Какого бы ранга ни было начальство, к нему всегда относятся с особым интересом. Как ни странно, грамотный топ-менеджер может извлечь из пересудов о себе огромную пользу для компании. А вот руководитель, к которому все сотрудники нейтрально доброжелательны, вряд ли подвигнет свой персонал на крупные свершения.
Бизнес–тренер, автор книги "Персонал от А до Я" Александр Белановский объясняет, как влияют на результаты компании мнения сотрудников о руководстве, а также чувства, которые работники испытывают по отношению к своему шефу. Основа мотивации (а значит, и будущих трудовых свершений) — простое человеческое общение. Как говорил когда–то знаменитый психолог Дейл Карнеги, от профессиональных знаний специалиста зависят лишь 15% его успеха в работе. Остальные 85% зависят от умения понимать других людей и находить с ними общий язык.
"ОТ УЛЫБКИ СТАНЕТ ВСЕМ СВЕТЛЕЙ…" ПОЧЕМУ ЭТО РАБОТАЕТ И В БИЗНЕСЕ?
Как известно, самые большие ошибки совершаются с серьезным выражением лица. Кроме того, постоянно загруженные чем–то люди никому не интересны. Следует проявлять больше жизнерадостности. Смейтесь и улыбайтесь: чем позитивнее руководитель позиционирует себя, тем больше верят в него сотрудники. Ведь позитивный и довольный всем человек не может работать в плохой компании. А это значит, в порядке будут и дела специалистов, которые трудятся под его началом.
ТАК ЖЕ, КАК ВСЕ!
Ни один человек, который поверил руководителю и хочет следовать за ним, не должен думать, что его начальник — "небожитель". Конечно, в глазах сотрудников место руководителя должно находиться в "высшей лиге", но, с другой стороны, он просто обязан быть обычным смертным человеком и при этом стать личным примером для своих подопечных.
ЕЩЕ РАЗ ПРО…
Давайте подумаем, какие чувства способны питать подчиненные к своему непосредственному руководителю? Это могут быть и любовь, и ненависть, и зависть. Но, как правило, главными мотивационными моментами оказываются любовь, ненависть, чувство важности и чувство долга. Причем все эти "мотиваторы" влияют на каждого человека по–разному. Но ведь любой руководитель обязан быть психологом, и не может не разбираться в людях.
Остановимся подробнее на некоторых чувствах и качествах.
КОГДА ОБЫЧНЫЙ СОТРУДНИК ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ЭКСПЕРТА
Чувство важности — весьма действенное средство убеждения. Особенно в руках "начальства". К уважению и признанию стремится почти каждый из нас, но сможет ли сотрудник долго гордиться тем, что к нему обратился за советом студент–стажер? А если посоветоваться с ним, спросить мнение решит генеральный директор? Мнение тех, кого мы считаем лучше и сильнее, для нас особенно важно.
Чтобы воодушевить сотрудника, можно поинтересоваться у него мнением по какому-то очень важному вопросу по работе. Например, так: "Ты раньше работал в сети N, у тебя опыт работы больше, чем у меня. Скажи, как бы ты заключил выгодную сделку с компанией Х? Поделись своим мнением на этот счет. Может быть, мы вместе с тобой что–то придумаем…"
После таких слов обычно происходит метаморфоза: вместо ничем не выделяющегося из коллектива работника появляется важный, особенный, уверенный в собственных силах профессионал. Человек чувствует свое преображение и очень хочет остаться специалистом с большой буквы, с которым советуется даже руководство компании. Если сохранить доверие, которое испытывают к руководителю подчиненные, специалист, ощутивший свою значимость, будет помогать ему и дальше.
Люди очень любят быть важными и в простых житейских вопросах. Нужно давать сотрудникам шанс проявить себя и в этом ключе! Иногда можно обратиться к подопечным с просьбой помочь решить обычную повседневную проблему, совсем не касающуюся работы. К примеру, так: "Не знаю вот, что делать с младшеньким. Он все стены уже изрисовал! Что бы вы сделали?» Многие из нас очень любят давать советы, и за одну лишь возможность преподать руководителю "урок жизни", они будут с удовольствием работать на него и выполнять его требования!
Сотрудники должны видеть, что руководитель также переживает из–за житейских неудач и повседневных проблем, как и они. Он такой же человек со своими "тараканами в голове", правда, на более высокой должности. Многие руководители говорят: "Я не имею права перед людьми показывать негативные эмоции". Но это неправда! За то, что он доверяет людям свои горести, они начинают еще больше ему верить!
КОГДА ВДОХНОВИТЬ — ПРОЩЕ ПРОСТОГО
Чувство любви… Как ни странно, оно часто возникает даже там, где трудятся "24 часа в сутки". «Служебного романа» многие боятся как огня. И, заподозрив в словах и действиях кого–нибудь из коллег признаки "нежных чувств", не знают, куда скрыться. Руководителю нужно перестать мучить себя переживаниями и подозрениями. Сохранять дистанцию, не переходить границ и в то же время уделить людям, которые ему симпатизируют, чуть–чуть больше времени. Небольшие знаки внимания — обратиться к такому человеку с вопросом, пройти с ним по коридору офиса, просто немного поговорить — станут для сотрудника замечательным стимулом. Окрыленный и вдохновленный, он будет работать с бóльшей радостью и отдачей.
Еще один замечательный "мотиватор", позволяющий сделать работу в компании более эффективной, — простая человеческая симпатия, не имеющая никакого отношения к влюбленностям и "служебным романам". Когда люди просто рады видеть друг друга.
"НО Я ЖЕ ЕМ У ВСЕМ ОБЯЗАН!"
Усердно трудиться заставляет и чувство долга. Если на определенного сотрудника потрачено лишнее время руководителя, то человек, считая себя обязанным, будет идти по указанной ему тропе.
Предположим, у нового работника не получается продать какой–то товар. Подойдите к нему, чтобы немного помочь, что–то объяснить, показать, как можно все-таки убедить покупателя приобрести товар. Когда сотрудник справится с задачей, не требуйте с него процент с продаж, а оставьте ему заработанные им деньги. Отнимать у новичка часть зарплаты, называя ее платой за обучение, — не только некрасиво, но и, в конечном счете, невыгодно.
СТРАШНЕЕ ВСЕГО — РАВНОДУШИЕ
Должно быть понимание того, что человек, которого мотивируют к карьерному росту, ни в коем случае не должен находиться в состоянии безразличия к личности руководителя! В этом смысле работник обязан всегда быть "выбитым из колеи": равнодушие нельзя направить на развитие бизнеса. В конечном счете, индифферентность персонала перечеркивает все успехи организации.
Даже если сотрудник сердит или вообще питает чистейшую ненависть к шефу, можно добиться того, чтобы он активно делал что–то тому назло. Но лишь то, что будет полезно бизнесу компании.
ТРУДНО ЛИ РАБОТАТЬ ПРИМЕРОМ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ?
Внешний вид, рассудительность, уважение и внимательность к своим подчиненным обеспечат руководителю прочное положение в компании. Хорошо стать примером для всех подчиненных, не бояться тратить на себя много денег, покупать себе хорошую одежду, обувь, продвинутые ноутбуки, мобильные телефоны.
За руководителем невольно повторяют все, что он делает. Если руководитель целый день ровно сидит на стуле, зависая в соцсетях, никто не захочет быть похожим на него, но многие из подчиненных будут следовать "заданной" линии поведения.
"НУ МОЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ МИР БЕЗ ШУТОК?"
"Подшучивайте над своими сотрудниками сами и поощряйте шутки в своем рабочем коллективе" — такой вот, на первый взгляд, очень странный совет для руководителя. Людям нравятся нормальные, добрые шутки. Да, это действительно смешно, если шутить по–доброму, и не только над одним конкретным сотрудником! Это лишает уважения к руководителю.
Чтобы работникам было интересно, во всех проводимых руководителем семинарах, тренингах и т.п. можно использовать разнообразные забавные примеры, картинки, шутки. Разумеется, все сказанное — это очень и очень серьезно, но пусть будет еще и запоминающимся.
ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ — ОТДАВАЙТЕ
Начальнику (чем бы он ни заведовал и какого бы ранга ни был) нужно иметь огромное желание отдать то, чем он вдохновляет свой персонал, — то, что он обещает людям в награду за хорошую работу.
Очень многие руководители сталкиваются с такой ситуацией. Человек приходит на работу, и ему говорят: "Если ты будешь хорошо работать, мы тебе повысим зарплату, поставим тебя на должность начальника отдела и прочее".
Специалист начинает работать, достигает каких-то первых промежуточных успехов — и что он видит? Никто не хочет отдавать ему более высокую должность или повышать зарплату. Огромное количество руководителей "погорело" именно на невыполнении своих обещаний.
ВОПРОС ВРЕМЕНИ
Если есть желание получить результат от мотивации сотрудников, придется отдать им еще и ваше время. Да, возможность и желание тратить на работника свое драгоценное время — такие же незаменимые слагаемые успеха, как и выполнение обещаний руководителем.
Убеждая работника в необходимости профессиональных свершений и при этом не собираясь проводить с ним время, руководитель просто потеряет его доверие.
ЦЕНА ЖАДНОСТИ
Еще один ресурс — желание и возможность вкладывать деньги для успешного решения поставленной задачи. Даже в этом очевидном вопросе многие руководители допускают непростительные ошибки. Человека мотивируют, мотивируют… А в конечном счете, выделить деньги для достижения цели жаль. Сэкономив на финансах, можно потерять многое: веру в руководителя, его словам, желание сотрудника работать на успех бизнеса и самого человека.
РИСОВАЛИ НА БУМАГЕ, НО ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ…
Еще одна распространенная ошибка руководителя — оставить сотрудника без необходимых инструментов для работы, без средств для достижения поставленной цели. "Рабочие инструменты" могут быть и условными. Речь идет о таком "орудии производства", как знания и умения. Чтобы специалист договорился с клиентом, его надо учить общаться. Чтобы человек освоил новую компьютерную программу, ему надо объяснять, как она работает. Нельзя "мотивировать" сотрудников, ничему их не обучая!
Впрочем, обучение обучению рознь: бывают и такие руководители, которые учат свой персонал исключительно теоретически. Памятки, лекции и доклады, конечно же, полезны, но никогда не могут сравниться с практикой. И здесь важен личный пример руководителя, его знания и квалификация.
О ЧЕМ МЕЧТАЮТ ПОДЧИНЕННЫЕ?
Предположим, что руководитель полностью готов к работе с вверенным ему персоналом. У него есть и честность, и время, и деньги, и даже все необходимые рабочие инструменты. Что дальше? Как теперь понять, что может повлиять на успехи сотрудников?
В такой ситуации руководителю придется быть психологом и в переносном, и в прямом смысле. Очень важно задавать как можно больше вопросов об интересах, желаниях и проблемах сотрудника, но делать это правильно. Иначе человек замкнется в себе, потому что решит, например, что пристальное внимание со стороны руководства вызвано желанием найти ему замену. В первую очередь, надо спросить сотрудника: "А что ты хочешь от этой работы?" Со временем можно понять, какие черты характера работника помогут улучшить его профессиональные результаты.
Большинство людей просто не знают, чего хотят. Кто-то скажет, что ему необходимы деньги, кто–то — что ему необходимы большие деньги. Найдутся и те, для кого финансовый вопрос — не первоочередной, важнее признание и награды.
Разговаривая с сотрудником, можно понять, к какой категории людей отнести того или иного человека; какие именно стимулирующие к работе приемы можно применить именно с этим специалистом, а какие следует приберечь для другого работника.
ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЕ ЗА ОДНОГО!
Старое советское понятие "дружный трудовой коллектив" пригодится и современному российскому бизнесу. Если руководитель всецело ориентирован на "средний чек" — подопечные это обязательно заметят. И отплатят той же монетой: любой сотрудник в той или иной степени копирует своего начальника.
Необходимо формировать команду, участники которой будут поддерживать друг друга.
Что такое "коллективный сейвинг", о котором можно прочитать в книгах или услышать на семинарах? "Всего лишь" хорошо известная людям постарше касса взаимопомощи. Общая копилка, на которую в трудной ситуации смогут рассчитывать работники. Она действует на порядок сильнее, чем деньги, врученные нуждающемуся сотруднику из бюджета компании. В некоторых компаниях такую традицию уже возродили.
Понятно, что решение, кому нужна помощь, а кому нет, должен принимать весь коллектив компании. Но руководитель, все продумав, можете аккуратно сообщить нескольким сотрудникам, кого из коллег нужно выручить финансово, а они уже донесут информацию.
Чтобы быть "эффективным топ–менеджером", необходимо быть человеком. И создавать в коллективе атмосферу человечности.