Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.
"Нельзя произвести революцию, не изменив язык и прежний словарь. Так как именно это
подготавливает или не подготавливает умы к изменениям в менталитете".
Энциклопедия относительного и абсолютного знания (Бернар Вербер)
Фармацевтический менталитет, формировавшийся веками, создал и подарил человечеству удивительный мир лекарств, обеспечив каждого гражданина планеты Земля незаменимым инструментом борьбы с заболеваниями и их профилактикой. Врачи получили в свое распоряжение феноменальный набор средств фармакотерапии, арсенал которого насчитывает тысячи активных субстанций и десятки тысяч их разнообразных комбинаций, сочетаний и комплексов, позволяющих выстраивать и реализовывать эффективную стратегию и тактику лечения в зависимости от персональных особенностей пациента.
Реализовалась заветная мечта современных эскулапов: иметь широкую возможность выбора лекарственных препаратов — надежных, доступных и предсказуемых с учетом возможных отдаленных последствий их применения, гарантирующих исход лечения в соответствии с замыслом. А выбор — это атрибут свободы, как ни крути.
Возникла и непрерывно совершенствуется фармпромышленность, вобравшая в себя новейшие достижения дизайнерской мысли, науки, технологий, труд и судьбу множества людей на всех континентах планеты.
Представляет непреходящий интерес проследить, как этот наш с вами креативный по своей природе менталитет развивался в историческом контексте, а также понять, что мы получили в результате, как наряду с менталитетом истинным возникли менталитеты лжефармацевтические, псевдофармацевтические и якобы фармацевтические — суррогаты, принесшие много негативного в одно из важнейших направлений мирового здравоохранения и глобальной экономики. Но обо всем по порядку.
Итак, менталитет — это устойчивая интегральная система специфического мировосприятия, характерная для больших групп людей (этносов, наций, социальных или профессиональных слоев), обусловливающая алгоритмы их реагирования на феномены окружающей действительности.
Профессиональный менталитет — коллективно-личностное отношение к феноменам окружающей действительности в рамках избранного рода деятельности (профессии), основанное на воспитании, образовании и трудовом опыте, отражающее социокультурное состояние общества на определенном этапе его существования (развития или упадка).
Другими словами, менталитет представляет собой специфический образ мышления, общую духовную настроенность человека, группы, социума на соответствующие ценностно–нормативные ориентации[1]. Это стереотип и привычки сознания, заложенные общественным бытием и культурными традициями, присущие не только отдельной личности, но и социально-культурной общности или сословию.
Французский толковый словарь Le Petit Robert (2000) датирует появление термина 1877–м г., а словарь Le Robert (1989) даже 1495–м[2]. Менталитету и ментальности в целом посвящена обширнейшая литература, менталитету медицинскому — достаточное количество трудов, менталитету фармацевтическому — совсем немного[3],[4].
Фармацевтический менталитет, или, точнее, фармацевтическое мышление (вначале скорее как осмысливание), возникло неопределенно давно, возможно, даже до возникновения медицины, хотя историки не без основания датируют их совместное проявление в человеческом сознании на ранней, древнейшей стадии его существования, на заре зарождения человеческой культуры, когда помощь при ранениях и родовспоможении приобрели «осязаемый» характер.
Не буду настаивать в газетной публикации на примате (первичности) фармации, хотя очевидно, что инстинкт самосохранения (выживания) первобытного человека заставлял его обращаться за помощью к окружающей среде, прежде всего, к ее растительной компоненте, пригодной в пищу. Помогали ему в приобретении подобного опыта наблюдения за поведением животных, которые "научились" различать ядовитое, лечебное или нейтральное действие растений после их поедания. Лишь позже подобный опыт распространился на пищу животную, а затем и на иные творения природы.
Одними из первых растений были признаны болеутоляющие, прежде всего, пасленовые; за ними последовали представители растительного мира, оказывающие раздражающее действие на пищеварительный тракт. Далее стали известны возбуждающие свойства кустарника "кока", наркотические свойства мака, табака, гашиша. Именно эти первичные лечебные навыки (рефлексы) зародились задолго до появления диагностики, которую впоследствии назвали знаниями медицинскими. На этом пока и остановимся.
Знаменитый русский и советский ученый Иван Павлов, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1904 г., писал: "Деятельность врачей — ровесница первого человека. Было бы несправедливо считать историю медицины с письменного ее периода". Примем к сведению, что это может быть отнесено и к фармации, с учетом того, что веками медицинская и фармацевтическая деятельность концентрировалась преимущественно в одной и той же голове.
Однако медицинское и фармацевтическое мышление отнюдь не одно и то же: со временем они покинули одну голову и разместились в разных головах, постепенно отдаляясь одно от другого, приобретая черты специфических профессиональных менталитетов.
Исчерпывающие сведения о менталитете медицинском изложены в известных трудах Гуго Гляйзера — видного австрийского ученого и общественного деятеля, профессора, обладателя почетного диплома доктора медицинских наук ММИ им. И.М. Сеченова (в н/в — Первый МГМУ им. И.М. Сеченова — Сеченовский университет), бессменного на протяжении более 20 лет президента Австро-Советского общества дружбы, награжденного советским правительством в честь 85-летия и многолетней плодотворной деятельности по укреплению дружественных связей между нашими странами (сохраняющимися и сегодня!) орденом Трудового Красного Знамени. Его главный труд — "О мышлении в медицине"[5] в свое время подвигнул на изучение того же феномена в фармации. Но начать придется все–таки с медицины, как это укоренилось в историческом сознании, да и в литературе.
В древних культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой, китайской — способность человека мыслить врачебными категориями свидетельствовала о его "божественной" избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе. В то время лечебное (лекарское) и фармацевтическое (приготовление лекарств) дело были практически неразделимы. С постепенным накоплением медицинского опыта (прежде всего, диагностического), усложнением приемов поиска, изготовления и применения снадобий, совмещение в одном лице компетенций врача и фармацевта стало сначала нецелесообразным, а по мере углубления соответствующих знаний — невозможным.
История фармации относит это размежевание (разграничение сфер деятельности или компетенций) примерно к II в. до н.э., времени появления профессиональных эскулапов.
У истоков фармацевтического и медицинского менталитетов расположились два колосса античности — Гиппократ и Гален, родоначальники философских основ этих уникальных направлений человеческой мысли. С этого момента на протяжении веков с разной исторической скоростью эволюционировали представления о роли и месте диагностики и лечения в развитии человеческой цивилизации.
Не углубляясь в историю фармации, как это изящно сделал Гляйзер с историей медицины, попробую выделить то ценностное или, как сегодня говорят специалисты, этико–аксиологическое, что сопровождало и продолжает сопровождать фармацевтическое мышление на всем его долгом историческом пути. Но, прежде всего, приведем общепринятые соответствующие дефиниции (семантические поля) используемых терминов.
О менталитете, практическом синониме ментальности[6], сказано выше. Мышление, по оценкам психологов и историков, — это способность человека к познанию, рассуждению и коммуникациям, представляющая собой процесс отражения объективной (или воображаемой) действительности в представлениях, суждениях, понятиях, образах, оценках, заключениях, выводах[7]. Мышление реализуется через поток мыслей, мощность, разнообразность, полезность и созидательность которого определяется личностью индивидуума, формирующейся, в свою очередь, под влиянием окружающей среды, воспитания, наследственности, образования и пр. Мышление — это навык, который можно (и нужно!) развивать.
Таким образом, фармацевтический менталитет — это устойчивый, непрерывно обновляемый профессиональный навык, потенциал развития которого имманентно присущ фармацевтическому делу, постоянно пополняемому потоком мировой лекарствоведческой информации: научной, практической, познавательной и пр. И если определенный фармацевтический индивид в силу тех или иных причин субъективно не особо стремится к пополнению своих знаний (что, поверьте, редкость), последние, в конечном счете, объективно обновляются в его сознании через коммуникации с коллегами, профессиональной и общественной средой, СМИ и пр., т.е. "апгрейдятся", как сегодня говорят "айтишники".
Важнейшей компонентой фармацевтического менталитета всегда являлась компетентность, определяемая признанным авторитетом в данном вопросе, почетным профессором Эдинбургского университета Джоном Равеном, как специфическая способность эффективно выполнять конкретное действие в конкретной предметной области, опирающаяся на узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также (и это главное!) понимание ответственности за свои действия или рекомендации[8].
-----
[1] https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4172
[2] http://vmede.org/sait/?id=Filosofija_u4_xrustalev_2009&menu=Filosofija_u4_xrustalev_2009&page=13
[3] Профессиональное мышление провизора : монография / И. М. Раздорская, Г. Н. Шустова, С. П. Щавелев, Е. Ю. Конорева; Курский гос. мед. ун-т. — Курск : КГМУ, 1999. 102 с.
[4] Философия науки и медицины: учебник. Ю. М. Хрусталёв, 2009. 784 с.
[5] https://readli.net/o-myishlenii-v-meditsine/
[6] Гершунский Б. С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: экспертное исследование российского и американского менталитетов/Москва : Флинта, 1999. 602 с.
[7] http://www.myshared.ru/slide/1162879/
[8] https://libking.ru/books/sci-/sci-culture/365199-dzhon-raven-kompetentnost-v-sovremennom-obshchestve.html