Фармрозница в онлайне: консолидация и фрагментарный рост
Одновременно с этим широко представлены сервисы бронирования с последующим приобретением выбранных препаратов (или парафармацевтики) в удобной для посетителя-пациента аптеке.
Рынок крупнейших
Еще одна характерная особенность современного фармацевтического онлайн-ритейла — высокая степень консолидации. За 2022-й год она увеличилась еще на 3,7%.
А в первые шесть месяцев 2023-го общая сумма выручки в первой "двадцатке" компаний, специализирующихся на "удаленной" реализации аптечного ассортимента, составила около 142 800 млн. руб. (в ценах для итогового, розничного покупателя, с НДС). Это примерно 90,1% от всей фармрозницы в онлайн.
Фундамент для онлайна — классическая аптека
Несмотря даже на то, что к настоящему моменту объем инвестиций в онлайн-сегмент уменьшился и размер выручки у ряда крупнейших интернет-компаний упал, положение e-com за рамками ТОР-20 все еще трудно назвать уверенным. А вот некоторые из этих двадцати лидеров, напротив, расширяют свои позиции.
Четырехкратный рост в "электронной" коммерции (в сравнении с тем же периодом 2022 г.) показала "Алоэ". 77% прибавил "Апрель", поднявшись на четвертую строку в общем рейтинге. Если во втором полугодии краснодарская компания будет характеризоваться сходной динамикой, она сможет перейти и на третью ступень.
Еще одна важная предпосылка для этого — высокие темпы развития традиционной, невиртуальной аптечной сети. Ведь именно классическая аптека, существующая в реальности, выступает основой совершенствования онлайн-форматов реализации аптечного ассортимента.
Небольшой "минус" и большой "плюс"
Отрицательные результаты — у аптеки.ру. В сравнении с прошлым годом ее продажи сократились на 8%, однако нельзя не принимать во внимание "эффект высокой базы", а также факт абсолютного лидерства данной компании на онлайн-фармрынке. Уменьшение объемов реализации наблюдается также у владивостокской аптеки25.рф, но оно менее значительно — -6%.