Дистанционная торговля рецептурой еще "стоит на старте"
Ни сайты крупных аптечных сетей, ни маркетплейсы в проекте де-факто еще не участвуют. На взгляд ряда компаний, на фармрынке алгоритмы тестируемой процедуры пока проработаны не полностью.
В Москве, например, возможность "забронировать" онлайн медикаменты рецептурного отпуска предусмотрена только в приложении для смартфонов, относящемся к региональной медицинской инфосистеме ЕМИАС. Поэтому в феврале (перед стартом эксперимента) АКИТ и ААУ "СоюзФарма" — два профессиональных объединения, представляющие соответственно ИТ-сферу и фармацию — обратились к главе города с совместным письмом, где обратили внимание на ряд технических затруднений.
На сегодня пациент и даже курьер "привязаны" к вышеуказанному приложению. Это ведет не только к росту издержек. Во-первых, нельзя заказать лекарство при помощи компьютера, а также кнопочного мобильного и тем более стационарного телефона: ведь при получении заказа адресат должен показать куар–код, а сотрудник службы доставки обязан этот код отсканировать.
Во-вторых, нет возможности помочь близким, заказав лекарство для них. Если вам необходимо, чтобы препараты доставили вашим пожилым родителям, другим родственникам и знакомым, сделать это технически невозможно — процесс "запараллелен" с личными данными пациента и опять же с наличием смартфона. А о такой опции, как предъявление "доставщику" оригинала бумажного рецепта, опять же не говорится.
В-третьих, разумеется, не предусмотрен и заказ препарата по назначению, сделанному врачом в частной поликлинике. Обращение пациента в коммерческую медорганизацию — во многих случаях не роскошь, а жизненная необходимость, позволяющая не упустить драгоценное время для начала лечения. К сожалению, ряд последствий "оптимизации здравоохранения" сохраняется и сегодня, оказывая влияние в т. ч. на временной аспект доступности медицинской помощи.
Частные клиники, конечно, вправе присоединиться к "пилоту", но остается ряд вопросов, замечает глава ААУ "СоюзФарма" Мария Литвинова. Есть ли смысл подключаться, например, к ЕМИАС, если собственные инфосистемы у коммерческих медорганизаций давно внедрены и успешно функционируют? При этом в сегодняшних алгоритмах могут скрываться дополнительные затраты, а вот вероятность доходов, напротив, оценить сложно.
Рост издержек следует предполагать также аптекам и службам доставки. Новые расходы, скорее всего, будут связаны в т.ч. с обучением курьеров работе с соответствующими мобильными приложениями.