говорим о здоровье, исследовательские работы действительно необходимы. Наука старается разыскать ту самую "голубую пилюлю", которая поможет человеку жить дольше, работать лучше, болеть реже и как можно чаще радоваться жизни. К тому же, в период пандемии появился новый (а точнее, хорошо забытый старый) тренд: главное – предотвратить заболевание, то есть не заболеть.

Это означает, что больше внимания будет уделено профилактике заболеваний?

— В эпоху средневековья от многих болезней не было лекарств. А сейчас, в третьем тысячелетии, человечеству приходится вновь сталкиваться с подобной ситуацией, пусть и в меньшей степени. Появляются новые вирусы, лекарственные методы борьбы с которыми еще не разработаны. И люди понимают, что сам факт подобного заболевания означает высокий риск расстаться не только со здоровьем, но и с жизнью. Поэтому общество стало задумываться: как же предупредить появление опасных медицинских проблем, то есть помочь человеку остаться здоровым? Ведь профилактика зачастую дешевле и проще, чем сложное лечение и длительная реабилитация.

Вы входите в состав контрольного комитета "Союза производителей БАД". На Ваш взгляд, каковы сегодня главные направления в области контроля над отраслью?

— Первое и самое главное — проверять самих себя. Ежегодно мы проводим аудит предприятий–участников, как правило, в форме выборочных контрольных закупок с последующей проверкой соответствия продукции (по сериям, составу, свидетельствам о госрегистрации).

Вторая функция — собственно контроль рынка, где одним из важнейших направлений остаются маркетплейсы — канал реализации биодобавок, к сожалению, недостаточно регулируемый.

Фактически у подобных интернет-площадок отсутствует ответственность за качество продаваемой продукции. Сами же они зачастую придерживаются удобной для себя позиции "за реализуемые товары отвечает исключительно их продавец", т.е. компания, сотрудничающая с онлайн–сервисом и предлагающая свои продукты. Поэтому комитет выдвинул предложение установить ответственность и для маркетплейсов, чтобы при обнаружении, например, контрафакта или ядовитых псевдодобавок предусмотренные законом санкции адресовались не только тем, кто непосредственно предложил подобный товар, но и организациям, предоставившим виртуальное пространство для данных неправомерных действий.

А в каких сегментах в настоящее время представлена продукция возглавляемой Вами компании?

— Наработанный опыт (более пятнадцати лет деятельности) помог нам добиться доступности производимых добавок к пище и продуктов спортивного питания для широкого покупателя — в основном, офлайн. Хотя и сотрудничество с маркетплейсами также является частью нашей работы. Мы сделали акцент на профессиональные сегменты: аптеки (в первую очередь, крупнейшие аптечные сети), продуктовые супермаркеты (от "Ашана" до "Азбуки вкуса"), спортивные магазины (если речь идет о спортивном питании) и автомобильные заправки.

Профилактика заболеваний и БАД

Выпускаемая нами продукция — мультивитаминные комплексы, витамины "для красоты" и коллагенсодержащая — реализуются также в сетевых магазинах косметики и парфюмерии. Причиной обращения к данному каналу стало набравшее силу в современном обществе убеждение: красота начинается изнутри. Любой косметолог скажет, что, какой супермодный крем ни используй, решающую роль все равно сыграет внутренняя наполненность организма витаминами и минералами, а без нее "чудо–эффекта" ожидать от крема не придется. Важным фактором выступит и минимизация нарушений в режиме сна и бодрствования (поэтому предлагаем также БАДы для здорового сна и биодобавки с магнием, для укрепления нервной системы).

Аптечные сети и бьюти-ритейл являются для нас ведущими каналами реализации. Не в последнюю очередь, потому, что в аптечных организациях строгий входной контроль для всей поступающей продукции, и вероятность найти на полке что-то не соответствующее законодательству очень мала (хотя исключить ее в любом случае нельзя, поэтому контрольный комитет "Союза производителей БАД" регулярно проверяет и фармрозницу).

Доля присутствия в онлайн–сегменте не столь высока, в том числе, в силу ценового фактора: возможность существенно снизить цену упаковки (как это принято при дистанционных продажах) ограничена себестоимостью продукции. Но, конечно, многие аптечные организации сегодня активно развивают собственные интернет–сайты для заказа и бронирования, и на таких сервисах мы представлены.

В последнее время часто звучат инициативы по резкому ограничению реализации тех или иных видов БАД или их полному запрету. Как относитесь к таким высказываниям?

— Подобные мнения — одна из причин того, что нашему сегменту как воздух необходимо и саморегулирование, и постоянное взаимодействие с профильными регуляторными органами. К сожалению, у нас пока что нет полноценной сырьевой базы для выпуска БАД, а такие исключения, как, например, "Эвалар", крайне редки. Поэтому сокращение доступа жителей нашей страны к профилактическим средствам (которыми и являются активные биодобавки) представляется, мягко говоря, нецелесообразным.

В данной ситуации необходим баланс: нужно обеспечить защиту пациентов от некачественных и контрафактных добавок, а также от опасной нелегальной продукции, продаваемой под видом БАД, и в то же время не оставить людей без возможности принимать хорошие качественные витамины. Важность подбора витаминов для сбережения здоровья нации отметил и глава государства на Втором форуме будущих технологий. И с этим нельзя не согласиться.

Когда началась пандемия, мы предоставили медучреждениям свои микроавтобусы для перевозки больных. А посмотрев на то, как работают врачи в реанимациях, спасая жизни пациентов с ковидом, четко осознали, что им также необходима поддержка. На протяжении нескольких месяцев более двух тысяч врачей в 15 регионах страны получали специальные витаминные наборы для укрепления иммунитета (что жизненно важно при постоянных контактах с больными), хорошей переносимости перегрузок и необходимости быстрого восстановления сил. Потому что на тот момент не хватало ни коек, ни рук, ни врачей. И вклад каждого был исключительно ценен.

А сегодня поддерживаем наших бойцов в рамках спецоперации — отправляли витамины ранее и продолжили в этом году, ведь им также необходима выносливость, крепкие суставы и быстрое восстановление.

Расскажите о достижениях в развитии отечественного производства БАД?

— Длительное время наши отраслевые коды ОКВЭД — 10.89.8 "Производство биологически активных добавок к пище" и 10.86.62 "Производство пищевой продукции для питания спортсменов" — не попадали в программы субсидирования со стороны ФРП. На сегодня данный вопрос уже решен, появились господдержка и стимулирующие инструменты (включая льготное кредитование, субсидирование  и гранты на создание производства). Следует также отметить, что в части спортивного питания отрасль за последние несколько лет выросла кратно, и тем самым увеличила свой вклад в национальную экономику, благодаря чему расширились и перспективы ее развития.

Как Вы сами пришли в сферу производства БАД? Чем она Вас заинтересовала?

— Мой профессиональный путь в отрасли начался даже не в этой сфере, а в сегменте спортивного питания. Но привлекали и биодобавки, ведь данное направление — очень интересное и весьма масштабное. И, несмотря на это, по состоянию на 2016 год в нашей стране потребление биодобавок являлось "терра инкогнита": доля "витаминизации" населения (т.е. граждан, регулярно принимающих те или иные витамины) составляла всего 0,4%. Для сравнения — в Китае, Японии и Корее данный показатель уже достигал 90%. Показалось очень интересным изменить данную ситуацию, развить национальную культуру витаминопрофилактики.

Решение этой задачи было очень важно: еще в середине 2010-х продукты питания — растительные и животные оказались не в состоянии обеспечивать человека теми суточными дозами витаминов и микронутриентов, которые необходимы для здоровья и активной жизни. При этом в аптеках, в силу низкого спроса, БАД было крайне мало. Мне посчастливилось стоять у истоков развития данного вида аптечного ассортимента и формировать его информационное поле.

Сегодня витамины принимает почти каждый пятый россиянин, но, на мой взгляд, эта цифра также не является достаточной.

Что, на Ваш взгляд, можно сделать, чтобы охват населения БАДами и витаминно-минеральными комплексами стал шире?

— В первую очередь, нужно задействовать витамины в таком важном направлении, как реабилитация пациентов после перенесенных травм и заболеваний. Они действительно способны ускорить возвращение человека к нормальной жизни.

Да, мы коммерческая организация, но здесь мы видим социальную функцию и задачу, решить которую, опять же, действительно важно. Во-первых, в сегодняшних реалиях не каждый человек может позволить себе полноценную витаминопрофилактику. Во-вторых, более чем у 12 миллионов россиян установлена инвалидность и данная цифра продолжает расти уже не один год. Поэтому исключительно необходима государственная поддержка и продолжение диалога отрасли с регулятором.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Болезнь Х. Как нам к этому относиться?

Начало текущего года ознаменовалось всплеском сообщений о некой "болезни Х", которая вот–вот накроет планету со смертностью в 20 раз превышающей таковую от COVID-19, а январская сессия Всемирного экономического форума в Давосе посвятила этому событию отдельную встречу высокопоставленных персон. Фармация не может пройти мимо подобной темы.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban