25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Аптечный онлайн: драйверы роста

Дистанционные продажи, поиск и заказ медикаментов прочно вошли в жизнь и потребителей, и аптек. Своим опытом и решением задач поделились представители разных аптечных онлайн-площадок в рамках стратегической дискуссии "Аптечный офлайн и онлайн" на форуме "Аптека-2023".

Управляющий партнер «Проектирование систем управления» Павел Лисовский делит аптечные онлайн-площадки на специализированные и неспециализированные маркетплейсы, интернет–аптеки, аптечные агрегаторы по поиску и заказу лекарств как самостоятельные ресурсы, так и созданные сетями. У всех их разная экономика, модель продвижения и коммерческие интересы.

Что не нравится потребителю

Директор по информационным технологиям AptekaMos.ru Василий Лактионов считает, что успех аптечного сайта-агрегатора зависит от того, насколько большое покрытие аптеками у него есть, а также от цен в представленных ими точках. Значительную роль играет также ассортимент (скудный выбор вряд ли кого–то заинтересует) и сервисы, которые предоставляет агрегатор, например, бронь, справочная служба, подбор аналога, если нужного товара нет в наличии.

Лактионов Василий

AptekaMos.ru позволяет аптекам развивать свой бренд (у каждой аптеки или сети есть собственная страница), не превращаясь в безликую витрину, но вместе с тем не навязывая покупателю конкретную точку или сеть. Человек делает выбор самостоятельно, руководствуясь следующими критериями: широкий ассортимент, приемлемая цена, близкое расположение аптеки. Средний чек пользователя aptekamos.ru составляет 500-600 рублей.

Стоит отметить, что помимо личной страницы портал предоставляет аптекам аналитические данные, на основе которых они могут выстраивать свою ценовую политику.

Василий Лактионов отметил два ошибочных подхода аптек и агрегаторов к онлайн-продажам. В первом случае цена товара при заказе на сайте значительно ниже, чем при покупке в классической аптеке. Такая разница снижает доверие покупателя и к бренду препарата, и к аптеке. Во втором случае заказать товар на сайте дороже, чем купить офлайн, — подобный подход также не нравится потребителям.

Разный ассортимент помогает выбору лучшего товара

Коммерческий директор сетей "Юнифарма" и "Росаптека" Константин Тиунов поделился собственным опытом компании. Например, создание единого мультибрендового маркетплейса с витриной себя не оправдало и спустя некоторое время бренды снова были разделены.

Тиунов Константин

Доставка препаратов не пользовалась популярностью у покупателей, зато бронирование лекарств и дальнейшее их получение в аптеке оказалось для них самым удобным вариантом. Эксперт отметил, что покупатели, выбирающие дорогие товары, как правило, хорошо ориентируются в ассортименте и составах продуктов. Он также подчеркнул, что ассортимент у сетей разный, и такое разделение позволяет выбрать лучшие товары для реализации и заниматься консервативными продажами.

Витамины и БАДы как драйвер роста маркетплейсов

Руководитель группы Аптека компании OZON Ольга Лазарева отметила, что категория "Аптека" за 9 месяцев нынешнего года выросла на 81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Лидеры категории по объему продаж — витамины и БАДы, медицинская техника, оптика и товары для взрослых. Основными драйверами роста в I–III кв. 2023 года стали витамины и БАДы, парафармацевтика, средства реабилитации, спортивное питание. Прирост активных клиентов в этой области составляет 43% ежегодно. В категории "Лекарства" популярна экспресс–доставка, а чаще всего люди приобретают товары для борьбы с вредными привычками, препараты для детей, средства против ОРВИ и гриппа и обезболивающие.

Русинова Мария

С тем, что именно БАДы чаще всего покупают онлайн, согласна и коммерческий директор "ФармОушен" Мария Русинова. Именно по этой причине большая часть оборота компании проходит через маркетплейсы. Но, помимо этого, ведется работа и с аптечными сетями, среди которых можно выбрать те, с кем удобно сотрудничать.

Искусственный интеллект подскажет

Директор направления "Цифровая медицина" Кластера биологических и медицинских технологий Фонда "Сколково" Сергей Воинов предложил следить за тем, как меняется система здравоохранения под влиянием новых потребительских привычек.

Воинов Сергей

Помочь в этом могут информационные технологии. Уже сейчас видно, что поисковые системы и другие инструменты сбора информации имеют больший доступ к аналитическим данным, чем обычная аптека. Изменившийся поиск информации и возможность изучать большие массивы данных помогут аптекам лучше изучить покупателя и его предпочтения, скорректировать ценовую политику и наладить работу в целом.

По материалам стратегической дискуссии "Аптечный офлайн и онлайн. Фармацевтический e–com" в рамках выставки–форума "АПТЕКА 2023"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия