ВВП России сократился на 1,8% в 2016 г., но ожидается, что в 2017 г. рост составит +1,1%. Реальный располагаемый доход населения упал на 4% в 2015–м, продолжил падение и в 2016 г. (–5% в I полугодии). Существует достаточно широкий диапазон оценок экспертов для роста или падения российского ВВП на 2017/2018 гг., так же как и для такого важного индикатора, как реальный располагаемый доход.
Инфляция достигла 15,5% в 2015 г., снизилась до 5,8% в 2016 г. и прогнозируется снижение в 2017 г. до 5,2%. Снижающаяся инфляция смягчает негативное влияние на потребление, которое оказывает снижение располагаемого дохода, но перестает быть драйвером роста.
"Если говорить об общем снижении темпов роста во всех каналах продаж, мы наблюдали этот процесс начиная с конца 2014 и до середины 2016 г. В конце 2016 г. мы увидели достаточно серьезный всплеск динамики продаж в розничном сегменте. Но пока мы не можем говорить о том, что это некий продолжающийся тренд, т.к. в январе – феврале 2017 г. динамика рынка была сдержанной. В этой ситуации наблюдалось, что оригинаторы — препараты, которые поставляются на рынок мультинациональными компаниями, стали терять свои позиции. И особенно те оригинаторы, которые занимали подавляющую долю в своих категориях — мы говорим, прежде всего, о рынке ОТС–препаратов. Терять свои позиции они начали, в первую очередь, в пользу отечественных производителей, а также активных и успешных иностранных дженериковых марок", — отмечает Н. Демидов.
Фармацевтический рынок одним из первых показал признаки восстановления, но расстановка сил изменилась: драйверами роста стали производители качественных дженериков, что полностью соответствует спрогнозированному тренду. В течение последних кризисных лет происходит вымывание наиболее дешевого ассортимента из товаропроводящей цепочки. Фактор аптечных сетей рассматривается через призму трейд-маркетинга (взаимодействие по продвижению торговых марок). Аптечные сети агрессивно сражаются за бюджеты, которые все еще далеки от телевизионных. Тем не менее сети заметно переориентировали на себя инвестиции производителей. Очевидно, этот тренд продолжится. Все это происходит на фоне конкуренции аптечных сетей между собой. И данная тенденция рассматривается не как конкуренция за потребителя, хотя, безусловно, она тоже присутствует, а как конкуренция за бюджет производителя на продвижение. От просто подхода, который называется "продажа места на полке", аптеки переходят к категорийному менеджменту по модели аптечных сетей, предлагая производителям свои подходы.
Фундаментальных факторов, позволяющих сказать, что стабилизация в 2017 г. переходит в позитивный тренд, сейчас не наблюдается. Ожидается, что тренды, которые наблюдались на рынке в предыдущие 2–2,5 года, сохранятся и в этом. Дженериковые брендированные препараты из среднего ценового сегмента будут иметь преимущество перед оригинаторами, особенно если они популярны и имеют свою историю – как с точки зрения применения, так и компании, которая их предлагает.
Прошлый год завершился для рынка достаточно позитивно. В 2016 г. российский рынок вырос на 9%, а розничный сегмент — на 12% за счет всплеска в четвертом квартале. Интересно, что в 2016 г. восстановились показатели натурального потребления. На рынке преуспели отечественные производители и отдельные иностранные компании, предлагающие дженерики. Например, боснийская компания "Босналек" является одной из тех компаний, которые успешно конкурируют как с оригинаторами, так и с другими производителями дженериковых препаратов.
В период кризиса рецептурный сегмент рос быстрее, чем безрецептурный. Дженериковые препараты заметно отличаются по темпам роста от других групп. Доля отечественных препаратов (к этой категории не относятся иностранные продукты, которые упаковываются в России), выросла с 22 до 28%. В отдельных нишах дженериковые препараты выглядят заметно лучше, чем оригинаторы. Хотя нужно принимать во внимание и тот факт, что даже если оригинаторы демонстрируют хорошую тенденцию к росту, положение к продвижению у них, как правило, гораздо масштабнее. И здесь уже стоит вопрос об эффективности.
Возьмем для анализа сегмент препаратов карбоцистеина, можно заметить, что с 2011 г. доля оригинатора неизменно сокращалась. В 2016 г. более 91,2% стоимости этой ниши принадлежали дженериковым препаратам. Например, динамика продаж препарата "Бронхобос" ("Босналек", Босния) с 2014 г. выросла и продолжает активно расти. За последние годы также увеличилась динамика продаж дженериковых препаратов "Лоперамид" (разные производители) и "Нифуроксазид" (разные производители). В ближайшие три года ожидается, что рынок останется в стрессовой зоне, и вероятность пересмотра прогнозов в течение 2017–2021 гг. остается высокой.
В свою очередь глава Евразийского подразделения боснийской компании "Босналек" Валентина Бучнева подтвердила, что российский рынок для них стратегически важен — до 50% всего объема продукции компании реализуется здесь. Повышенный спрос на препараты заставляет задуматься о возможной локализации производства на территории РФ, что позволило бы сократить путь наших препаратов до потребителя и сделало бы их еще более доступными по цене. В ближайшие пять лет планируется увеличить портфель препаратов в России с 6 до 15, включая рецептурные лекарственные средства, а также стать лидерами в категориях противопростудных и противодиарейных лекарственных средств.
В марте 2017 г. компания "Босналек" получила сертификат соответствия GMP на основании приказа Министерства промышленности и торговли РФ, став одной из первых действующих в России компаний с европейской локализацией производства, которая прошла российскую инспекцию. "Сертификат GMP, выданный российской комиссией в дополнение к действующим европейским, является авторитетным подтверждением высокого качества нашей продукции", — отметила В. Бучнева.
"Есть разное отношение к тому, как будет меняться рынок. Тем не менее мы сохраняем оптимизм относительно общих темпов роста рынка в ближайшее время. И в данном случае говорим о пятилетней перспективе и среднегодовых темпах роста для всего рынка — как розничного, так и бюджетного. Если говорить о прогнозе для потребительского (розничного) рынка в части продаж из аптек для безрецептурных (ОТС) препаратов на 2017–2018 гг., то наши ожидания несколько скромнее. И это основано на тех факторах, которые воздействуют на рынок в последнее время. В данном случае мы прогнозируем продажи непосредственно из аптек. Поэтому базовый прогноз по объемам в рублях на 2017–2018 гг. составит +2–3%. При удачном стечении обстоятельств рынок может показать рост и 6% в 2017 г.", — подвел итог Николай Демидов.