Изменение структуры аптечного сегмента за I–III кв. 2023 г.
Доходность и динамика
Ситуация с рентабельностью работы аптек все еще оставляет желать лучшего. В 2023 году денежный прирост объемов реализации был связан в основном с инфляцией: примерно с начала осени цены стали ощутимо повышаться, следуя за валютными курсами. Стараясь поддержать спрос, многие аптечные компании значительно снизили наценки, поскольку пока располагают такой возможностью за счет маркетингового сотрудничества с фармпроизводствами.
Снижение рентабельности фармдеятельности уже отражается на ситуации в соответствующей инфраструктуре: с лета 2023-го здесь идет процесс деградации. С января по сентябрь нынешнего года в нашей стране прибавилось только 220 аптечных учреждений, а в 2022-м открывалось около 350 новых аптек ежемесячно.
Любопытно, что слияний и поглощений за исследуемый период отмечено немного. Единственной сравнительно крупной сделкой можно назвать приобретение "Аптечной сетью 36,6" компаний "Родник здоровья" и "Лекопторг". А после закрытия "Аптеки от склада" (вероятно, связанного с ликвидацией ее единственного поставщика — дистрибутора "Годовалов") на освободившиеся места приходят другие "сетевики". По мнению экспертов–аналитиков, скорее всего, идет процесс переуступки прав аренды, и такой подход может быть значительно безопаснее, чем покупка целого крупного предприятия.
Парафармацевтика: наступление интернет–ритейла
Не внушает оптимизма и внешняя среда современной аптеки. В очередной раз серьезно ужесточены условия взаимодействия с дистрибуцией, к тому же продолжает усиливаться влияние маркетплейсов. Градус конкурентного давления особенно высок в сегменте парафармацевтики: для такой медицинской аппаратуры как небулайзеры или тонометры выручка интернет–ритейлеров за январь-сентябрь выросла более чем на 80%. Сравним эту цифру с ростом аптечной реализации лекарств: за те же девять месяцев он составил около 5,4% в рублях.
Возможности онлайн–компаний уже мало кто недооценивает: они стремительно наращивают мощности. Кто–то предпочитает развиваться органическим путем, кто–то избирает метод слияний и поглощений. Почти два года назад сеть продуктовых супермаркетов "Лента" приобрела интернет--–магазин "Утконос", а около двух месяцев назад еще один FMCG-ритейлер — "Магнит" — сообщил о достигнутой договоренности на предмет покупки маркетплейса «Казань Экспресс». На основе данного портала планируется работа другого маркетплейса — "Магнит–Маркет".
Поэтому нельзя не предполагать, что за пределами фармотрасли коммерческий интерес к медизделиям и биодобавкам будет продолжать расти. Со всеми вытекающими последствиями. И остается важный вопрос: сможет ли аптечная организация компенсировать свой доход, с недавних пор отбираемый интернет–ритейлерами?
Аналитики предполагают, что это было бы вероятно при расширении нелекарственного ассортимента, однако данная инициатива пока что не одобрена. Возможны и другие подходы, например, субсидирование работы аптек (что может быть тесно связано с инициативой об определении для фармации кода ОКВЭД именно в сфере здравоохранения, частью которой она всегда являлась).