Не добавляет оптимизма и ажиотажный спрос населения, боящегося дефицита лекарств, из–за чего с аптечных полок за считанные дни исчезли целые группы препаратов. В текущей ситуации участники рынка предлагают сделать упор на импортозамещение, производство своих субстанций и вспомогательных материалов, однако этого нельзя сделать без поддержки государства. Исполнительный директор ассоциации фармацевтических компаний "Инфарма" Вадим Кукава обращает внимание, что ассоциация собрала предложения фармроизводителей, касающиеся займов, логистики, интеллектуальной собственности и ценообразования и в ближайшее время они будут переданы в правительство и Госдуму. Всего их более шестидесяти, и они затрагивают полный цикл жизни препаратов.
Председатель правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС Алексей Кедрин считает важной мерой для поддержки отрасли получение краткосрочных льготных кредитов, чтобы предприятия продолжали работать, а на рынок стабильно выходили лекарства.
С этим согласна и директор по работе с органами государственной власти "ГЕРОФАРМ" Вилена Галкина. По ее мнению, кредиты от государства на льготных условиях дадут компаниям возможность для инвестиций и пополнения запасов, которые помогут быстрее наладить работу, если ситуация на рынке пойдет по неблагоприятному сценарию. Также необходимо продолжать импортозамещение, но оно должно проходить быстрее и глубже и касаться не только самих препаратов, но и оборудования, субстанций, упаковки и вспомогательных материалов.
Председатель правления Союза фармацевтических и биомедицинских кластеров России Захар Голант считает приоритетной мерой поддержки отрасли льготные займы для покупки расходных материалов и сырья. При этом доступ к этому должен быть как у отечественных игроков, так и у зарубежных производителей с локализованным производством. По его словам, за десять лет отрасль накопила колоссальный опыт взаимодействия с регуляторами, и сейчас им нужно пользоваться. Меры поддержки должны дополниться в части обеспечения лекарственной безопасности, особенно во всем, что касается сырья. Нужно также определить перечень препаратов, представляющих интерес для программы госгарантий, и наладить полный цикл их производства.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк, говоря о ситуации на рынке, отметил, что в прошлом году рост цен на лекарства не коррелирует с общей инфляцией — инфляция на препараты составила 2,3%, тогда как общая — 7,5%. На аптечные продажи все еще влияет коронавирус, несмотря на заметное снижение числа заболевших. Так, с первой по восьмую неделю этого года прирост «ковидных» препаратов составил 55%, остальных — 21%. Рост реально располагаемых доходов населения остается на уровне 2%, что вряд ли будет стимулировать покупательскую способность. Что касается ажиотажного спроса, то если сравнивать его с 2020 годом, выяснится, что тогда люди покупали препараты на всякий случай, а сейчас все больше для лечения хронических заболеваний. В ближайшее время продажи упадут, поскольку люди либо не захотят приобретать лекарства по новым ценам, либо у них по каким–то причинам не будет возможности их купить. В целом делать какие–либо долгосрочные прогнозы по рынку сейчас преждевременно.
Кто в онлайн, кто на почту
Несмотря на трудную финансовую ситуацию, население продолжает покупать не только лекарства, но и другие аптечные товары, причем для этого активно осваивая онлайн–каналы. По словам старшего аналитика Data Insight Инэссы Головиной, объем онлайн-продаж на внутрироссийском рынке e-commerce к 2021 году превысил 4 трлн. рублей и вырос приблизительно на 50% по сравнению с прошлым годом, а число заказов достигло 1,7 млрд., их прирост составил 102%. Средний чек составил 1740 рублей, по предварительным оценкам пользователями были сделаны 101 млн. онлайн-заказов на 175 млрд рублей, число заказов выросло на 28%, а в денежном выражении покупки увеличились на 32%, прирост онлайн–рынка превысил 4 млрд. рублей. Какие каналы приобретения аптечного ассортимента предпочитают активные пользователи интернета? Согласно опросу Data Insight, только онлайн покупают лишь 8%, классические офлайн–продажи предпочитают 38%, а 54% респондентов являются омни–покупателями, т.е. покупают и онлайн, и офлайн. Хочет ли данная группа людей продолжить совершать покупки фармацевтических товаров в интернете в следующем году? Заказывать чаще или на том же уровне, как сейчас, решила почти половина респондентов, реже делать покупки в онлайне предполагают 3%, а вовсе перестанет использовать данный канал 1% опрошенных.
Если раньше лидером по онлайн–заказам был Центральный федеральный округ, то за два года его доля снизилась почти на 10%, однако e–commerce завоевывает другие регионы — число заказов там выросло на 22%.
Эксперт приводит прогноз объема ePharma при разных сценариях реализации доставки Rх–препаратов в следующем году. Лучше всего по расчетам показывает себя сценарий доставки данной группы лекарств с отправкой фото бумажных рецептов на сайте при оформлении онлайн–заказа. Такой способ очень удобен, поскольку покупатель доверяет бумажным рецептам, а отправка фото не составит труда самым разным слоям населения, кроме того, стоимость доставки не увеличится.
А как быть тем, кто не может дойти до ближайшей аптеки, потому что на это уйдет день, а то и больше, а сделать заказ через известные в городах большие сайты–агрегаторы трудно? Помочь им решила Почта России.
Руководитель направления "Лекарства" "Почты России" Владимир Виноградов приводит следующие данные: на сегодняшний день около 38 млн. человек проживают в 11 тысячах труднодоступных населенных пунктах и сельской местности. В них находятся 25 тысяч отделений Почты России.
Чтобы определить уровень доступности лекарств, компания провела опрос посетителей в отделениях почтовой связи. Согласно ему, у 58% опрошенных аптеки находятся за пределами их населенного пункта, а у более 20% респондентов в возрасте 45–54 и старше 55 лет расстояние до ближайшей аптеки составляет более 20 км. Как именно люди хотят покупать лекарства через Почту? Мобильным приложением для этого хотят пользоваться 43% опрошенных, приобретать препараты в почтовых отделениях желают 37% человек, на сайте почты — 31%. Четверть опрошенных хочет приобретать их у почтальона, 24% — у фармацевта в аптеке на территории почтового отделения, а 16% — делать заказ по телефону справочной почты.
В связи с приобретением закономерно встает вопрос доставки и оплаты. Здесь 57% респондентов предпочли бы оформить доставку лекарств на дом, а 55% — в отделение почты. Оплату картой при получении предпочли бы 46% опрошенных, наличными же хотят пользоваться 30% участников опроса. Насколько востребованы новые услуги Почты в малонаселенных пунктах? Потребность в получении льготных лекарств выражают 38% опрошенных, а в их покупке — 24%. Доставка товаров из интернет–магазинов нужна 50% респондентов. При этом каждый четвертый опрошенный рассматривает возможность покупки лекарств через Почту, а около половины опрошенных выражают личную заинтересованность в оформлении получения льгот или других мер социальной защиты.
Розничная продажа наиболее востребованного ассортимента лекарственных препаратов в аптечных пунктах и киосках на базе почтовых отделений решит проблему доступности лекарств в труднодоступных и удаленных регионах, а также отсутствия в шаговой доступности возможности их приобретения. Также планируется доставка и выдача безрецептурных и рецептурных лекарств в почтовых отделениях под заказ из аптечных организаций.
Незаконных выявим
Лекарства должны быть не только доступными, но и качественными. Несмотря на то, что проблема незаконного оборота крайне мала, на рынке она все равно присутствует. Для борьбы с ней был учрежден Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции при Минпромторге и Правительстве РФ.
Как поясняет его директор Александр Борисов, основными целями учреждения являются разработка методик исследований, проведение исследований и определение доли незаконного оборота промышленной продукции, а также предложения и оценка мировых практик. В декабре прошлого года Государственная комиссия утвердила методику исследования рынка лекарств с измерением его специфических показателей. К ним относится информация о маркированных препаратах, реализованных на дату позже даты опубликования Росздравнадзором письма о выявлении недоброкачественных лекарств, доле аптечных организаций, не имеющих минимального ассортимента препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи. Кроме того, это информация о маркированных препаратах, приобретенных за счет бюджетных средств медицинскими организациями и проданных повторно, а также выведенных из оборота медицинскими организациями после истечения срока годности.
Учитываются и следующие показатели:
- Доля маркированных препаратов, выведенных из оборота медицинскими учреждениями путем передачи на уничтожение, закупленных в рамках государственного контракта.
- Информация о маркированных лекарствах с истекшим сроком годности, находящихся на балансе у участников оборота товаров.
- Доля маркированных препаратов, выведенных из оборота путем отпуска бесплатно по рецепту.
- Информация о маркированных препаратах, предназначенных для лечения высокозатратных нозологий (ВЗН), выведенных из оборота участниками оборота товаров с истекшим сроком годности.
Такая масштабная работа позволяет оперативно выявлять препараты, находящиеся в незаконном обороте.
Да поможет нам digital
Современное развитие рынка невозможно без цифровых технологий и работы с большим объемом данных, именно поэтому сейчас развивается система digital health. Но при работе с ними следует учитывать возможные риски и серые зоны.
Как отмечает старший юрист BGP Litigation Карина Колобова, направления digital health включают в себя SaMD или иной цифровой продукт, электронный рецепт, дистанционную торговлю, большие массивы данных и телемедицину. Система электронных рецептов может обеспечивать полную прослеживаемость лекарственных препаратов от их назначения до отпуска пациенту и обеспечит возможность выработки системы оценки приверженности лечению. Правильно внедренный электронный рецепт решает сразу несколько задач: помогает проверить подлинность рецепта и полноту сведений в нем, не допустит использование одного рецепта в другой аптеке повторно, а пациент при этом может выбрать аптеку самостоятельно. Однако здесь необходимо соблюдать регуляторные требования и обеспечивать конфиденциальность пациентов.
Используемые в digital health данные можно условно разделить на три группы:
- Первая — Real-World Data (RWD). Это данные о состоянии здоровья пациентов и/или оказании медицинской помощи, регулярно собираемые из различных источников.
- Вторая — Real-World Evidence (RWE). Сюда относятся клинические данные о применении и потенциальной пользе или рисках лекарств, полученные в результате анализа первой группы данных.
- Третий вид — Commercial BD, т.е. данные о продажах препаратов, поведенческих особенностях потребителей, данные о паттернах профессионального сообщества.
Стоит отметить неопределенность в области персональных данных (соблюдение обязательных реквизитов согласия на их обработку, соблюдение формы согласия, в т.ч. электронные подписи) и другие проблемы — обеспечение соблюдения врачебной тайны, а также невозможность полноценной коммодификации данных.
Однако при правильном подходе коммерциализация данных даст возможность получения прозрачных сведений о движении лекарств "врач — аптека — пациент", анализ законченных случаев назначения, позволит оценить работу полевых сил, например, мед- и фармпредставителей, а также спрогнозировать потребности в препаратах и распределять их стоки в соответствии с ними.
По материалам конференции "Фарма–2022: запуск стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года" (ИД "Коммерсантъ")