Свежие статьи подрубрики прогноз:
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 

ФАРМРЫНОК–2019: ВЫЗОВ ПРИНЯТ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ

Теперь в приоритете — потребности пациента и новые требования к закупкам лекарственных средств и сертификации препаратов. Однако чтобы перейти на новый уровень работы, нужно объективно оценивать текущую ситуацию на рынке и решить ключевые проблемы фармацевтической отрасли.

По мнению председателя правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Дмитрия Чагина, одна из основных проблем отечественного фармрынка — обилие номенклатур. Бывают случаи, когда число МНН в рамках одного наименования доходит до сотни. Чтобы избежать подобной неразберихи, необходимо регистрировать только препараты с доказанной эффективностью. Эксперт также отметил, что в ряде некоторых стран трудно зарегистрировать новые дженерики, если на рынке уже есть несколько препаратов этой группы.

Еще один животрепещущий вопрос — внедрение обязательной маркировки, которое ожидается в 2020 г. С 1 ноября 2018 г. оператором пилотного проекта по маркировке становится компания «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ). Операционный директор компании Андрей Кириллов рассказал, что на сегодняшний день в системе зарегистрировано более 9 тыс. участников и тысяча препаратов, создано 575 тыс. документов, 12 тыс. упаковок промаркированы. Активно ведется работа над дополнительной мерой защиты — криптокодом. Размерность его шифрования составляет 64 бита, длина поля — 88 символов. Для обеспечения уникальности криптокод будет защищен цифровой подписью размером 12×12 или 10×10 мм. Обеспечивать выдачу кода для печати на упаковке будут специальные приборы — регистраторы эмиссии. ЦРПТ планирует завершить доставку приборов в медорганизации к концу следующего года.

Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова добавила, что благодаря введению обязательной маркировки производитель сможет получить информацию о количестве проданных упаковок и после этого разумно наращивать объемы производства. Маркировка позволит избежать ситуации, когда аптека по каким-либо причинам не может продать товар и расплатиться с дистрибутором, а тот — с фармпроизводителем. Помимо закрытия нерентабельных аптек внедрение маркировки поможет ликвидировать такое явление, как рынок вторичного товара.

Также Л.В. Титова отметила большие возможности для экспорта наших лекарственных средств на рынок ЕАЭС при условии, что страны–участницы предоставят нашим производителям преференции. На сегодняшний день система преференций для фармпроизводителей из ЕАЭС действует только в России и Республике Беларусь.

По мнению эксперта, для улучшения ситуации в сфере лекарственного обеспечения необходимо сделать систему закупок максимально быстрой и понятной и перейти к долгосрочным контрактам хотя бы на федеральным уровне. Также нужно разработать Единый классификационный справочник и справочник эквивалентных лекарственных форм.

Тему импорта и экспорта на нашем фармрынке продолжил исполнительный директор Ассоциации фармацевтических компаний "Инфарма" Вадим Кукава. Он отметил, что российский фармрынок, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, по-прежнему интересен иностранным инвесторам, и ни одна зарубежная фармкопания, имеющая представительство в России, не прекратила сотрудничество с нашими игроками. Немалую роль в этом сыграли программа «Фарма-2020» и майские Указы Президента 2012 г., где в числе прочего говорилось об увеличении продолжительности жизни населения, что открывает новые возможности для фармкомпаний.

По словам заместителя генерального директора по работе с органами государственной власти компании BIOCAD Алексея Торгова, большая часть стран заинтересована в экспорте лекарственных средств и технологий производства, особенно это касается редких препаратов и биоаналогов. Но государства–импортеры часто хотят, чтобы на их территории производился какой–либо компонент или хотя бы упаковка препарата, а это снижает возможности экспорта. Наши производители обладают большим экспортным потенциалом и могут производить сложные лекарственных средств, но значительная часть препаратов поставляется преимущественно в страны СНГ. Для выхода на европейский рынок необходимо, чтобы западные партнеры больше узнали о возможностях российских фармпроизводителей. Один из способов это сделать — сотрудничество с торгпредствами других стран.

О темпах роста фармрынка и прогнозе развития рассказал генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк. По словам эксперта, к концу года возможен рост рынка на 1,6%, а при самом благоприятном прогнозе — до 3%. В настоящее время в розничном сегменте наблюдается прирост на 3,6%, однако параллельно с этим наблюдаются и тревожные тенденции: закрытие аптек, уменьшение продаж парафармацевтики и закупок препаратов для госпитального сектора. Последние, к слову, снизились на 12%. Кроме того, негативно влияет на развитие рынка уменьшение доходов потребителей и незначительное повышение зарплат.

Дистрибуторы сегодня также не спешат увеличивать объемы продаж, поскольку не все аптеки могут предоставить банковские гарантии. Многие сети оказались в долгах, поэтому все слияния и поглощения аптечных сетей за последний год вызваны именно их финансовыми трудностями. Зато продажи в интернет–аптеках год от года растут.

Сегодня росту фармрынка по большей части способствуют дорогие лекарства. С.А. Шуляк отметил, что увеличение продаж упаковок происходит за счет препаратов из списка ЖНВЛП, а больше денежной прибыли, наоборот, приносят лекарства, не входящие в этот список. Как и во всем мире, число дженериков за последние годы увеличилось, а доля оригинальных ЛС на рынке уменьшилась, однако это не мешает увеличению продаж оригинальных препаратов.

Инфляция на рынке сейчас минимальна: она составила 0,5% для лекарств из списка ЖНВЛП и 1,91% — для других ЛС. Сильнее всего — на 7,4% — повысились цены на лекарственные средства стоимостью до 50 руб., а вот препараты дороже 500 руб. подешевели на 0,4%.

Эксперт-аналитик также добавил, что даже если ожидаемый прирост превысит 1,6%, в будущем все равно возможно схлопывание розничного рынка и сокращение кредитов, из-за чего некоторые игроки могут уйти. Но у этой тенденции есть и положительное свойство — обновление фармрынка и оздоровление конкуренции. Единственной мерой, которая способна в несколько раз усилить развитие фармрынка, по словам Сергея Шуляка, является лекарственное страхование, но данная инициатива пока только обсуждается.

По материалам мероприятия "Фармацевтический рынок 2018: вызовы и перспективы", ИД "КоммерсантЪ"

Ирина Обухова
20.09.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
АС0219
ФБР0219
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться