25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // ЕАЭС

ЕАЭС: фармацевтический "климат" и доступность лекарств

За последние несколько лет на фармрынках стран–участниц Евразийского экономического союза произошло много значимых событий. На развитие повлияла пандемия, различные политические и экономические проблемы, связанные с кардинальной перестройкой международных взаимоотношений.

Неизменным оставалось одно — необходимость оказания медицинской помощи более 200 миллионам гражданам, проживающим на территории ЕАЭС. Цель — дать им качественные и эффективные лекарственные препараты по разумной цене.

Вопросы доступности лекарственных препаратов, конечно, обеспечиваются прежде всего их производством. Однако дальше идет регистрация, ценовое регулирование, другие процедуры вывода препаратов на рынок, и зачастую инновационный препарат попадает к пациенту… спустя годы. Как же исправить ситуацию? Об этом шел разговор в рамках ежегодно проводимого Евразийского фармацевтического форума. В 2023-м его участников принял Казахстан.

Союз предполагает единство в регуляторике

Страны–участницы ЕАЭС находятся в едином пространстве, и в этом вопросе важна универсальность задач. Поскольку доступность препаратов достигается производителем посредством регуляторов, которые должны создавать комфортные условия для достижения задачи по ее обеспечению, необходим смелый и взыскательный анализ действий как ЕЭК, так и национальных регуляторов.

Практика показывает: одной из причин дефектуры лекпрепаратов на рынке ЕАЭС в целом и на национальных рынках стран-участниц в частности являются различия в регуляторике.

Вопреки тому, что с 2019-го регистрация в ЕАЭС осуществляется по единым правилам, до сих пор существует различное правоприменение установленных союзных процедур. Национальные регуляторы во многих случаях по–своему трактуют отдельные положения общих нормативных документов и вводят дополнительные требования — без отнесения к утвержденным — на территории своей страны.

Отсутствие должного доверия между регуляторными органами и экспертными организациями приводит к тому, что процедура признания в странах Союза пробуксовывает, а вывод ЛП на их рынки тормозится на месяцы и годы.

Процедура приведения регистрационного досье в соответствие с союзными правилами превратилось в банальную перерегистрацию всех давно обращающихся на рынках Союза лексредств, причем на всех рынках, где препараты зарегистрированы, а в результате "переоценки досье" в каждой стране сроки выполнения этой процедуры растягиваются на годы, делая невозможным внесения в них изменений. Несмотря на декларируемый правилами уведомительный порядок внесения изменений, он носит пока исключительно разрешительную форму.

Таким образом, производители оказываются перед выбором — продолжать производство и поставки препаратов или "заморозить досье", прекратив на период приведения рег. досье в соответствие, ведь срок рассмотрения заявок, как и результат, непредсказуем. Часто фармкомпании вынуждены проводить такие процедуры на отдельных национальных рынках с последствиями ассортиментной дефектуры на других.

У AIPM есть предложения по регистрации

Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM) были разработаны конкретные предложения по смягчению всех этих рутинных процедур. Так, предлагается максимально упростить процедуру приведения регистрационного досье в соответствие вплоть до автоматической прописки всех действующих национальных регистрационных удостоверений в Реестре Союза, перейти к уведомительному порядку процедуры внесения изменений в регистрационное досье, сделать процедуры признания в государствах признания автоматическим с рассмотрением только экспертного отчета без переоценки досье, ввести централизованную процедуру регистрации инновационных и сложных препаратов (вакцины, орфанные, высокотехнологичные и т.д.) с созданием единого регуляторного органа.

Шипков Владимир

Исполнительный директор AIPM Владимир Шипков считает необходимым до 31 декабря 2024-го предоставить возможность для производителей оригинальных лекарственных препаратов при регистрации предоставлять данные международных мультицентровых клинических исследований (ММКИ), проведенных в странах ICH, в случае отсутствия данных о локальных клинических исследованиях. Немаловажной, по его мнению, могла бы стать возможность пролонгации до конца 2024 года периода действия нулевых ставок ввозных пошлин в отношении ГЛФ, сырья и материалов для производства.

Об упрощенной регистрации лекарств

Проблемы в регуляторной сфере признают представители всех государств–членов ЕАЭС. Чтобы ускорить вывод на рынок жизненно необходимых лекарственных средств, в некоторых из них приняты собственные правила, позволяющие упростить и ускорить процедуру регистрации и признания препаратов. Например, в Белоруссии в рамках национального законодательства реализована идея об автоматическом признании регистрации стратегически важных лекарственных препаратов лишь на основе экспертного заключения. В России также приняты постановления об упрощенной регистрации дефектурных препаратов. Перечень стратегически важных лекарственных средств в целях их регистрации по национальным правилам был инициирован и в Казахстане, где предусмотрена ускоренная регистрация таких препаратов в течение 70 календарных дней, а также регистрация лекарств списка преквалификации ВОЗ, в течение 90 дней.

Дмитриев Виктор

И все–таки, как заметил Виктор Дмитриев, гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП), председатель Общественного совета при Росздравнадзоре, выразив мнение большинства участников форума, нужно действовать не исключениями, а выработать новые простые и прозрачные правила, и для старых препаратов сделать простой уведомительный характер регистрации или ее подтверждения. Если у всех регуляторов будет единый подход к этому процессу, то всем будет хорошо.

"Никаких проблем с тем, чтобы изменить нормативную базу и сделать ее более привлекательной и более работоспособной, нет. Нам необходимо провести ее инвентаризацию и убрать из нее все лишнее, что мешает нам двигаться вперед, — сказал В.А. Дмитриев. — С другой стороны, желательно было бы, чтобы регуляторные органы стран–участниц ЕАЭС заранее оповещали своих коллег по Союзу о готовящихся изменениях национального законодательства в области регистрации и обращения ЛС, чтобы мы также могли вносить свои предложения".

Дерегулирование цен как средство борьбы с дефектурой

Наряду с вопросами регистрации и экспертизы, немаловажными вопросами в плане доступности лекарственных препаратов являются вопросы ценообразования. Это один из самых волнующих всех участников фармрынка вопрос, ведь цена во многом определяет ассортимент и ассортиментную политику производителей, а также вывод на рынок новых препаратов. При взвешенном регулировании цен пациент может рассчитывать на своевременный доступ к современным лекарствам.

С другой стороны, вопросы ценового регулирования тесным образом связаны с формированием общей бизнес–среды и находятся под пристальным вниманием регулирующих органов во всех государствах-членах ЕАЭС, где большую роль в этом играют именно антимонопольные службы.

В период пандемии и позже после введения экономических санкций против России и Белоруссии на фармацевтических рынках ЕАЭС возникли проблемы с физическим отсутствием многих препаратов, что вынудило каждое государство предпринимать ответные меры.

И здесь возникли свои сложности. Перед государствами встал выбор, что важнее для их граждан — наличие препарата в аптеке и в больничном сегменте, или его цена? На какие препараты цены должны регистрироваться, а на какие нет, и стоит ли заниматься регистрацией цен на препараты, по которым есть конкуренция. Должны ли отличаться механизмы референтного ценообразования для импортных препаратов и отечественных?

Королькова Ольга

Как отметила зам. директора Департамента антимонопольного регулирования ЕЭК Ольга Королькова, политика в области общих правил конкуренции отнесена договором о ЕАЭС к единой, поэтому ЕЭК является наднациональным регулятором в сфере антимонопольных вопросов на трансграничных рынках. Если же говорить о вопросах регулирования цен, в том числе на лекарственные средства, то это относится к исключительной компетенции государств-членов ЕАЭС и единого общепринятого механизма пока не существует.

"Антимонопольным блоком Союза был проведен обзор существующих систем ценообразования в государствах-членах Союза, — рассказала Ольга Королькова. — Мы провели сопоставление цен на 50 видов лекарственных средств и пришли к выводам, что есть определенный диспаритет цен на одни и те же наименования в государствах ЕАЭС. В этой связи мы посмотрели подходы к ценовому регулированию в разных странах. Так, в Армении механизм ценового регулирования отсутствует, в Казахстане, наоборот, цены на все препараты находятся под государственным контролем, а в Белоруссии, Республике Кыргызстан и России регулируется определенный перечень жизненно важных препаратов в зависимости от места производства, а также терапевтической эквивалентности. При этом во всех странах используется метод внешнего референтного ценообразования исходя из наименьшей цены. Однако перечень стран и методики расчета отличаются. В этой связи важен доступ к референтной ценовой информации".

Как показывает опыт Казахстана, модель регулирования цен на все без исключения препараты доказала свою неэффективность, поскольку такой подход грозит их "вымыванием" из розницы. Именно поэтому в стране приняли решение о поэтапной реализации плана дерегулирования цен, который предусматривает отказ от регулирования цен на все ЛС безрецептурного отпуска к 2024 году, а на все рецептурные препараты к 2026 году.

----
Показано, что дерегулирование редко используется в официальных нормативных актах. При этом происходит различное понимание данного термина: как отказ от государственного вмешательства, как либерализация государственного регулирования, как разрешение инициативы субъекта предпринимательской деятельности.
----

В конечном итоге снизить уровень цен можно не только методами прямого ценового регулирования, но косвенно — через развитие конкурентной среды в экономике, локализацию производства, ликвидацию административных барьеров на пути новых препаратов на рынок, широкое внедрение автоматизации и цифровизации основных процедур.

Подготовлено по материалам 14-го Международного Евразийского фармацевтического форума

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики еаэс:
Переход на правила ЕАЭС продолжается

В сегодняшней непростой реальности отечественный рынок продолжает развиваться. В 2023 году на него вышло 2 млрд. упаковок отечественных препаратов, что составляет 30% от всего гражданского оборота.

Правила регистрации лекпрепаратов

С 1 января 2025 года приоритет законодательства ЕАЭС над национальным станет обязательным. Уже сейчас правила регистрации лекпрепаратов диктует прежде всего законодательная база ЕАЭС. Российские требования применяются на основе специальных постановлений правительства.

Дело техники: о процедуре фармимпорта

Международная логистика в начале 2020-х гг. стала одной из главных тем фармацевтической повестки дня. Прежние модели поставок перестали работать и фармотрасли пришлось срочно находить новые инструменты, чтобы продолжить бесперебойно функционировать и сохранить доступность лекарственных препаратов для пациента.

Ключевые вопросы фармрынка ЕАЭС: ответы экспертов

В 2024 году общий лекарственный рынок Евразийского союза отмечает свое десятилетие. Процесс гармонизации законодательства, конечно, пока не завершен: продолжается работа и над правовыми актами стран-участниц, и над нормативными документами международного объединения.

Законодательство ЕАЭС: изменения в фармотрасли

Процесс сближения и гармонизация законодательства в рамках ЕАЭС вступают в завершающую фазу. Проведена большая работа по выработке единой терминологии и стандартов деятельности на фармрынке, а также общих подходов к доступу на рынок стран Союза лекарств и фармсубстанций. В связи с этим специалистов фармацевтической отрасли волнует вопрос — как повлияют новшества на их повседневную практическую работу.

Специализированные
мероприятия