26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
26.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок

Аптека будущего — максимум технологий и консультаций

Исторически сложилось так, что большинство крупных аптечных сетей начинали свой бизнес в Москве и Санкт-Петербурге, а вот аптечная сеть «Флория» является исключением, которое не мешает ей успешно развиваться и видеть в конкурентах только партнеров, потому что цель благородна — работать для здоровья.

Первые ее аптеки были открыты в Чите в 1996 г. под маркой «Ортопро». Под этой торговой маркой сеть развивалась вплоть до 2005 г., а затем был запущен проект развития федеральной межрегиональной сети под маркой «Аптечная сеть «Флория». Во второй половине 2005 г. компанией, которая является лидером на фармрынке Забайкальского края, был осуществлен выход за его пределы. На сегодняшний день сеть оперирует под брендом «Флория» в Уфе, Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Саянске, Улан-Удэ, Москве и Московской области и собирается развиваться дальше уже в рамках целого холдинга «Флория».

В бизнесе, как в сказке Льюиса Кэрролла, чтобы оставаться на месте, надо бежать, а чтобы попасть в другое место, надо бежать в два раза быстрее. Если компания не развивается, то она стагнирует. В аптечном бизнесе работают точно такие же законы. Чтобы сохранить и увеличить долю рынка и доходы компании, cеть должна увеличивать число регионов присутствия, постоянно расширяться. Это понимает и наш сегодняшний собеседник, генеральный директор аптечной сети «Флория» Игорь Михайлович Страмилов.

СтромиловФлория

Игорь Михайлович, расскажите, пожалуйста, как все начиналось?

— Сначала компания занималась ортопротезированием, закупкой и производством ортопедического оборудования для читинской клинической больницы, а уже после 1996 г. – фармацевтической деятельностью. Сегодня группа компаний под общей торговой маркой «Аптечная сеть «Флория» осуществляет деятельность под марками «Ортопро», «Флория», «Эскулап» и «Фармея». В настоящее время компания взяла курс на интенсивное развитие, которое заключается в доведении всех бизнес-процессов до уровня лучших аптечных сетей России и включает автоматизацию всех аптек сети, введение штрихкодирования товара на всех этапах товародвижения, от поставщика до конечного покупателя, открытие аптек самообслуживания и автоматизированного аптечного склада. В наших аптеках действует дисконтная программа – пластиковые карты на 10%-ную скидку для двух категорий: граждан и пенсионеров. Проводятся рекламные акции, розыгрыши призов, активно работает наружная (вывески) и POS-реклама в местах продаж, а также реклама аптечной сети в местных СМИ и справочниках.

Аптека будущего, какой Вы ее видите?

— Я считаю, что в будущем человек не должен ходить в аптеку, он должен иметь возможность заказать препараты, не выходя из дома. Лечебные учреждения должны вплотную взаимодействовать с аптеками, а в настоящее время мы соприкасаемся с врачами только на уровне выписанных ими рецептов. А ведь с момента выписки рецепта врач не контролирует процесс. Сейчас очень развито самолечение, люди сами выписывают себе препараты, приходят к нам с рецептами годовой давности. Я в аптечном бизнесе уже 10 лет — с 2001 г. В свое время учился в Америке, окончил Британский открытый университет Link по специальности «Эффективный менеджмент» и курсы MBA «Стратегическое управление бизнесом» в университете Аляски (США) по специализации «Аптечный сетевой бизнес». После учебы в университете я проходил практику в аптечной сети на Аляске в качестве помощника главного менеджера, поэтому знаком с системой лекарственного обеспечения США. В целом я не одобряю их систему, но огромный плюс состоит в том, что в Америке нельзя купить препарат, если с этим не согласен твой врач! Пациент приходит в аптеку и около получаса ждет ответ. За это время фармацевт проверяет, действительно ли рецепт был выписан врачом, смотрит базу данных страховой компании, и только после этого пациент получает препарат. Без рецепта ничего нельзя купить, это запрещено законом. В России нет единой базы рецептов, связи аптечного учреждения с врачом.

Так вот, аптека будущего в моем понимании — это когда человек вводит на компьютере все свои показания и номер рецепта и получает нужный препарат. Мы в нашем холдинге как раз работаем над таким проектом.

Если же рассматривать аптеку в привычном понимании, то это — максимум информационных технологий. В наших аптеках будут установлены специальные терминалы-справочники, и человек сможет самостоятельно получить интересующую его информацию. Аптека ближайшего будущего — это максимум технологий и консультаций. В справочную систему будет заложена информация о применении, приеме и побочных действиях лекарственных средств, можно будет получить информацию о наличии препарата, самостоятельно оформить заказ, оплатить через Интернет, использовать все известные платежные системы. Благодаря нашему центру разработки мы можем внедрять любые технологии. И произойдет это в ближайшем будущем, потому что такая аптека будущего скоро начнет работу в Москве.

Что делает узнаваемой аптечную сеть «Флория»?

— Аптеки нашей сети выполнены в едином фирменном стиле, включая логотип, оборудование, вывески, оформление витрин, униформу персонала, стиль обслуживания покупателей. Применяется единая маркетинговая политика, дисконтная система, система промоушен-акций. Существует интерактивный интернет-сайт, система заказов, единая справочная служба. Наш девиз — «Мы работаем для вашего здоровья!». На курсах маркетинга нам говорили о том, что сначала нужно выявить нужду потребителя, ведь человек приходит к нам не за лекарством, а за здоровьем. Мы всегда стараемся быть «на острие копья» – стараемся хоть немножко заглянуть вперед, а значит, увидеть новейшие разработки в области IT-технологий, медицины, применяемые в нашей деятельности. Все наши аптеки автоматизированы, оборудованы терминалами и подключены к логистическому центру. Имеется специализированное программное обеспечение для торговли и склада, работающее в режиме реального времени. Информация о продажах, запасе товара в каждой аптеке и сроке необходимой допоставки направляется в логистический центр, где формируются партии товара, и откуда осуществляется его доставка в аптеки. В нашей сети есть специальная аптека, где льготные категории жителей могут приобрести лекарства по ценам ниже их рыночной стоимости. Компания работает с центрами социальной поддержки и защиты населения (отпуск по бесплатным рецептам) в рамках программы ДЛО.

Независимый эксперт фармрынка Давид Мелик-Гусейнов сделал вывод о том, что «сетевой бизнес не более, и не менее эффективен, чем несетевой». Ваши аргументы в пользу аптечной сети.

—У нас 168 аптек, которыми руководят 15 человек в управляющем офисе. На одну аптеку в месяц мы расходуем 6,5 тыс. руб., попробуйте единичную аптеку обслужить за такую сумму! Ведь сюда входят бухгалтерия, IT-службы, поставки, административно-хозяйственный отдел, персонал — у нас работают высокооплачиваемые специалисты. Могу сказать, что у нас управляющие расходы гораздо ниже исходя из расчета на одну аптеку. Также невозможно сравнить цены поставщиков для сети с оборотом 2,8 млрд в год, как у нас, и для единичных аптек. Там совсем другие условия. У компании налаженные связи с первой пятеркой ведущих российских дистрибьюторов.

Эффективность работы сети зависит от процедур внутри нее, от того, как построена работа. Мы покупаем частные аптеки, и в наших руках они работают более эффективно.

Чему отдано предпочтение при формировании ассортимента?

— Над этим вопросом у нас постоянно работают маркетологи, и это огромная, серьезная работа, ведь каждая торговая марка проходит исследование. В настоящее время у нас запускается проект «Своя торговая марка», под которой мы будем выпускать средства гигиены, перевязки, шприцы. В нынешних условиях все решают спрос, маркетинг, рынок. Информация каждый день меняется, и все это отслеживается нашими специалистами.

Как соединить в аптечных продажах получение прибыли и поддержание собственного имиджа в глазах покупателей?

— Я скажу так — будет лояльность покупателей, будет и прибыль! В настоящее время рынок стал высококонкурентным. Несмотря на то, что сейчас можно услышать много негативной информации об аптечном бизнесе, наценка на препараты не превышает 10–15%, она ограничена государством. Аптечный бизнес всегда был низкодоходным, но в то же время высокостабильным. Какие бы ни происходили кризисы, к сожалению, люди всегда будут болеть.

Каково ваше отношение к своим конкурентам? Кого Вы считаете достойными соперниками в аптечном бизнесе?

— Достойными соперниками я считаю всех. Конкурентов я делаю партнерами и, если вы хотите узнать мое мнение, я предложил бы рынок консолидировать и от конкуренции перейти к партнерству. Все должны быть объединены в одно сообщество, а главным принципом в работе я считаю порядочность. Вы задумывались о том, что аптечное сообщество — единственное в России, у которого нет представительства в Госдуме, правительственного лобби. Поэтому, я уверен, нужно все делать вместе — строить цивилизованный рынок и защищаться от нападок.

15 лет — это значительная дата для аптечного предприятия, ставшего за эти годы крупным холдингом, узнаваемым на фармрынке. Поделитесь планами на будущее.

— У нас запущен проект «Диабет» — специальный сайт, на котором присутствует база всех диабетических больных — порядка 500 000 тыс. человек по всей стране, и каждый больной сопровождается врачом.

С нами сотрудничают ведущие эндокринологи страны. На нашем сайте ведется история болезни, в базе данных можно найти не только диагноз пациента, но и все препараты, которыми он лечился. Иногда врачу полезнее поговорить не с пациентом, а с нами, так как у нас есть вся информация. Впервые к такой узкой тематике подключается достаточно мощная федеральная сеть. Думаю, что первая прибыль будет максимум через три года, но мы не торопимся.

Во всех аптеках сети можно приобрести кислородные коктейли. Практика прошлого лета показала, что они очень выручали, особенно детей-астматиков. Также у нас проходит акция «Вместе поможем детям», в аптеках продаются пакеты, которые стоят 1–2 руб., и вся выручка идет в фонд «Подари жизнь». В Подольске каждый год мы проводим акцию — выпускаем «внутренние деньги — флории», и ветераны могут купить на них препараты.

У нас функционируют 168 аптек, из них управляемых — 28. Это частные аптеки, небольшие сети, которыми мы управляем в интересах собственника. Мы руководим товародвижением, закупками, фармпорядком, персоналом, выкладкой, предоставляем все ресурсы нашей сети. Это очень интересный проект, в Москве 14 аптек, которые не принадлежат нам, работают под нашим брендом «Флория».

Удачно воплощенный и получающий продолжение проект — это медицинский центр «Академия здоровья» с новейшей уникальной аппаратурой в Чите. Мы его запустили год назад, построили новое здание. Сейчас строятся грязелечебница, бассейн, комплекс лечебных бань, и там же будет операционный блок. Мы плотно работаем с территориальным ФОМС, и люди обслуживаются у нас бесплатно. Холдинг «Флория» развивается многосторонне, работает межрегиональная охранная компания. функционирует завод по производству утеплителя. Мы стали расти за счет партнеров, ведь вместе мы — сила!

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи рубрики фармрынок:
Фарминдустрия: тренды и задачи

Фармотрасль в условиях "турбулентности" изменилась и благодаря, а не вопреки, нарастила мощности, объемы производства, номенклатуру продукции, усилила свои компетенции. 

Будущее фармы: новые возможности

Международный студенческий фестиваль "GxP Фест 2024" в этом году собрал на одной площадке лучших студентов и преподавателей фармацевтических, биотехнологических, химических, инженерных, технологических факультетов вузов, а также специалистов крупных фармкомпаний, представителей регуляторов России и стран ЕАЭС.

Аптечный e-com 2024

Дистанционная продажа аптечных товаров прочно вошла в нашу жизнь. Лояльность потребителей, ощутивших удобство и быстроту онлайн покупки, дополнилась доверием регулятора.

Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

"Платиновая унция" назвала финалистов

На итоговом заседании оргкомитета XXIV Всероссийского открытого конкурса профессионалов фармацевтической отрасли "Платиновая унция" объявлены финалисты конкурса и окончательно подтверждено: торжественная церемония награждения победителей состоится 18 апреля в онлайн-формате. Подключиться к трансляции смогут все желающие.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban