Однако далеко не все задумываются над тем, что внешний вид визитной карточки способен дать характеристику не только ее владельцу, но и компании, которую он представляет. Поэтому нужно заказывать свои визитки со знанием всех тонкостей дела.
Считается, что первые в мире визитные карточки появились в Поднебесной. Их были обязаны иметь все китайские чиновники.
На европейском континенте впервые визитные карточки появились в XVIII столетии. Считается, что их придумали французы, чтобы обмениваться при знакомстве на светских раутах.
В России визитки появились в конце XVIII в., в период правления Екатерины II. И тоже как атрибут светской жизни и чиновничьих отношений.
Что касается российской новейшей истории, то, как только наши соотечественники вступили в эпоху рыночных отношений, тут же начали заказывать для себя визитные карточки.
Размер и формат имеют значение
Современные стандарты визитной карточки предусматривают прямоугольник размером 90×50 мм. Так как строгих норм и правил здесь нет, некоторые, стремясь придать своей визитке более весомый вид, увеличивают ее в размерах. Практика показывает, что это неправильное решение, — ведь так она может не поместиться в кармашек визитницы того человека, которому вы вручили свою визитную карточку. В результате она может просто потеряться.
Не логично и уменьшать габариты визитки. Такая "миниатюра" будет не только визуально проигрывать стандартным визитным карточкам, но и выпадать из кармашка визитницы.
Большие сомнения вызывают и желания заказчиков обзавестись визитками непривычными для них формами: круглыми, треугольными, квадратными или вообще сложной конфигурации.
Такие карточки, безусловно, выделяются на фоне стандартных прямоугольных. Однако пользоваться ими бывает неудобно, и многих такой "креатив" сильно раздражает. Что может рикошетом сказаться и на отношении к владельцу такой визитки.
Есть и такие, кто заказывает для себя двойные визитные карточки. Они похожи на обложки мини-книжечек, внутри которых находится весьма подробная информация об их хозяевах. Например, об образовании, профессиональных достижениях, членстве в различных общественных организациях, возможностях компании, в которой работает владелец визитки и т.п. Подобный ход фактически превращает визитку в мини-буклет рекламного содержания. Хорошо ли это? Не очень. Ведь визитная карточка должна главным образом играть представительскую роль. К тому же, чтобы прочитать текст внутри такой визитки, ее надо сначала вынуть из кармашка визитницы или органайзера, а это не очень удобно. Правда, исключением могут стать визитные карточки, скажем, менеджеров по продажам, — такое "двойное дно" визитной карточки помогает им работать более эффективно. Ведь внутри карточки может содержаться большое количество полезной информации о предлагаемых товарах, перечне оказываемых услуг и т.п.
Тем, кто любит авангард
Наряду с традиционными горизонтальными визитками все больше людей, отдающих предпочтение всему авангардному, — они выбирают вертикальные визитные карточки. И не случайно. Такое вертикальное решение чаще всего выглядят очень эффектно, но…
Чтобы прочитать текст на вертикальной карточке, вложенной в кармашек визитницы, последнюю необходимо будет развернуть на 90 градусов. Кто-то посчитает это неудобством. Другие, напротив, уверены, что это еще один способ обратить на себя внимание и заставить владельца визитницы посмотреть на своего знакомого, так сказать, "под другим углом". Имейте в виду — пока горизонтальные в явном большинстве.
Не только форма, но и содержание
По принадлежности, а значит и по содержанию, визитные карточки подразделяются на общекорпоративные и именные. У каждого из видов — свои информационные особенности. Неслучайно во многих организациях в ходу несколько типов карточек.
Те, кто при деловом знакомстве хочет или имеет право оставаться лишь представителем компании, вручает своему новому знакомому общефирменную визитную карточку. На ней могут быть указаны лишь корпоративные контактные данные, включая телефон, факс, e–mail и сайт, а также адрес местонахождения офиса. Кстати, такого рода карточки хороши для аптечных учреждений розничной сети. В этом случае корпоративные визитки лежат в свободном доступе. Также сотрудник первого стола может положить такую карточку в пакет с купленными аптечными продуктами.
Тому, кто хочет и имеет на это право продолжить общение в рамках своей компетенции с деловым партнером, лучше всего вручить своему визави именную визитную карточку, указав имя (возможно, отчество) и фамилию, а также должность и контактный телефон. Тут каждый по–своему подходит к разглашению своих контактных данных. Так, генеральные директора компаний чаще всего указывают на своей визитке только номер телефона своей приемной, другие добавляют еще и номер своего прямого телефона (мобильного). Есть и такие руководители, кто добавит адрес личной электронной почты. Персонал среднего звена практически всегда дает свои личные данные, включая e-mail.
Правильно делают те руководители организаций, кто решается на изготовление для сотрудников своего предприятия и третьего вида визиток, — общекорпоративных со специально оставленным на них свободным местом. Там можно вписать данные любого конкретного сотрудника. Это особенно удобно, когда в компании работают внештатные сотрудники, принятые на работу по временному трудовому договору, те, кто принят на испытательный срок и т.п. Очень выручают такие визитки и в том случае, когда у кого-то из работников основного состава вдруг закончились личные визитные карточки.
Кто куда?
Согласно современным правилам делового этикета наполнение именной визитки содержанием предусматривает следующее правило: по центру карточки, в две строчки размещается ФИО владельца визитки. Ниже — название занимаемой должности. Корпоративный знак и логотип располагают в левом верхнем углу, в левом нижнем — адрес, телефоны, e-mail, сайт — в правой нижней части визитной карточки.
Безусловно, в формате деловых отношений очень важно придерживаться определенных норм и правил. Но представьте себе, каким было бы визуальное обезличивание, если бы все визитные карточки делались по единой схеме! Поэтому, заказывая дизайн визиток, многие выбирают те варианты, в которых творческая фантазия профессионалов смело ломает казенные бюрократические стереотипы и создает оригинальные, порой весьма неординарные варианты композиционных решений.
Главное, о чем не стоит забывать, выбирая тот или иной дизайнерский вариант, что у визитки должно быть достаточно много "воздуха", т.е. свободного пространства. Другими словами, не следует перегружать визитку всеми регалиями ее владельца. Помню, как–то один из руководителей предприятия, рассматривая при мне визитную карточку какого-то своего делового партнера, не удержался и воскликнул: "Ну надо же, чего он только не член!"
Серьезно нужно относиться и к выбору гарнитуры, т.е. того шрифта, который будет использован при наборе текста визитки. Шрифт должен быть простым и хорошо читаемым. Поэтому лучше сразу отказаться от курсива, шрифта с засечками, древних и витиевато декоративных.
Русский и не только
Есть еще одно важное обстоятельство. Признаком хорошего тона (в деловом смысле этого понятия) считается наличие односторонних одноязычных визиток. Поэтому большинство «продвинутых» в плане формирования позитивного корпоративного имиджа предприятий, руководители и сотрудники которых контактируют не только с отечественными, но и зарубежными деловыми партнерами, заказывают по два комплекта визитных карточек. Один — на русском языке, другой — на английском. Реже, на каком-то другом.
Впрочем, можно понять и тех, кто считает двустороннюю двуязычную визитку более удобной. Мол, не надо носить с собой визитные карточки на разных языках и думать, кому какую визитку надо вручить в каждом конкретном случае. Что ж, если понятие удобства важнее понятия имиджа, можно заказать и двустороннюю двуязычную.
Хотя есть мнение, что односторонние визитки не только более стильные, но и обеспечивают их владельцам простор действий. Так, на обратной, чистой стороне такой визитной карточки можно делать нужные пометки, что называется, «не для всех». Например, на официальной стороне указаны только служебные контактные данные. Но для кого-то вы хотите дать еще какой-то номер телефона, предусмотренный исключительно для VIP-знакомств. Также и получатель визитки может делать свои записи, касающиеся хозяина визитной карточки. Скажем, "с этим генеральным директором уже сотрудничал мой поставщик".
Лаконичным должно быть и цветовое решение визитки. Одной, двух, максимум трех цветов здесь, как правило, вполне достаточно. Встречаются визитки и с фотографиями их владельцев, которые считают, что такой визуальный «ход» делает свою личность более запоминаемой и помогает придать знакомству более личный характер. Возможно, в этом есть доля правды. Например, для менеджеров по продаже, медицинских представителей и т.п.
А еще QR-код — вполне современная и для многих полезная деталь визитной карточки. Ведь это миниатюрный носитель данных, которые хранят текстовую информацию объемом в половину страницы формата А4 и могут сканироваться многими электронными устройствами. В большинстве случаев QR-коды выполняются черно-белыми. Но они могут быть напечатаны и другим цветом. Главное, чтобы между темными и светлыми частями кода был четко выраженный контраст.
Материал материалу рознь
Из каких только материалов ни изготавливают сегодня визитки! Из бумаги и пластика, гофрированного картона, металла и деревянного шпона, керамики, кожи, ткани, пленки…
А несколько лет назад Московский монетный двор объявил о приеме заказов на изготовление визитных карточек из золота. Такая визитка имеет, конечно, гораздо больше шансов после ее вручения не быть выброшенной, как любая другая. Да и выполнять золотая визитная карточка может не только представительскую функцию, т.к. вполне способна стать оригинальным сувениром и даже ценным подарком. Толщина (а значит вес и значимость) драгоценной в прямом смысле слова визитки в зависимости от пожеланий заказчика колеблется от тонкой золотой фольги, которую ламинируют для прочности, до объемов буквально небольшого слитка. Для большей внушительности на таких визитных карточках, как и на любых других изделиях из драгоценных металлов, ставится проба. Впрочем я отвлеклась…
Самым "визиточным" по популярности материалом является бумага. Она бывает гладкой и фактурной (текстурной), матовой и глянцевой, белой и тонированной. Фактурная бумага имеет массу разновидностей, каждая из которых обладает своим названием. "Лен", "скорлупа", "молоток", "облако", "иней", "нетуна"… И это далеко не весь перечень. Надо сказать, что каждое из названий в определенной степени характеризуют внешний вид бумаги. Например, "лен" похож на холст, "нетуна" — на гребешки волн, "скорлупа" своей бугристой поверхностью имитирует кусочки яичной скорлупы… Так что не стоит удивляться, если вам поступит предложение напечатать визитки на "облаке" или "инее". Некоторые сорта бумаги демонстрируют свои особенности при прикосновении, напоминая микровельвет, фетр, кожу, велюр и даже парчу.
Еще большим разнообразием отличается тонированная бумага. Она бывает и слегка заметных "скользящих" оттенков, и весьма насыщенных, вплоть до черного. Многим нравится металлизированная бумага, отличающаяся эффектом мерцающего блеска.
Находит своих поклонников и перламутровая бумага с отблеском жемчуга. Одной из новинок является бархатная бумага для изготовления визитных карточек.
При выборе бумаги надо не забывать, что тонированная бумага может быть еще и фактурной. И все же, несмотря на изобилие цветов и текстур, беспроигрышной, с точки зрения статуса обладателя визитки, является белая или умеренно тонированная матовая бумага. Все остальные "гламурные изыски" приемлемы только тогда, когда они отвечают специфике той продукции, которую выпускает предприятие, а также его позиционированию на рынке. Хотя, конечно, яркая во всех отношениях визитная карточка будет выделяться в визитнице делового партнера от своих конкуренток. И тут можно использовать такие возможности современной полиграфии, как конгревное теснение, термоподнятие, печать бронзовой или серебряной краской, тиснение золотой или серебряной фольгой. Но какой бы по внешнему виду ни была "визиточная" бумага, она должна быть плотной — от 180 до 300 гр/м2.
И еще — заказывая себе визитную карточку, следует вспомнить слова известного американского дизайнера Джона Фрюлинга: "По вашей визитке о Вас судят больше и увереннее, чем по костюму или автомобилю".