Вопрос совсем не риторический. Так, стремительный подъем аптечного рынка в сегменте коммерческих сетей отмечен в регионах, где велика доля аптек государственных и муниципальных, обратила внимание Анна Ермолаева, генеральный директор аналитической компании AlphaRM, на заседании Российской ассоциации фармацевтического маркетинга, посвященном итогам первого полугодия 2017 г.
ПОЧЕМУ ПОДРОСЛА КОММЕРЧЕСКАЯ ФАРМАЦИЯ?
Причиной всему — современные изменения в законодательстве. Как только новый 2017 г. отправил государственные аптеки в сферу действия закона 44–ФЗ*, аптеки коммерческие почувствовали себя лучше. Конечно, сравнительно. Конечно, за счет коллег по фармацевтической деятельности. Но сколько времени понадобится ГУП и МУП, чтобы восстановить силы и вернуть своего посетителя?
И еще один вопрос — уже не к руководителю аптечной организации, а к регулятору: не грозит ли получившийся дисбаланс обрушением рынка и здравоохранения в дальнейшем, ведь государственные аптеки — это льготный отпуск и наркосодержащие обезболивающие для пациентов с очень серьезными заболеваниями?
НА ПОДЪЕМЕ ИНВЕСТИЦИИ, НО ДОХОДЫ, ПО ТРАДИЦИИ...
Есть и такие факторы роста, которые в проверке и сомнениях, кажется, не нуждаются. Стал расти падавший с 2011 г. ВВП. Индекс промышленного производства и индекс обрабатывающих производств (после подъема в 2014–м последовало их обрушение в 2015–м) тоже увеличиваются. Стремятся вверх и цифры инвестиций в основной капитал. Таковы данные DSM Group, и, познакомившись с ними, аптечная розница и фармпроизводитель могут, наверное, облегченно вздохнуть.
Но глава DSM Group Сергей Шуляк обращает внимание на другие показатели. Зарплаты и прочие цифры на графиках практически не меняются. Но это числа без поправок на инфляцию. Увы, реальный располагаемый денежный доход жителя нашей страны продолжает сокращаться. В 2016 г. он меньше, чем в кризисном 2014–м и трудном 2015–м. Прогнозы на 2017–й чуть более оптимистичны.
Но по–прежнему падают обороты розничной торговли, к которой, несмотря на социальную составляющую, пока отнесены и аптеки. А в учреждении фармации заболевший человек все чаще спрашивает дженерики. Не так давно это считалось экономически вынужденным, но, кажется, из способа экономии превратилось в традицию и стремление узнать больше о медицине и фармации.
По пустым магазинам и помещениям, сдающимся в аренду, сокращение оборотов розницы видно и неспециалисту. Однако россияне пытаются все же отказаться от стратегии экономии — сказывается усталость от кризиса. Держать свои расходы в строгих рамках, сокращая вложения даже в самое необходимое — еду, длительное время невозможно. Здоровье когда–нибудь напомнит о себе, и пациент пойдет и в аптеку за лекарствами, и в магазин за качественной, но менее доступной по цене пищей. Но сейчас, как замечает Олег Фельдман, управляющий директор компании Ipsos Healthcare, большая доля нашего населения не ходит даже к врачам.
А ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?
Может ли фармацевтика воспользоваться усталостью граждан от вынужденной экономии как драйвером роста? Может, но только ограниченно. В первую очередь, по времени. Сегодня не растут показатели даже у частных клиник, а ведь вложения россиян в них увеличивались около десятка лет! И вот теперь даже оптимизация не в силах склонить граждан к платному лечению. Больной "предпочитает" не лечиться вовсе...
На примерах здравоохранения фарме останется только сделать вывод: если пациент не получит поддержки в виде, скажем, лекарственного возмещения или других мер государственного уровня, то рынок, почувствовав оптимизм и посмотрев на забытые уже показатели, рискует провалиться в новую яму. И по масштабам этого падения — "догнать и перегнать" кризис 2014-го...
РЕГУЛЯТОР — РОСТА ФАКТОР!
На прошедшем осеннем саммите "Что происходит на фармацевтическом рынке" Олег Фельдман провел небольшой опрос. Он спросил у представителей фармсектора о том, кто из участников лекарственного обращения в ближайшие годы будет расти и развиваться "быстрее, выше, сильнее". По прогнозам специалистов, с наибольшей вероятностью вырастут отечественные производители (с учетом локализации производства на территории РФ зарубежными компаниями). Второе место — аптечные сети. Что общего между этими двумя предположениями?
Общее – государственная поддержка. Отечественный производитель, национальный он или локализованный, получает преференции и принимает участие в госпрограммах. А коммерческая аптечная сеть выигрывает... по сравнению с теми представителями фармацевтической розницы, против которых сыграл законодательный акт. Регуляторный фактор — вновь решающий? Даже в большей степени, чем экономический?
РАЗМЕР ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ... ДЛЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Крупные аптечные сети действительно выигрывают. По данным DSM Group, их первая тройка (лидер, правда, не классическая сеть, а АСНА) уже заняла почти одну пятую (19%) розничного рынка, а это немногим меньше 9 тыс. аптек. Сетевых аптечных организаций становилось больше в самые сложные годы. 2015–й — финансовый минимум — прибавил стране 2127 таких точек. В 2016 г. — еще 2976.
Как заметила Анна Ермолаева: "Консолидация розничного сегмента — одна из основных тенденций в этом году". По данным AlphaRM, число аптек в нашей стране за год выросло стремительно. Сегодня их 61,8 тыс., в прошлом году было 58,1.
Присутствие локальных и региональных сетей, несмотря на рост аптечной розницы "в общем и целом", уменьшилось. Освободившуюся нишу заняли крупнейшие — федеральные игроки. Их доля увеличилась почти на четверть. А единичные аптеки и малолокальные сети все–таки устояли. Пусть и только по численности.
С рентабельностью иначе — она уменьшилась у всех, кроме самых крупных. Федеральные сети ощутимо улучшили свои показатели, региональные — удержали прошлогодние позиции. Получается, доходность аптеки сейчас прямо пропорциональна ее размеру?
После нескольких лет кризиса очень хочется объявить о его завершении. Но когда реальные доходы падают, эффект роста — обычно кратковременный. Со здравоохранением это уже произошло — наши сограждане больше не могут позволить себе платную медицинскую помощь. Критическая точка, возможно, достигнута и в фармации: в 2015 г. вложения граждан сравнялись с вложениями государственными. Одновременно с этим падает клинический сегмент: госпитальные закупки сократились почти на четверть в процентах и продолжают уменьшаться в упаковках.
Уверенный рост рынка? Не потеряет ли фармация и здравоохранение вместе с ней — стратегически, выиграв по сиюминутным показателям?
-----
*С 01.01.17 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.16 №321–ФЗ, который вносит изменения в Федеральный закон от 05.04.13 №44–ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"