За прошлый год выручка от продажи БАД в аптечных сетях увеличилась в 2,5 раза. В результате рынок этих продуктов составил в 2020 году около 56 млрд. рублей. А в январе 2021 года продажа витаминов и биодобавок выросла на 50% по сравнению с этим же месяцем прошлого года. Своего рода катализатором этого стала пандемия, опасаясь которую россияне всячески пытались и продолжают пытаться укрепить свой иммунитет именно с помощью БАД.
Не лекарства, но все же…
Марина Безуглова, к.м.н., исполнительный директор Ipsos признает, что пока недостаточно научных данных о том, что конкретно дают БАДы. При этом эксперт уверен: такая большая индустрия, которой сейчас является рынок биодобавок, заслуживает больших, подробных и высокопрофессиональных исследований.
Ни для кого не секрет, что для регистрации БАД не требуется проводить серьезных клинических испытаний в традиционном для лекарственных препаратов формате. Но это не отменяет того, что нам всем нужны хоть какие-то научные данные об этих продуктах. Тем более, что в большинстве случаев они продаются не в супермаркетах, а в аптечных сетях. Эти сведения помогли бы более четко выстраивать диалоги между пациентами и врачами, покупателями и первостольниками.
И тогда рынок БАД логично встроится в современный тренд, направленный на сохранение здоровья и профилактику болезней.
Секрет популярности прост
Константин Эллер, руководитель лаборатории аналитических методов исследований пищевых продуктов ФИЦ питания и биотехнологии считает, что популярность БАД растет во многом от разочарования людей в синтетических лекарственных препаратах и из опасений возникновения от них долгосрочных и негативных побочных эффектов.
Многие по тем или иным причинам стараются оттянуть визит к врачу и пытаются самостоятельно с помощью натуральных продуктов, к которым относятся биологически активные добавки, справиться с недомоганием.
Немало и тех, кто, не имея проблем со здоровьем, решают укрепить его, придерживаясь здорового образа жизни (ЗОЖ), полагая при этом, что БАД являются неотъемлемой составляющей ЗОЖ.
А еще, по мнению эксперта, популярность биологических добавок во многом объясняется недостоверной, очень активной, а порой и агрессивной рекламой. Особенно опасны такие маркетинговые опусы, в которых говорится, что тот или иной БАД — панацея чуть ли не от всех болезней.
Под личиной БАД
"Вседозволенность производителей биологических добавок привела к тому, что некоторые недобросовестные компании, выпускающие дженерики, стали регистрировать их, как БАД. Мы с этим сталкиваемся постоянно, так как все они проходят через нашу лабораторию. Объясняется это тем, что значительно проще и дешевле процедура регистрации биодобавок, чем лекарственных средств, — рассказывает Константин Эллер. — Уверен, что законодательное регулирование рынка БАД должно быть ужесточено. И количество лабораторий для проведения экспертной работы в области оценки биологических добавок к пище также должно быть более регламентировано. Это касается и отечественных, и импортных БАДов. Мы даже сталкиваемся с такими случаями, когда в биологические добавки не декларировано имплантируют лекарственные средства. В том числе сильнодействующие и с массой побочных эффектов. Добавляют в БАД даже гормоны для снижения массы тела. Ряд таких ложных БАД благодаря вмешательству Росздравнадзора было снято с реализации".
Угроза от БАД
Недостоверность рекламы в СМИ, и особенно в интернете, где приписывают БАД просто чудодейственные свойства, не подтвержденные клинической практикой, приводит к намеренному заблуждению потребителей и представляют угрозу для их здоровья. В том числе и потому, что пациенты не принимают действительно нужные и эффективные лекарственные препараты, тем самым загоняя болезнь в прогрессирующую форму.
"Мы сравниваем рекламируемые в интернете БАД со своей базой данных и понимаем, что эти добавки по ней не проходили, и они вообще не зарегистрированы, — говорит Константин Эллер. — Поэтому мы и не проверяли их действенность и безопасность.
Но и это не все. Много вопросов вызывает достоверность информации о БАД, указанной на упаковке. Нередки случаи, когда мы даем одно заключение, и оно регистрируется Роспотребнадзором, а на упаковке печатается другое. Мы, например, никогда не пишем, что какой–то БАД помогает больным онкологическим заболеванием. Но на аптечных полках такие биологические добавки встречаются. И это вызывает особое беспокойство".
Не о том речь!
Владимир Бессонов, руководитель лаборатории химии пищевых продуктов ФИЦ питания и биотехнологии удивлен, почему вообще БАДы упоминаются в связи с лечением заболеваний. "Тема БАД — это разговор не про лекарства, а про сбалансированное питание, — утверждает эксперт и добавляет, — да, они могут укрепить здоровье, но не смогут справиться с уже имеющимися патологиями".
"На самом деле более 180 биологически активных веществ уже имеют определенные доказательства, касающиеся их возможностей. Они присутствуют и в традиционных пищевых продуктах. На основании этих данных сформированы таблицы, в которых указаны адекватные и максимально возможные уровни потребления этих веществ. И нормы физиологических потребностей определены. БАД позволяет заполнить те дефициты, которые есть в питании человека", — отмечает д.б.н. В.В. Бессонов.
Итак, БАД, пройдя государственную регистрацию, приобретает статус продукта, который восполняет дефицит. А вот чего именно — как правило, можно прочитать на упаковке: пищевых волокон, флавоноидов, витаминов, микроэлементов и т.п.
В.В. Бессонов говорит, что попытка связать БАД с ЛП противоречит самому принципу создания таких добавок и призывает регулятора со стороны государства ужесточить контроль за обращением БАД, а предлагать биодобавку в качестве ЛС вообще должно рассматриваться как преступление. "В 2015 году была отменена ответственность государства, и все сдвигается в стороны ответственности производителя. И теперь мы наблюдаем удивительные вещи. Например, когда в БАД появляются консерванты, основанные на третичных аминах, которые обычно используются в качестве антисептиков (!). Контроля в обороте явно не хватает", — делает заключение эксперт.
Доверяют, но проверяют
В рамках программы "Демография" в 2020 году была проведена проверка 12 тыс. образцов пищевых продуктов. В этом году этот показатель превысит 28 тыс. Среди них есть те, что попадают в раздел "БАД". Для их тестирования берутся самые простые варианты витаминно–минеральных комплексов и полиненасыщенных жирных кислот. По первым — порядка 10% не соответствуют требованиям, а по вторым — все 15%. Для сравнения: фальсификация молока официально выявлена в 5% образцов. Отсюда вывод. Нужно повысить частоту контрольно–надзорных мероприятий, предназначенных для апробаций БАД.
Нельзя пользоваться чужой бедой в коммерческих интересах
Сергей Румянцев, профессор, зав. кафедрой онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова знает не понаслышке, что человек, болеющий онкологическим заболеванием, находится в состоянии отчаяния. Ему очень сложно сохранять самообладание и послушно выполнять рекомендации врача. Хотя именно так и надо делать.
Нестабильная психика такого пациента толкает его смотреть во все стороны, где обещают излечение. В том числе и с помощью БАД. А как показывает опыт онкологов, одна часть таких добавок бесполезна, а другая может даже оказать негативное влияние на действительно эффективное лечение. Поэтому, по мнению эксперта, ужесточение контроля за обращением БАД необходимо. В том числе в области технологических проверок.
И все же они действуют…
Средняя продолжительность жизни в России на 12 лет ниже, чем в Японии, и ниже на 7 лет, чем в США. И это при том, что, например, в Соединенных Штатах огромное число людей питают настоящую страсть к безусловно вредному фастфуду. Но вместе с тем жители и в той, и в другой стране давно и активно используют БАД. Но не в качестве лечебного средства, а именно по назначению, как добавка для компенсации каких–либо дефицитов в питании. Не исключено, что именно это помогает им увеличить продолжительность жизни. Что ж, их пример и нам наука…
По материалам конференции "О таблетках и не только — новая стратегия развития фармотрасли, пациентоориентированное здравоохранение, вопросы лекобеспечения" (организатор — ИД "КоммерсантЪ")