Во–первых, электронная коммерция влияет на форматы аптечной конкуренции (которую уже сложно назвать исключительно аптечной). Во–вторых, "е–ком" сказывается на доступности лекарственных препаратов — и в целом фармацевтической помощи. Вот почему тема онлайна была затронута во всех дискуссиях первой части саммита — даже при обсуждении проблем сотрудничества аптеки и дистрибуции. Любопытно, но интернет–продажи способны повлиять и на деятельность оптового звена фармсектора.
Действительно ли так изменилась структура аптечного сегмента? Или за веяниями времени важно разглядеть и другие тренды?
Фармсектор — часть онлайн–ритейла?
"Незаметно для себя мы пропустили момент, когда закрытый рынок фармы перестал существовать, — констатирует Дмитрий Сокол, председатель Совета директоров аптечной сети "Твой доктор", генеральный директор компании-дистрибутора "Здравсервис". — Есть онлайн–ритейл, и часть его — фармацевтика. Мы привыкли конкурировать друг с другом, а теперь надо конкурировать с онлайн-ритейлерами". Борьба за место под солнцем, обостряющаяся в годы кризисных ситуаций, вышла за пределы не только аптечного сегмента, но и фармацевтического сектора в целом.
Поэтому стал особенно актуален вопрос о защите и сохранении важной для каждого из нас сферы фармацевтики. Сферы уникальной и не похожей на интернет-ритейл в его привычном понимании: пандемия показала, насколько важны фармацевтическая помощь и фармацевтическая консультация. Формально фармацию можно рассматривать как часть другой общности, но ее содержание ясно говорит: элемент чужд той системе, в которую его пытаются вписать в настоящее время. Потому что является отделенной в эпоху перемен частью системы здравоохранения.
Кстати, первая утренняя сессия саммита началась с предложения дать прогноз: какой будет доля "электронной коммерции" в фармацевтике всего через три–четыре года, то есть, в 2025 году?
Предложив экспертам–участникам оценить ситуацию, генеральный директор "Аптечной сети 36,6" Александр Кузин назвал наиболее вероятным значение от 20% до 30%, т.е. от одной пятой до почти одной третьей части. Поневоле вспоминается сформулированный Ломоносовым "закон сохранения материи": "Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему–либо нечто прибавилось, то это отнимается от чего–то другого".
С этим прогнозом согласились многие из присутствующих. Некоторые предположения звучат еще радикальнее. Как прокомментировал ситуацию президент холдинга "Монастырев и Ко" Александр Монастырев: "Если будет снято ограничение на доставку рецептурных лекарственных препаратов, то необходимость в аптеках станет меньше. Конечно, сами аптечные организации продолжат существовать, но доля их уменьшится наполовину".
Впечатляет?
Условия должны быть одинаковы
Часть аптечных организаций видит в новой ситуации не только риски, но и новые возможности. "Всегда предпочитал и предпочитаю классическую аптеку. А через "электронную коммерцию" к нам возвращаются потерянные посетители", — обращает внимание Дмитрий Руцкой, владелец и генеральный директор УК "Аптечные традиции". Человек, совершавший покупки преимущественно в интернете, когда-нибудь зайдет в традиционную аптеку.
"Наши навыки нужно переносить в том числе и в сегмент e-commerce", — советует Александр Филиппов, генеральный директор аптечной сети "Ригла". Иными словами, аптека должна остаться аптекой — в том числе в интернет–пространстве.
Рекомендации по выживанию в новых условиях не отменяют существующих проблем.
Ведь, как замечает генеральный директор АСНА Александр Шишкин: "Вопрос не в том, какова доля, а в том, как эта доля начнет сказываться на аптечной деятельности. Это будет менять (и уже меняет) клиентский путь. Меняется точка принятия решения о том, какое приобретать лекарство... Важны тренды. А ритейлеры относятся к нам и нашему сегменту абсолютно иначе".
Этот иной подход и вызывает тревогу у экспертов фармотрасли — ведь речь идет о лекарстве и лечении. А стало быть, о здоровье и жизни.
"Как ни крути, лекарства — это не машинное масло и не молоко", — комментирует депутат Государственной Думы Евгений Нифантьев (основатель сетей "Столички" и "Нео–Фарм" — Прим. ред.). И подчеркивает: пункты выдачи заказов имеют место быть, но только если это аптеки, аптечные пункты или аптечные киоски. Ведь все должны быть в одинаковых условиях.
Сегодня складывается парадоксальная ситуация. У аптечной организации обязательно должна быть лицензия, а ее деятельность регламентируется множеством нормативно-правовых актов. В то же время, как отмечали еще в сентябре эксперты СРО "Ассоциация независимых аптек", некоторые пункты законопроекта "Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности" позволяют предполагать введение упрощенного порядка получения оптовых лицензий. Причем упрощенного именно для новичков в сфере фармацевтики.
"Нам бы только ночь простоять да день продержаться..."
"Если бы к известному всем сервису не подключились 16–18 тысяч аптек, знали бы мы о его существовании? Без нас с вами никакая электронная коммерция не случится, — подчеркивает Сергей Еськин, директор по развитию ФК "Пульс". — Они ведь сотрудничают с нашим "каменным" сегментом".
"Онлайн в отрыве от офлайна не работает, — комментирует Евгений Нифантьев. — Поэтому стоит задача пережить этот набег электронной коммерции. Год–два — и все поймут... Но правила должны быть одинаковы".
Вопрос регулирования сегодня очень и очень важен. Риск закрепления в лекарственном обращении двух вариантов требований — "аптечных" и "упрощенных" — влияет не только на конкурентную обстановку в фармацевтическом секторе. Подобное разделение затрагивает самое главное — качество лекарства и правильность лекарственной помощи. Измениться может даже ее доступность.
Ведь чем больше охвачены онлайном те или иные категории лекарственных средств, тем меньше с таким ассортиментом будет работать традиционная аптека, обращает внимание Сергей Еськин. Наиболее вероятные последствия таких перемен спрогнозировать несложно.
Что же с конкуренцией традиционной?
На первый взгляд, в аптечном сегменте все более чем ясно. Все крупнее и крупнее, все шире и шире — так можно обозначить ведущую тенденцию. По данным DSM Group, в 2021 году доля "первой двадцатки" аптечных сетей уже составила 65% всего рынка. Почти две трети. Как же быть небольшим и сравнительно небольшим аптечным организациям — и единичным аптекам, и малым сетям, и сетям регионального масштаба?
"В ближайшей перспективе в первую двадцатку мы не войдем. Но быть первыми в регионе и лучшими для своих посетителей — это достижимо, — убежден Акоп Варпетян, владелец аптечной сети "36,6–Здоровье" из Тверской обл. — Что касается онлайна, то у меня есть сомнения насчет того, что он "съест" всю аптечную рентабельность. Да, основным драйвером развития нередко становятся не самые лучшие качества. Человек думает: отлично, посижу в телефоне 25 минут — и приобретение прибудет на дом... Ну и что, что, например, необходимый продукт в магазине можно купить за пять минут? Думаю, через несколько лет подобный подход будет значительно менее распространенным".
Здесь вопрос уже в "запасе прочности" аптечной организации. Пандемия сделала распространенной практикой переоценку лекарственных препаратов "в минус" по сравнению с оптовой ценой: аптеки должны были уценять лекарства, чтобы сохранить их доступность для посетителей, многие из которых лишились стабильного дохода. Поэтому резервы не столь велики и сейчас аптечным предприятиям действительно необходима поддержка.
А пока — остается рассчитывать на собственные знания и умения.
"Могу подтвердить — где родился, там и пригодился, — замечает Юрий Гайсинский, генеральный директор "Нижегородской аптечной сети" и один из акционеров Партнерства "ИРИС". — Если можешь в своем регионе работать качественно и быть полезным - это залог успеха. В чужих регионах нас никто не ждет".
"У большинства представителей "первой двадцатки" много накопившихся проблем, — комментирует Александр Миронов, генеральный директор аптечной сети "Аптека Фарма" из Рязани. — Представьте, что человек бежит, а у него на ногах гири. И с каждой секундой этих гирь все больше. В какой–то момент процесс застопорится... Есть ли смысл продавать сейчас аптечную сеть? Ответ отрицательный. Эти же деньги придут в течение трех лет от продолжения фармацевтической деятельности".
Хочется согласиться с Евгением Нифантьевым: для отечественной фармации аптечные сети регионов — это фундамент нормального развития.