Главная // Фармотрасль

БАДы выводят из тени

Совершенствование регулирования оборота БАД — одна из приоритетных задач государства. Об этом и многом другом говорили на конференции «Что происходит на рынке БАД?».

2024 год принес немало изменений в этой сфере в виде правовых новелл, определил инструменты защиты легальных производителей от недобросовестных.

Среди изменений Татьяна Ларина, советник компании Nextens, выделяет пять инициатив последнего времени. Самая масштабная из них – это законопроект №638771-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части совершенствования регулирования обращения БАД)». В нем определены критерии качества БАД и сырья для их изготовления, национальные особенности регистрации и применения, содержится информация о дистанционной продаже БАД, не отвечающей законодательным требованиям, что является основанием для блокировки. При наличии показаний назначение БАД должно будет осуществляться в соответствии с порядком и специальными перечнями, утвержденными Минздравом России. В проекте также содержится запрет на подарки и соглашения между врачами и производителями по аналогии с лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Действия медработников при назначении биодобавок становятся объектом государственного контроля со стороны Росздравнадзора.

Второй значимый документ — проект федерального закона «О платформенной экономике в РФ». Он, в частности, содержит требования к размещению карточки товара партнером: оператор обязан обеспечивать партнеру техническую возможность размещения в карточке информации о партнере, товаре, наличии разрешений, лицензий или иных документов о маркировке товаров. На посреднической цифровой платформе будет запрещено размещение карточек товаров, изъятых из оборота, не прошедших государственную регистрацию и др.

По инициативе РФ Евразийская экономическая комиссия приняла решение о введении Единых стандартов маркировки БАД в странах ЕАЭС. Теперь страны-участницы смогут самостоятельно устанавливать сроки и этапы внедрения маркировки на своей территории, уведомив ЕЭК за полгода до начала. Единый стандарт цифровой маркировки позволит унифицировать процесс на рынке ЕАЭС и обеспечит взаимное признание средств идентификации. Все это дает надежду, что когда все заработает в полной мере, появится возможность проследить товар на всем рынке.

В конце ноября было опубликовано Постановление Правительства РФ №1607 «О проведении на территории РФ эксперимента по осуществлению мониторинга российских производителей товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, с использованием государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Эта инициатива Минпромторга предусматривает, что с 1 декабря по 30 июня 2025 года будет проводиться негосударственный регуляторный мониторинг подтверждения фактической производственной деятельности лиц, заявляющих себя российскими производителями, основанный на принципах риск-ориентированного подхода (критериях). Осуществляться он будет при содействии Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), и хотя по статусу этот мониторинг негосударственный, в нем участвуют Минэкономразвития, Минсельхоз, Роспотребнадзор, Росаккредитация, Росстат, Минпромторг. Ставится цель проверить, действительно ли лица и субъекты, которые позиционируются как производители и получают коды маркировки, являются настоящими производителями реальной продукции. Первые результаты ожидают получить к концу следующего лета. Выявленные нарушения позволят устранить пробелы в законодательстве, инициировать изменения и почистить рынок.

Наконец, с 13 октября 2024 года стал применяться разработанный Роспотребнадзором новый индикатор риска, уже показавший себя эффективным инструментом. Он позволяет проводить проверки даже в период действия моратория. Если индикатор риска, привязанный к системам маркировки, срабатывает, значит, есть основания для проведения внеплановой проверки. Это не означает автоматически, что имеется нарушение, но это некий признак, «красный флаг», сигнализирующий о нарушении. Как показывает статистика регулятора, при проведении проверок по индикаторам риска более чем в 80% случаев нарушения действительно обнаруживаются.

ЛС

Первые эффекты

В 2022 году объем нелегального оборота биодобавок составил около 466 млн. упаковок, что соответствует примерно 45% всего объема рынка. Было принято решение о введении маркировки как наиболее эффективного инструмента противодействия незаконному обороту, и с 1 октября 2023 года производители и импортеры стали наносить маркировку на свою продукцию. Оценить результат ее внедрения пока нет возможности, поскольку это длительный и поэтапный процесс, однако первые результаты уже видны, сказал Владислав Заславский, директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ.

Чтобы усилить контроль, в ноябре 2024 года введен так называемый разрешительный режим продажи маркированной продукции на кассе, он распространился на новые группы товаров, в том числе на биодобавки. После сканирования маркировки касса отправляет запрос в информационную систему маркировки, в течение пары секунд получает ответ, и если товар просрочен, отсутствует, был продан ранее или заблокирован по решению органа государственной власти, то его продажа невозможна. Точные результаты этого контроля за месяц еще не подведены, но уже известно, что кассы заблокировали 544 тыс. упаковок БАД с признаками контрафакта и 358 тыс. упаковок неизвестного происхождения.

Что касается мониторинга российских производителей биодобавок, то эксперимент начался с 1 декабря, и перед Минпромторгом стоит задача в ходе его реализации выработать критерии, позволяющие выявлять аномалии в системе и определять, к какому производителю идти для проверки. Также предстоит определиться, будет ли этим делом в дальнейшем заниматься ЦРПТ и какими будут компетенции его сотрудников. Планируют привлекать всех добросовестных производителей и общественные организации для того, чтобы они помогли выработать такие критерии.

В этом году на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции было принято решение поддержать введение функции для маркетплейсов своими силами контролировать соответствие продукции на их площадках всем обязательным требованиям к товарам. В результате были выработаны такие решения: маркетплейсы берут на себя ряд обязательств по проверке товаров, прежде чем они попадают в продажу; государство обязывает маркетплейсы это делать. Иначе говоря, если сейчас маркетплейсы осуществляют соответствующий контроль по доброй воле, то с закреплением нормы в законе это станет не правом, а обязанностью. Соответствующие предложения подготовлены Минпромторгом и направлены в Минэкономразвития.

Рассматривается и еще одна инициатива — Национальная ассоциации индустрии спортивного питания предлагает ввести маркировку продукции спортивного питания. Нередки случаи, когда в этой области выдают биодобавки за чай, кофе, спортивное питание и пр. Чтобы исключить эту «мимикрию», Минпромторг собирается выйти с инициативой о проведении эксперимента по маркировке спортивного питания.

Объем нанесенной за год со старта (с 1 октября 2023 года) обязательной маркировки БАД составил 720 млн. упаковок, что на 62% превышает объемы продаж, сообщил Егор Жаворонков, руководитель дирекции социально значимых товаров ЦРПТ. Объем их производства в РФ в октябре составил 75 млн. упаковок (85% рынка). Что касается импорта из ЕАЭС, то за год со старта (маркировка стала обязательной для импортеров с 1 октября 2023 года) промаркировано 37 млн. упаковок (4,5% рынка). Сюрпризом стало то, что сначала импортеров зафиксировали в 4 раза больше, чем ожидали изначально, а сейчас эта цифра уже в 8 раз больше.

Проблема в разрезе маркетплейсов

Серый рынок биодобавок продолжает расти в том числе из-за маркетплейсов, на площадках которых можно увидеть огромное количество предложений БАД, которые заявлены как-то иначе, например, как пищевые добавки, концентраты или просто пищевые продукты. Вопрос, что делать с модерированием этого потока, сильно беспокоит Союз производителей БАД к пище, рассказал Дмитрий Миклин, руководитель комитета по техническому регулированию этой организации. Изучая проблему в разрезе маркетплейсов, эксперты наткнулись на то, что карточек товаров такое количество, что контролировать их никоим образом невозможно. И тогда в Союзе производителей БАД решили, что в ручном режиме это делать действительно нереально, но можно разработать модели контроля, оценки рисков, которые позволяли бы просто, в алгоритмическом режиме либо с применением искусственного интеллекта выделять карточки товаров, подозрительных на предмет возможных нарушений.

Первая из разработанных моделей проверки — это проверка продукта, который заявлен в карточке как БАД. Проверяется свидетельство о государственной регистрации продукта и дальше данные в автоматическом режиме сверяются с Регистром государственных регистраций ЕАЭС. Если реквизиты расходятся, продукт попадает в число подозрительных и его останавливают. Когда продукт заявлен как БАД, но предоставленный документ не является свидетельством государственной регистрации, это тоже будет считаться нарушением требований технических регламентов ЕАЭС. Если же с госрегистрацией все в порядке, дальше проверяется наличие маркировки и делаются выводы о качестве товара.

Вторая модель проверки основана на том, что продукт, заявленный как пищевая добавка, предлагается сравнить по составу с перечнем разрешенных пищевых добавок. Существует ограниченный, умещающийся в 1-1,5 абзацах, перечень пищевых добавок, которые не представляют для потребителя токсикологической опасности и могут быть реализованы в рознице – это подсластители, несколько красителей, в том числе для яиц, лимонная кислота и др. И если состав продукта соответствует этому перечню разрешенных к розничной продаже пищевых добавок, то проверка на этом заканчивается. Если же есть расхождение с перечнем, то это считается нарушением требований технических регламентов ЕАЭС, и такая карточка должна поступать в модерирование.

Третий сценарий связан с пищевыми продуктами. Есть масса карточек, когда БАД и даже лекарственные средства заявлены как пищевой продукт. Поэтому первый этап проверки предполагает определить, действительно ли это продукт профилактического или лечебного питания. Если да, то вопрос снимается, если же нет, то дальше следует проверка, является ли продукт концентрированным источником питательных веществ. Если да, то это будет означать недостоверно задекларированный БАД и с ним будут разбираться дальше. Если же нет, то продукт будет отнесен скорее к специализированному питанию, что будет означать, что он тоже некорректно прошел оценку. Чтобы оценить степень концентрированности, которая делает пищевой продукт БАД (то есть концентрированным источником витаминов, минералов и других веществ), в Союзе производителей БАД к пище сейчас рассчитывают коэффициент, учитывающий соотношение заявленного активного вещества и энергетической ценности продукта согласно санитарным требованиям.

Источники:

.

Ларина Татьяна, советник компании Nextens, юрист практики медицины, фармацевтики и биотехнологий

.

Заславский Владислав Валерьевич, директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли РФ

.

Жаворонков Егор Алексеевич, руководитель проектов товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий

.

Миклин Дмитрий, руководитель комитета по техническому регулированию СРО «Союз производителей БАД к пище»

По материалам VI Международной конференции «Что происходит на рынке БАД?»

Шевченко Римма
Фармотрасль и финансы: каков прогноз?

Развитие фармацевтической отрасли сегодня в большей мере обусловлено макроэкономическими факторами и меняющимися принципами налогообложения.

Импортозамещение и план развития медпрома до 2030 года

Технологический суверенитет и независимость от импорта предполагает преобладание на рынке российской медицинской и фармацевтической продукции. При этом производителям необходимо использовать отечественные материалы и комплектующие, сырье.

Как привлечь в науку ученых

Мотивация и удержание в стране ученых, а также их возвращение из зарубежных вузов, является ключевым фактором развития научного потенциала России.

Осенний спад производства лекарств

Итоги мониторинга объемов фармпрома осени 2024 года показали тенденции к спаду производства в упаковках и небольшой прирост в деньгах.

Конференция 2024 года "Что происходит на рынке БАД?"

Подведены итоги VI Международной Конференции «Что происходит на рынке БАД?»

Регистрировать медизделия станет проще и быстрее

Потребность здравоохранения как в распространенных, так и в инновационных медизделиях значительно возросла. Для их оперативного ввода в оборот, упростилась процедура регистрации.

Международная выставка оборудования
В Москве прошла 26-я Международная выставка оборудования, сырья и технологий для фармацевтического производства Pharmtech & Ingredients 2024.
Обязательная маркировка медизделий продолжается

Внедрение системы «Честный знак» для МИ проходит поэтапно — на сегодняшний день маркировке подлежат 13 категорий медизделий. Еще по 9-ти видам медизделий проводится эксперимент.

Законы изменят рынок БАД

Культура потребления БАД в нашей стране продолжает формироваться, поэтому данный сегмент рынка последние несколько лет демонстрировал значительный рост. По данным DSM Group, в 2023 году продажи БАД в аптеках составили 127,6 млрд. рублей и 415 млн. упаковок.

В ожидании 2025-го: аптека и вызовы времени

Рост количества аптечных организаций, по всей видимости, приблизился к своему «потолку». Начиная с нынешнего лета, аналитики стали отмечать противоположную тенденцию — к снижению общего числа аптек, несмотря на высокий уровень спроса на лекпрепараты и парафармацевтику.

Cпецмероприятия
X