Это тема обсуждалась 6 ноября в Ялте на совместном выездном заседании Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности и Комитета ТПП по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности. Мероприятие состоялось в рамках I специализированной выставки медицинского оборудования, материалов и лекарственных препаратов "Здоровье. Крым — 2015".
Выступления докладчиков и обсуждение проблем прошло по нескольким направлениям. Тему "Состояние российского рынка лекарственных средств и медицинских изделий. Роль отечественного производства. Перспективы развития" осветили председатель Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности Юрий Калинин и президент ассоциации «Здравмедтех» Александр Ручкин.
Особое внимание было уделено вопросам мониторинга цен в рамках региональных закупок лекарственных препаратов и регулированию закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд. Свое видение решения проблем представили начальник отдела экспертизы ФГБУ "ВНИИИМТ" Росздравнадзора Лариса Никифорова, президент ЗАО "Медицинские технологии Ltd" Анатолий Дабагов, президент НП "Международное объединение производителей и пользователей медицинской техники" Иван Ожгихин, директор по экономической безопасности ООО "Герофарм" Андрей Ахантьев и др. О проблемах местных производителей рассказал и.о. генерального директора ПАО "НПО "ЙОДОБРОМ" (г. Саки, Крым) Геннадий Морозов.
Комментируя тему состояния российского рынка лекарственных средств (ЛС) и медицинских изделий (МИ) Юрий Калинин в своем выступлении подчеркнул факт, что российский рынок медицинской продукции относится к числу наиболее динамично развивающихся рынков со среднегодовыми темпами роста более 10%. В 2014 г. его объем превысил 1 трлн руб.
Высокими темпами растет и отечественное производство ЛС и медизделий; объем производства которых за последние шесть лет вырос в два раза, и в 2014 г. превысил 230 млрд руб.
Им было отмечено, что большая часть российских компаний и фирм осуществила модернизацию мощностей, повысила качество продукции, увеличила ассортимент, предложив здравоохранению широкий перечень инновационных продуктов. Среди них генно–инженерная вакцина против гепатита В, интерфероны α и β, препараты крови, инсулин, лекарства на основе моноклональных антител для лечения раковых и ревматоидных заболеваний, диагностические наборы для выявления соматических и инфекционных заболеваний, аппаратно–программный комплекс для клинико–диагностических исследований реологических свойств крови, комплекс неонатального оборудования, медицинские инструменты, рентгеноаппаратура, томографы компьютерные, диализные центры под ключ, оснащенные на 90% материалами и комплектующими российского производства, ДНК–анализаторы, одноразовые медицинские изделия и мн. др.
В настоящее время Республика Крым, население которой на 1 января 2015 г. составляло 1 970 452 человека, остро нуждается в этих современных лекарствах и медицинских изделиях. В настоящее время в ведении Минздрава республики находятся 133 медицинских организации (44 больницы, 6 роддомов, 29 санаториев, 4 диспансера, 14 центров, 13 поликлиник, прочих – 23). В больничных учреждениях насчитывается 15 593 койки. В системе здравоохранения республики работают 44 306 человек, в т.ч. 7196 врачей и 16 888 среднего персонала. На модернизацию здравоохранения в 2014–2015 гг. предусмотрено 5 111 513,9 тыс. руб. Поставлена задача — добиться, чтобы крымские больницы по качеству своего оснащения медицинским оборудованием и инструментариями могли соответствовать уровню ведущих регионов Российской Федерации.
Учитывая, что закупки медицинской продукции будут осуществляться по прямым договорам, отечественным предприятиям необходимо оперативно реагировать на объявляемые конкурсы и предусмотреть возможность кооперации в осуществлении поставок продукции, широко использовав для этого возможности компаний "Крым–Фармация", "Крым–Медтехника" и НПО "ЙОДОБРОМ". На перспективу необходимо рассмотреть возможность сотрудничества предприятий промышленности с ЛПУ республики, Крымской медицинской академией, с которыми целесообразно заключить соглашения по ознакомлению и обучению студентов и врачей с современными достижениями в области медицинских технологий и техники.
Отдельно Юрий Калинин остановился на проблемах, мешающих развитию отрасли, предложив участникам заседания обсудить их, особо выделив в ряду проблем влияние экономического кризиса, нерешенность ряда вопросов нормативно–правового регулирования обращения ЛС и МИ, а также несовершенство системы организации закупок медицинской продукции для государственных и муниципальных нужд.
Развернутый доклад о состоянии российского рынка МИ представил и Александр Ручкин. Проанализировав динамику российского рынка, начиная с 2001 г., он отметил, что рост российского рынка МИ налицо, он вырос за последние 10–15 лет в 10 раз!
Если просуммировать рынок МИ с учетом расходных материалов и принадлежностей, то с 2009 по 2014 г. рост составил с 184,8 млрд руб. до 269,4 млрд руб. Наибольший пик пришелся на 2012 г.
Переходя к анализу экономической ситуации во время кризиса, А. Ручкин отметил некоторое снижение в 2014 г. общего объема потребления МИ — на 6%. Но при этом доля одноразовых медицинских изделий (шприцев, средств ухода за ранами и пр.) в общем объеме потребления (без учета имплантируемых МИ) растет и составляет более 30%, прирост за 2014 г. достиг 6%.
Анализируя некоторые сегменты российского рынка, А. Ручкин отметил, что объемы рынка в рублях растут, пояснив, что "это не только увеличение потребления, но и увеличение цены в связи с изменением курсовых соотношений".
Что касается рынка государственных закупок, то он показывает уверенный рост — отметил А. Ручкин. За первое полугодие текущего года прирост составил 24% (с 96,8 млн руб. до 132,1 млн руб.). Такая положительная динамика обусловлена не только за счет роста цен, но и благодаря нормативно-регуляторным инициативам, в т.ч. со стороны Минпромторга России, направленным на поддержку отечественного производителя, пояснил эксперт. В числе документов Ручкин перечислил постановление Правительства №102 и ожидаемый обновленный перечень к нему, другие принятые и находящиеся в работе нормативно-правовые документы. "С их принятием отечественной промышленности, безусловно, становится легче работать", — заметил докладчик.
Рабочий прогноз по итогам уходящего года — рост рынка до 50% (в абсолютных цифрах — более 210 млн руб.). "Фактически уже виден двузначный рост отечественной промышленности в 2015 году", — подчеркнул А. Ручкин.
Что касается экспертных оценок рынка медицинских изделий Крыма (без учета модернизации), президент Ассоциации отметил, что базовый ежегодный спрос на МИ оценивается в 2,2 млрд руб.
Также А. Ручкин особо подчеркнул, что предприятиям, которые уже планируют производство на 2016–2018 гг. (в части модернизации, поставок сырья, компонентов и пр.) необходимо включать в свои программы потребности Республики Крым. А от потребителей медпродукции Крыма, в свою очередь, производителям хотелось бы получить более точные рекомендации — по ассортименту и объемам необходимой здравоохранению Крыма продукции.
Со своей стороны производители будут "очень просить, а потом и настаивать" на применении постановления от 05.02.15 №102 об ограничении иностранных поставок в Республике Крым в рамках госзакупок. "Там, где есть возможность, и попадает медицинское изделие в перечень 102–го Постановления, и есть достаточное количество российских производителей — мы, конечно, будем настаивать, чтобы поставки были от российских производителей", — высказал точку зрения сообщества президент ассоциации "Здравмедтех".
Соответствующие положения А. Ручкин предложил внести в проект Решения по итогам данного заседания. В частности, "при подготовке программы развития отрасли здравоохранения Республики Крым на 2016–2020 гг. учесть интересы отечественных производителей и дать возможность промышленности создать мощности для обеспечения программы".
Точку зрения о путях развития крымской промышленности осветил Геннадий Морозов на примере своего предприятия. Его основными направлениями деятельности является работа йодобромного завода, рассказал Морозов, что не относится к фармпромышленности, но относится к производству особо чистых химических соединений. На сегодняшний день вопрос импортозамещения является для предприятия очень актуальным, и его сотрудники работают над выполнением двух программ: "Создание современного комплекса производства монокристаллов и детекторов ионизирующих излучений" и "Создание производства синтетических лекарственных субстанций".
Цель данных программ — выпуск детекторов ионизирующего излучения на основе монокристаллов йодида цезия, йодида натрия собственного производства и детекторов нового поколения из монокристаллов галогенидов бария, стронция, лития и других. А также выпуск отечественных синтетических лекарственных субстанций милдронат, корвалол, кокарбоксилаза гидрохлорид, тиотриазолин, йодвидон, йодная настойка, йодоформ и др.
Актуальность вопроса в том, чтобы обеспечить российский рынок не только собственными фармпрепаратами и томографами собственного производства, но также — комплектующими и расходными материалами, подытожил свое выступление эксперт. В частности, российские заводы оборонного комплекса можно обеспечить детекторами и датчиками ионизирующего излучения российского производства, а томографы — запчастями для их гаммакамер и т.д. В связи с этим Г.Н. Морозов предложил рассмотреть возможность по организации выпуска монокристаллов и детекторов из собственного сырья — йодидов натрия и цезия и других солей. "Особо важно, что технология представляет собой замкнутый цикл, отходы монокристаллов и детекторов используются в производстве. Продукция наукоемкая и малотоннажная", — отметил он.
По итогам совместного заседания было подготовлено Решение, которое будет направлено в заинтересованные органы власти федерального и регионального уровня и участникам рынка. Также по договоренности с министром здравоохранения Республики Крым результаты заседания будут обобщены и направлены в Минздрав РК.
В частности, участники заседания выразили свою поддержку проекту постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. №102" и рекомендовали Минздраву России создать рабочие группы для обсуждения дополнительных позиций к данному постановлению с участием представителей Минпромторга России, Росздравнадзора и Союза ассоциаций и предприятий фармацевтической и медицинской промышленности.
Что касается непосредственно Крыма, Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности совместно с Минздравом Республики Крым договорились о заключении соглашения о взаимодействии в целях улучшения обеспечения региона лекарственными средствами и медицинскими изделиями.
Предоставлено пресс–службой компании "Светлый город", техническим организатором совместного выездного заседания комиссий РСПП и комитета ТПП РФ