Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.
Профессиональное сообщество не может, не должно, не имеет права поступаться принципами при решении вопросов, затрагивающих конституционные права граждан на охрану здоровья.
Каковы же очевидные преимущества доставки препарата профессиональным фармкурьером (фармбратом, фармсестрой)? Прежде всего, это означает прибытие в его лице на дом к пациенту мобильной микроаптеки с прописанным врачом препаратом со всеми микроатрибутами аптечного дела: профессиональным консультированием по особенностям приема лекарства, условиям хранения и срокам годности, совместимости, способам утилизации, защите от детей и т.д. и т.п. Можно возразить: многое из изложенного указано в инструкции по применению препарата, зачастую неприемлемым для пожилого пациента мелким шрифтом. Верно, указано, но вербальное межличностное общение с оснащенным фармацевтической атрибутикой профессионалом, способным грамотно и в доступной форме ответить на любой фармацевтический вопрос и расшифровать маркировку, представляет собой важный шаг на пути излечения, создающий у пациента благоприятный позитивный настрой, способствующий, как известно, достижению положительных результатов фармакотерапии и формированию устойчивой комплаентности, доверия к системе здравоохранения страны.
Предоставление пациенту при доставке соответствующей визитки приветствуется.
С целью обеспечения требований надлежащей доставки лекарственного препарата фармкурьер на время визита обеспечивается соответствующей сезону формой одежды с нагрудным знаком с изображением зеленого креста, ФИО фармбрата (фармсестры), номером фармподразделения доставки и иной необходимой атрибутикой, а также контактной информацией. Возможно применение микроавтотранспорта с изображенными на борту соответствующими атрибутами фармидентификации (зеленый крест, логотип Минздрава страны или его регионального подразделения, возможно, строк из статьи 41 Конституции и пр.).
Курьер — это официальный, законный представитель государства на заключительном (последняя миля[1]) этапе (доставке) исполнения конституционной обязанности по защите здоровья граждан путем оказания фармацевтической помощи.
Возникает законный вопрос: а где мы найдем столько специалистов?
Найдем! На эту ответственную должность смогут претендовать:
- учащиеся старших классов (курсов) профильных колледжей после соответствующего тренинга;
- студенты фармацевтических, медицинских, биологических, биотехнологических, химических, химико-технологических, ветеринарных вузов, начиная с 3-го курса, с дополнительной спецподготовкой;
- мобильные пенсионеры аналогичных компетенций;
- сотрудники фарморганизаций, социальных служб и совместители с надлежащей подготовкой;
- почтовые работники, имеющие в «анамнезе» перечисленные профессии или специально подготовленные на соответствующих тренингах фармучилищ, колледжей, фармвузов, других образовательных организаций системы здравоохранения.
Кроме того, оптимизация и цифровизация фармацевтического дела в масштабах страны высвободит достаточное число специалистов для заполнения фармкурьерских вакансий, а если назначаемый при этом оклад будет достойным, то может возникнуть конкурс на их замещение.
Служба курьерской доставки должна быть собственной штатной службой фармацевтической организации (коллектора, аптеки, ФАПа, реорганизованного почтового отделения) или внешней — специализированной аутсорсинговой (особенно в случаях доставки лекарств в отдаленные регионы страны), причем фармкурьер может по совместительству выполнять дополнительную платную доставку препаратов, БАД, изделий медицинского назначения и пр., заказанных в интернете или иным способом.
С цель закрепления указанной компетенции в образовательный стандарт 33.08.02 "Управление и экономика фармации" следует ввести раздел (дисциплину) "Технология и психология доставки лекарственных препаратов пациенту".
Проект может быть оформлен на регуляторном уровне как Надлежащая практика доставки лекарств Gooddrugdeliverypractice (GDDP) или Надлежащая практика доставки лекарств пациенту Goodpracticeindeliveringmedicinestothepatient (GPDMP).
После рассмотрения морально–этических и юридически-правовых аспектов процедуры предлагаемого стартапа обратимся к его фармакоэкономическому обоснованию и оценим порядок возможных расходов.
Сегодня объем фармацевтического рынка страны составляет 1,4 трлн руб., из которых 65% — это розничный сегмент, 19,5% — льготное лекарственное обеспечение, 11,0% — нужды ЛПУ и 4,5% — высокозатратные нозологии, коих сегодня 14, и др. потребители ЛС.
В соответствии со "Стратегией 2030" объем рынка лекарственных средств в России к 2030 г. должен составить: при консервативном сценарии 2,038 трлн руб., при инновационном — 2,310 трлн руб., при целевом — 3,239 трлн руб.
Льготным лекарственным обеспечением по разным программам и каналам пользуются примерно 28,5 млн чел. С учетом 25% неудовлетворенного спроса потенциальные затраты на него должны составить, по проекту Минздрава, порядка 555 млрд руб.[2]
Сегодня "средний" россиянин оставляет в аптеке в течение года примерно 7 тыс. руб.[3], на "льготника" расходуется вдвое больше.
Бесплатное лекарственное обслуживание 46,5 млн российских пенсионеров должно обойтись бюджету примерно в те же 550÷560 млрд руб.
Создание коллекторов на территории страны (по регионам) в количестве ориентировочно 50 единиц потребует 125 млрд руб.
Зарплата фармацевтическим работникам, занятым в проекте Диспенсарий.Рус., а их потребуется по экспертной оценке примерно 150 тыс. чел., включая "фармскороходов", должна составить 100 млрд руб. в год
Дизайн проекта Диспенсарий.Рус. может быть оценен в сумму 2,5 млрд руб., на его разработку может уйти примерно 1 год.
Итого общая сумма расходов госбюджета на функционирующий проект выразится в сумме примерно 830 млрд руб. При этом полностью сохраняется программа ОЛО для граждан, не охваченных настоящим проектом. По экспертной оценке, их может остаться порядка 10 млн человек, что потребует из бюджета еще 140 млрд руб. Общая сумма бюджетных расходов на пенсионеров и приравненных к ним других льготных категорий граждан в этом случае составит около 1 трлн руб. — паритет существующему рыночному фармацевтическому сектору, экспертно оцениваемому также в 1 трлн руб.
Таким образом, примерно 1 трлн руб. — это та сумма, которая может избавить страну от острой головной боли, связанной с лекарственным обеспечением пожилых людей, заслуживающих заботы и уважения, как всегда было принято на Руси. Консолидированный бюджет здравоохранения на 2020 г. должен составить 4,5 трлн руб. (4,1% ВВП), пообещал Владимир Путин на встрече с представителями общественности Калининградской обл. 31 октября 2019 г.[4] Увеличение расходов на эту важнейшую социально значимую, защищаемую конституцией отрасль национальной экономики, может стать достойной поддержкой фармацевтического раздела национального здравоохранения страны и серьезным вкладом в обеспечение ее безопасности.
Рассмотрим основные преимущества проекта:
- упрощение и облегчение доступа населения к фармацевтической помощи на всей территории страны;
- воспитание личной приверженности граждан принципу профессиональной врачебной оценки состояния собственного здоровья: визита к врачу, диагностике, назначению лечения с выписыванием рецепта;
- массовый мотивированный отказ от самолечения: в общей смертности в России доля предотвратимых смертей в этом случае может составить, по экспертной оценке, примерно 30–40%;
- прекращение отпуска рецептурных препаратов без рецепта;
- фокус врачебного менталитета на безальтернативность рецептурной поддержки пациента в соответствии с приказом Минздрава от 14.01.19 №4н, освежение и обновление в памяти знаний медицинской терминологии и латиницы для тотального обязательного оформления рецептурных бланков;
- гарантия стабильности, эффективности, прозрачности и экономичности управления лекарственным обеспечением;
- создание перспективной модели лекарственного обеспечения;
- существенный вклад в экономику страны и благосостояние народа, включая фармацевтических работников, увеличение продолжительности жизни, рост численности населения;
- исключение возможности двойного финансирования льготных категорий граждан из разных списков и бюджетов разных уровней;
- снижение (устранение) перекрестного субсидирования;
- сохранение важнейшего на данном этапе развития страны солидарного принципа социальной ответственности всех перед всеми, государства перед гражданами — в первую очередь;
- устранение риска монетизации льгот, требующей сегодня 120 млрд руб.;
- устранение недопустимого регионального неравенства и межбюджетных трансфертов, достигающих по этой причине 50 млрд руб.;
- восстановление бюджетных мест по специальности «фармация» в образовательных учреждениях;
- вытеснение (выдавливание) с рынка нелегальных продавцов лекарств.
И это далеко не все очевидные преимущества перехода к предлагаемой модели лекарственного обеспечения; эксперты, наверняка, добавят еще многое.
Главное, что может быть достигнуто в процессе реализации подобного проекта, — это надежное планирование разработки, производства и распределения лекарственных средств по регионам страны для нужд пенсионеров на основе системного анализа Больших Данных с применением технологий ИИ, позволяющих прогнозировать величину региональных расчетных подушевых нормативов, потребность в препаратах и мощностях коллекторско-распределительных сетей в зависимости от территориальных и сезонных спектров нозологий согласно соответствующим федеральным и региональным цифровым кодам. Заодно сократится количество «профессиональных менеджеров от фармацевтики», которым «ловить избыточную маржу» при таком «раскладе бизнеса» станет не с руки.
Предположение, что пациент в случае бесплатного обеспечения лекарствами станет меньше заботиться о собственном здоровье, несостоятельно в принципе. Не тот сегодня пациент, особенно в пожилом возрасте!
Из каких источников можно профинансировать проект на стадии стартапа, помимо средств госбюджета? Например, из фонда национального благосостояния (ФНБ), составляющего на 01.11.19 7,949 трлн руб. — 7,3% ВВП страны, что позволяет правительству расходовать его на согласованные цели при пересечении установленной планки в 7%; к середине лета деньги поступят на счета федерального казначейства.
В 2020 г. объем ФНБ увеличится с 8,172 до 11,06 трлн руб. (9,8% ВВП), в 2021 г. — до 13,66 трлн руб. (11,3% ВВП), в 2022 г. — до 16,196 трлн руб. (12,6% ВВП): указанные цифры приведены в пояснительной записке к проекту бюджета на 2020–2022 гг., размещенной в базе данных Госдумы[5].
Использование части средств фонда в данном социально ориентированном проекте можно рассматривать как инвестирование в здоровье и благосостояние населения путем поддержки национального дизайна, производства, контроля, хранения, учета, распределения, доставки и отпуска лекарственных средств, а также создание конкурентной модели для фармацевтического бизнеса и его совершенствование в интересах общества.
По существу — это вложение средств в человеческий капитал, сохранение и умножение которого президент назвал "смыслом" государственной политики.
Не вызывает сомнений, что при надлежащей реализации экономический эффект проекта для государства от указанных вложений будет не меньше, чем в случае финансирования с соблюдением пропорции — 20% государственных средств, 80% привлеченных инвестиций, считающегося правительством успешным именно при таком соотношении использования капитала ФНБ. Представленный проект может быть реализован поэтапно, в формате госкорпорации, акционерного общества со 100% участием государства, государственно–частного партнерства (постепенно), иным приемлемым способом.
В любом случае его претворение в жизнь вызовет положительную ответную реакцию российского общества, что станет отражением впечатляющего вклада властей в дело восстановления наиболее успешных и позитивных социальных достижений прошлого в интересах будущего страны и ее народа.
PS. Представленный материал был подготовлен до эпопеи с COVID–19, что делало возможным использование средств ФНБ предлагаемым образом. Однако новая реальность ставит перед руководством неотложные задачи по сохранению жизнеспособности страны, где ФНБ может стать эффективным средством решения неожиданно возникших проблем. В любом случае недофинансирование здравоохранения является серьезным перманентным просчетом властей, несущим негативные последствия в экономике, социальном самочувствии населения, состоянии его здоровья и благополучия, продолжительности жизни и трудоспособности. Задачу надлежащей медицинской и фармацевтической поддержки граждан в соответствии с миссией и политикой России как социального государства следует рано или поздно решить раз и навсегда.
-----
[1] Профессиональный термин, обозначающий наиболее дорогой и профессиональный логистический этап доставки, аккумулирующий две трети жалоб и нареканий.
[2] https://rg.ru/2019/06/04/v-minzdrave-zanialis-proektom-obiazatelnogo-obespecheniia-lekarstvami.html
[3] https://pharmarf.ru/concilium/7712.html
[4] http://kremlin.ru/events/president/news/61941
[5] https://www.vestifinance.ru/articles/125914