25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Фармрозница в онлайне: консолидация и фрагментарный рост

От 4,5% до 5% составляет доля приобретаемых с доставкой на дом лекарств в "электронном" сегменте фармрынка, по данным аналитиков RNC Pharma.

Одновременно с этим широко представлены сервисы бронирования с последующим приобретением выбранных препаратов (или парафармацевтики) в удобной для посетителя-пациента аптеке.

Рынок крупнейших

Еще одна характерная особенность современного фармацевтического онлайн-ритейла — высокая степень консолидации. За 2022-й год она увеличилась еще на 3,7%.

А в первые шесть месяцев 2023-го общая сумма выручки в первой "двадцатке" компаний, специализирующихся на "удаленной" реализации аптечного ассортимента, составила около 142 800 млн. руб. (в ценах для итогового, розничного покупателя, с НДС). Это примерно 90,1% от всей фармрозницы в онлайн.

Фундамент для онлайна — классическая аптека

Несмотря даже на то, что к настоящему моменту объем инвестиций в онлайн-сегмент уменьшился и размер выручки у ряда крупнейших интернет-компаний упал, положение e-com за рамками ТОР-20 все еще трудно назвать уверенным. А вот некоторые из этих двадцати лидеров, напротив, расширяют свои позиции.

Четырехкратный рост в "электронной" коммерции (в сравнении с тем же периодом 2022 г.) показала "Алоэ". 77% прибавил "Апрель", поднявшись на четвертую строку в общем рейтинге. Если во втором полугодии краснодарская компания будет характеризоваться сходной динамикой, она сможет перейти и на третью ступень.

Еще одна важная предпосылка для этого — высокие темпы развития традиционной, невиртуальной аптечной сети. Ведь именно классическая аптека, существующая в реальности, выступает основой совершенствования онлайн-форматов реализации аптечного ассортимента.

Небольшой "минус" и большой "плюс"

Отрицательные результаты — у аптеки.ру. В сравнении с прошлым годом ее продажи сократились на 8%, однако нельзя не принимать во внимание "эффект высокой базы", а также факт абсолютного лидерства данной компании на онлайн-фармрынке. Уменьшение объемов реализации наблюдается также у владивостокской аптеки25.рф, но оно менее значительно — -6%.

RNC_e-comm2

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики мониторинг:
Оценка ключевых факторов роста фармрынка

Рост объема фармрынка и уменьшение влияния государства на его развитие — тенденции последних месяцев, которые по прогнозам экспертов продолжат свое развитие. Годовой объем российского фармрынка по состоянию на I полугодие составляет 24,7 млрд. долларов с ростом +9%. С такими показателями он занимает 12-е место в рейтинге глобального рынка, что считается достаточно серьезной позицией.

 

В TOP-15 Rx-препаратов остался только один российский

В текущем году в списке ТОР-15 самых дистрибутируемых рецептурных препаратов остался лишь один российский продукт, тогда как в прошлом году в этот рейтинг входили три. Рост конкуренции и изменение в распределении свидетельствуют о динамике на фармацевтическом рынке и переменах в потребительских предпочтениях.

Тренды развития рынка в 2024 году

Ситуация на фармрынке уже не столь сложная и неопределенная, как пару лет назад, но вызовы, стоящие перед отраслью, не исчезли. Однако игроки не только принимают их с достоинством, но и находят новые перспективы развития.

Аптеки в 2024 г.: конкуренция растет

Первое полугодие 2024 г. было отмечено стремительным ростом национального розничного рынка лекарств — плюс 16,9%, правда, не в натуральном, а в денежном выражении.

Национальный фармпром: итоги первого полугодия

С января по июнь 2024 г. объем фармпроизводства в России составил более 2 млрд. упаковок лекарств. С учетом форм выпуска это 41 млрд. единиц. В сравнении с результатами первых двух кварталов прошлого года, динамика будет умеренно положительной: плюс 3% в упаковках и плюс 5,3% в минимальных дозировочных единицах.

Специализированные
мероприятия