В этот сложнейший период фармацевты и провизоры острова Сахалин принимают решение присоединиться к Российской фармацевтических ассоциации, созданной А.Д. Апазовым. Идет 1996-й год…
А еще через два года выходит закон "О лекарственном обеспечении населения Сахалинской области". Документ разработан участниками ассоциации, и пусть не все первоначальные предложения приняты, но он обретает юридическую силу.
Новому аптечному объединению удается главное — выстоять самим и помочь выстоять коллегам. В 2021 году ассоциация отмечает свой 25–летний юбилей. В ее составе – сотрудники аптек областного ГУОТП "Фармация", двенадцати государственных аптек северного, среднего и южного Сахалина и средних Курил, а также частные аптечные организации и индивидуальные предприниматели — фармацевтические специалисты.
С чем столкнулись фармацевты и провизоры в разгар "эпохи девяностых"? Что изменилось за четверть века? Какие вопросы особенно актуальны для аптеки сегодня — в особенности, если она работает в небольшом отдаленном поселке?
На эти и другие вопросы МА отвечает Наталия Ивановна Елисеева, председатель Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области.
Наталия Ивановна, расскажите, как создавалась ассоциация?
— Четверть века назад аптечные работники пережили управленческий кризис во всей отрасли: и на федеральном, и на региональном уровне упразднили аптечные управления. В деятельности аптечных организаций на Сахалине и Курильских островах не стало определенности: часть функций передали в областной департамент здравоохранения, часть стало выполнять областное торгово–производственное предприятие. И для сохранения отраслевого единства, пусть и не на прежнем уровне, наши фармацевты и провизоры решили создать региональное отделение, присоединившись к Российской фармацевтической ассоциации (ее организатором стал Александр Дмитриевич Апазов). Так появилось Сахалинское отделение, возглавить которое поручили мне на общем совещании.
В 1990–2010-е гг. в нашем регионе сохранилась государственная аптечная сеть в виде отдельных предприятий. Она выдержала и тотальный дефицит лекарственных препаратов, и неопределенность в ценообразовании, и противоречивость нормативных актов и положений, регламентирующих фармацевтическую деятельность (в особенности работу производственных аптек), и некоторые попытки реорганизации аптек в муниципальные или бюджетные аптеки. Однако аптеки в районах умудрились не только выжить сами, но и сохранили небольшие аптечные пункты в отдаленных поселках, население которых сокращалось. А наши охинские коллеги даже смогли восстановить деятельность аптек и жилье сотрудников после Нефтегорского землетрясения…
С 2010–х аптечные предприятия в районах стали работать в убыток и были присоединены к областному унитарному оптово-торговому предприятию "Фармация". В эти же годы активно стали появляться аптеки индивидуальных предпринимателей — сахалинских провизоров. Чтобы участвовать в решении общих вопросов фармацевтической отрасли Сахалина, они также стали членами фармацевтической ассоциации.
На Сахалине катастрофически не стало хватать фармацевтических кадров. В 2013 году общими усилиями удалось на базе Сахалинского медицинского колледжа переучить медсестер и фельдшеров в фармацевты. Сообща принимали решение об участии в Первом Всероссийском съезде фармацевтов. А в 2016 году провели конкурс "Лучший по профессии". В жюри пригласили председателя НП "Аптечная гильдия" Елену Викторовну Неволину.
На проводимых конференциях вместе обсуждали результаты федеральных и региональных проверок, изменения в порядке ценообразования, трудности внедрения маркировки лекарственных препаратов и способы их преодоления. Особо внимание уделялось подготовке кадров — как обучению новых, так и повышению квалификации. Обсуждались вопросы организации дальневосточных конференций, проводимых совместно с Национальной фармацевтической палатой, со специалистами РУДН, Хабаровского госмедуниверситета, Приморской ассоциацией "Содружество".
Наше отделение проработало до 2019 года, т.е. до момента юридического решения о прекращении его деятельности в связи с ликвидацией Российской фармацевтической ассоциации. Поэтому нам пришлось перерегистрироваться, и теперь мы — Ассоциация фармацевтических работников Сахалинской области. При этом удалось сохранить преемственность в работе, основной кадровый состав правления и участников, а также банковский счет.
В каких направлениях сейчас идет наиболее активная работа?
— В настоящее время наша основная задача — сохранение фармацевтических кадров и работа по организации их непрерывного обучения и аккредитации. И поддержка сахалинских аптечных организаций — в крупных городах их активно теснят соседние федеральные аптечные сети. В период пандемии данная тенденция обострилась.
Мы активно работаем и с регуляторными органами, в особенности по вопросу упрощения налогообложения для аптечных организаций, работающих на острове Сахалин и Курильских островах. Создание благоприятных условий для привлечения специалистов в районы Севера и Дальнего Востока очень и очень важно.
А в чем основная специфика работы аптечных организаций в удаленных регионах?
— Работа аптек в удаленных регионах связана с привлечением специалистов и трудностями при доставке лекарственных препаратов. Свою роль играют и сложность соблюдения правил транспортировки, и ее стоимость — плюс задержки поставок по метеоусловиям. Тарифы на коммунальные услуги также достаточно высоки. Однако все эти проблемы решаемы при условии комплексного подхода и постоянной работы с наиболее острыми вопросами.
Аптеки и аптечные пункты, работающие в небольших и отдаленных поселках, по сути, действуют как социальные организации: их убытки покрываются за счет областного предприятия. Но, к сожалению, фармацевтические кадры не включены в областные программы предоставления льгот. А это — предоставление жилья и "подъемных" денежных сумм как молодым специалистам здравоохранения при переезде в северные регионы. Такая поддержка очень бы помогла: кадровый вопрос в фармации и без того стоит остро — в том числе в европейской части нашей страны. Важно отметить и отсутствие льготного налогового режима — еще одна общая проблема для всех фармацевтических организаций, независимо от географического положения.
Что касается аптечной конкуренции, то у нас она зависит от размера населенного пункта и разворачивается в крупных городах острова Сахалин, поскольку городская среда для федеральных сетей явно прибыльнее…
Вы отметили один из острейших вопросов современной фармации, касающийся кадров. Почему он вышел на первый план и что можно предпринять для его успешного разрешения?
— Все те проблемы, с которыми сталкивается аптека после 1990-х годов, и приводят к кадровому голоду. Упал престиж высшего профессионального образования. Несмотря на популярные в обществе стереотипы, эта тенденция очень опасна. Слабые результаты дает не только теория без практики, но и практическая деятельность без хорошей теоретической подготовки. Чтобы стать высококлассным специалистом, одного опыта мало — нужны знания.
Поэтому необходима законодательная поддержка подготовки провизоров, занятых в лекарственной помощи населению. Именно провизоров, а не только фармацевтов. Миф о достаточности среднего образования на все случаи жизни — это именно миф, созданный в "эпоху девяностых".
Важно уделить внимание — опять же на законодательном уровне — и организации качества работы аптек.
Расскажите об одном из "кадровых" проектов Ассоциации — о "Школе фармацевтов". Как родилась идея создать ее? Какие темы освещаются на лекциях и семинарах? Как организуете сотрудничество с вузами и предприятиями?
— "Школу фармацевтов" мы создали с целью объединения усилий и экономии времени. Она была организована для встреч аптечных работников, представителей фармкомпаний, преподавателей Владивостокского и Хабаровского медиуниверситетов и практикующих врачей областных лечебных учреждений. Одной из основных задач стало обучение технологиям и методикам применения новых лекарственных препаратов различных фармакологических групп, а также изделий медицинского назначения. Занимались ежемесячно. К сожалению, в связи с пандемией занятия школы были прекращены.
Но мы очень надеемся на возможность возобновить их — взаимодействие аптеки, ЛПУ, фармацевтического производства и высшей школы сегодня особенно важно.
Среди наших учебных проектов хотелось бы отметить и ежегодный очно-заочный курс повышения квалификации на базе Омской государственной медицинской академии. А в Сахалинском медицинском колледже мы организовали курс по дополнительной подготовке фельдшеров ФАПов, чтобы они могли получить лицензию на фармацевтическую деятельность и тем самым улучшить лекарственное обеспечение в небольших населенных пунктах.
На Ваш взгляд, что наиболее важно при подготовке будущих фармацевтов и провизоров в процессе последипломного образования (НМиФО)? Как идет работа в этом направлении?
— В настоящее время профориентация на фармацевтическую деятельность — как в аптеке, так и на производстве лекарственных препаратов и в области их логистики — проводится, но, увы, без энтузиазма среди школьников. Ученик может искренне интересоваться работой с лекарствами, но возможность выбрать фармацевтическую профессию ограничена слабой подготовкой по химии и биологии.
Мы поддерживаем выпускников, желающих работать в области фармации, однако более сильная в естественных науках молодежь нацелена на институты и факультеты нефтегазового направления, или же медицинского, но именно лечебного профиля. Кроме этого, в нашей области нет ни одного учебного заведения, готовящего провизоров и фармацевтов.
А как пришли в фармацию Вы сами? Что заинтересовало в профессии?
— В школе увлекалась химией и готовилась к поступлению на океанический факультет Владивостокского университета. В то время у нас действовала пропускная система, и я вовремя не оформила поездку. Поэтому осталась в Хабаровске и поступила на фармфакультет Хабаровского медицинского института. О чем ничуть не сожалею — учиться фармации оказалось действительно интересно. А когда получила диплом, в числе лучших студентов была направлена на работу в производственную аптеку Сахалинского аптечного управления. В аптечной сети Сахалинской области проработала много лет и никогда не считала остров дальней точкой России…
Сегодня стараемся наладить учебный процесс для наших фармацевтов и провизоров — и будущих, и уже активно работающих. Организуя мероприятия по аккредитации специалистов и в целом по обучению в системе НМФО, мы сотрудничаем с Москвой, Томском, Хабаровском и Владивостоком. Однако вопрос о создании областной аккредитационной комиссии с нашим участием пока находится в стадии решения.
А по каким вопросам наиболее активно сотрудничество с общероссийскими фармацевтическими объединениями — "Аптечной гильдией", НацФармпалатой и Альянсом фармассоциаций?
Сотрудничество с общероссийскими фармацевтическими организациями идет очень плодотворно. С "Аптечной гильдией" работаем уже более десяти лет. Мы взаимодействуем по таким направлениям, как:
- повышение квалификации фармацевтических специалистов;
- разработка законодательных актов и поправок в их положения;
- проведение региональных и федеральных аптечных конференций;
- организация Всероссийских съездов фармацевтических работников и участие в них (начиная с первого съезда, состоявшегося в 2014 году);
- еще ряд направлений деятельности НФП.
С Альянсом фармацевтических ассоциаций сотрудничаем по вопросам лицензирования, налогообложения, условий работы аптечных организаций малого и среднего предпринимательства – и в целом соблюдения законодательства, регулирующего фармацевтическую деятельность.
Расскажите подробнее о законе "О лекарственном обеспечении населения Сахалинской области", принятом в 1998 году. Почему он был необходим и чем он стал полезен для аптеки и пациента?
— Закон "О лекарственном обеспечении населения Сахалинской области" был изначально разработан и предложен нами, чтобы создать региональное аптечное управление и чтобы организовать систему лекарственного обеспечения населения (в том числе и пациентов, имеющих льготы). После долгих и многих согласований в областной думе, с различными комитетами и муниципалитетами, в документе остались полномочия «органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций в сфере лекарственного обеспечения» (то есть и фармацевтической ассоциации), программы лекарственного обеспечения различных групп населения и медицинских учреждений и порядок их финансирования.
К сожалению, в 2005 году закон отменили и приняли новый, целью которого "является установление организационных, правовых и социальных основ государственных гарантий в лекарственном обеспечении населения Сахалинской области".
На Ваш взгляд, как сохранить и поддержать аптеку некоммерческую — порой единственную возможность получить лекарство для жителей отдаленных районов?
— Из–за отмены ЕНВД 2020 год стал последним годом существования аптечных ГУПов в Южно–Сахалинске, Холмске и Поронайске. Изменение налогового режима и резкое снижение показателей привело к их реорганизации в виде присоединения к ГУОТП "Фармация". Областное предприятие и понесло все расходы, связанные с этим событием.
Кроме того, на местном уровне было принято решение о передаче здания производственной межбольничной аптеки в пользование областной больницы. Медицинским учреждениям помещения, безусловно, необходимы. Однако фармацевтическая помощь тоже жизненно важна для пациента! И производство препаратов аптечного изготовления должно продолжаться…
В настоящее время идет поиск нового помещения для производственной аптеки. Это тоже ведет к дополнительным издержкам ГУОТП "Фармация". Поэтому бюджетная поддержка отделений "Почты России" в сельской местности и отдаленных труднодоступных районах — вместо работающих там аптек и аптечных пунктов при ФАПах государственного фармацевтического предприятия! — выглядит как намек на их безвозвратное уничтожение. Сейчас очень важно, чтобы регулятор, по крайней мере, не осложнял условия фармацевтической деятельности для государственных же аптечных организаций.
А в чем сегодня основные проблемы современной российской аптеки — как государственной и муниципальной, так и частной? Что можно сделать для их успешного решения?
— Российскую классическую аптеку надо вернуть в систему здравоохранения. Это первое. И наладить взаимодействие фармацевтов и провизоров с врачами лечебно–профилактических учреждений — такой диалог был возможен и в советскую эпоху, при отсутствии интернета и персональных компьютеров. Все решает организация процесса — плюс понимание роли фармации в лечении пациента и сохранении его здоровья. И третье — ввести лекарственное страхование или денежное возмещение для обеспечения лекарственной составляющей в лечебном процессе.
Подвешенное состояние между медициной и торговлей — не просто формальность, имеющая отношение лишь к отчетным документам. Статус аптеки де–юре определяет ее положение де–факто, и сегодняшняя неопределенность, увы, во многом затрудняет работу по лекарственному обеспечению пациентов. Эхо противоречий, возникших в фармацевтической деятельности в "90-х", мы слышим и сегодня.