24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Фармацевтическая информация — для кого, для чего (ч. 1)

Фармацевтическая информация — большой пласт, с которым связано много проблем, — это вопросы, касающиеся организационных аспектов применения лекарственных средств.

Тема весьма актуальная, важность которой на сегодняшний день недооценивается профессиональным сообществом и регуляторами.

Как замечает Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, проф., д.фарм.н., однозначного определения фармацевтической информации нет.

Ягудина

Необходимо понять, кто является потребителем фармацевтической информации? С одной стороны, это специалисты здравоохранения — к ним относятся и представители организационных структур, контролирующих органов, а также клинические специалисты и аптечные работники. Но есть еще и фармпроизводители, всевозможные аналитические агентства. Какие у них информационные потребности? Насколько они схожи? Есть ли специфические запросы у той или другой группы специалистов и насколько они удовлетворены на данный момент?

Фармацевтическая информация делится на три вида: фрагментарная (для конкретного лекарственного препарата по конкретному разделу), комплексная (несколько разделов по конкретному лекарственному препарату) и сравнительная (информация по нескольким лекарственным препаратам). Информацию можно разделить по виду с точки зрения направления: клиническая, экономическая и организационная.

Механизм и источники формирования информации:

  • оригинальная — формируется из досье на лекарственный препарат, источником являются результаты доклинических и клинических исследований;
  • официальная — из нормативно–правовых актов (правила ценообразования, возмещения); может формироваться в процессе экспертизы лекарственных средств (в настоящее время набор экспертиз расширяется). Это информация, получаемая в ходе оценки технологий здравоохранения, формирования цены и решения о включении препарата в различные программы льготного лекарственного обеспечения;
  • расширенная информация основана на сборе и анализе данных реальной практики (RWE); формируется в ходе применения лекарственного препарата.

ИНСТРУКЦИЯ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ

Это наиболее массовый источник информации. В результате проведенных исследований по восприятию информации специалистами здравоохранения и пациентами были получены интересные данные.

На вопрос "Для кого предназначена инструкция по применению лекарственного препарата?" более 30% врачей ответили: "Информация только для врачей", более 50% аптечных работников согласны с тем, что это "информация только для специалистов", а т.к. они себя к ним относят, то следует уточнение "информация для работы".

"Мелкий шрифт" проблемой при прочтении инструкции назвали 70% опрошенных врачей, аптекари их в этом ответе поддержали большинством голосов.

На вопрос "Как Вы считаете, есть ли проблемы при чтении инструкции пациентами?" 30% врачей ответили, что это опять же "мелкий шрифт", а также из ответов следует считать проблемой "много непонятных формулировок и избыточной информации для пациента". И с первым, и со вторым утверждением согласились аптечные работники, ответы пациенты также распределились пополам (более 50%).

Ответы на вопрос "Много информации в инструкции или мало?" озадачили, потому что разделились поровну — 50 на 50, т.е. в инструкции часто дается избыточная информация, но существует и информация, которой не хватает.

"Проблема понимания информации, изложенной в инструкции, на данный момент очень большая, — замечает Роза Исмаиловна. — По сути, она одна, но по детализации, стилю изложения, глубине наполнения это не одна и та же информация. Раньше данный вопрос решался, и, наверное, сейчас он будет решаться в рамках ЕАЭС".

КТО ДОЛЖЕН КОНСУЛЬТИРОВАТЬ

Около восьми лет назад было проведено большое исследование по изучению информационных потребностей в консультировании. Пациентов спросили: "Как вы оцениваете важность информации, которую дает врач и провизор?". Те практически одинаково оценивают важность этой информации из уст специалистов. Только 10% врачей согласны с тем, что провизор должен консультировать пациента о побочных реакциях. Аптечные работники, коих 70%, уверены, что это их задача.

На вопрос "Должен ли провизор консультировать по вопросам применения лекарственного препарата?" 70% аптечных работников ответили положительно, согласились с этим только 35% врачей, и 59% пациентов дали положительный ответ.

Всевозможные публикации говорят о том, что работники первого стола хотят получать больше информации о препаратах. Казалось бы, с одной стороны, эта проблема решена. Медицинские представители постоянно «атакуют» и врачей первичного звена, и работников аптек, стараясь рассказать о продукции компании. Тем не менее это не решает проблемы. Данная информация не формирует полной картины сравнительной оценки препаратов в рамках той или иной нозологической группы. Поэтому медицинский представитель — нерелевантный источник информации для фармработника. Нужен официальный канал доведения объективной информации о лекарственном средстве.

"Мы взяли одну из презентаций медицинского представителя и убрали название препарата, — делится наблюдениями Роза Ягудина. — И фактически, если в эту презентацию поставить название любого другого препарата, это будет та же самая презентация. В 97% случаев препарат положительно влияет на симптомы, восстанавливает функцию, является наиболее эффективным, обладает наименьшей частотой побочных эффектов. Еще он отличается самой удобной формой выпуска и является единственным в своем роде среди препаратов–конкурентов.

Основная задача фармацевтического бизнеса — стимулировать компании продажу своего препарата. Эта информация нужна. Но когда ежедневно 5–6 медицинских представителей приходят к врачу либо в аптеку, создается некий "информационный шум", не позволяющий качественно ее воспринимать. В этом случае плюсом является принятие Федерального закона №323–ФЗ (ст. 74), регламентирующего доступ к медицинским и фармацевтическим работникам".

КЛИНИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛИСТАМ — ИНФОРМАЦИЮ ОФИЦИАЛЬНУЮ

Когда идут разбирательства о правильности применения тех или иных препаратов, клиническому специалисту очень важно сослаться на официальный источник информации — Государственный реестр лекарственных средств (ГРЛС), который в большей степени является регуляторным документом.

Масса нюансов возникает, если глубже задумываться об источниках официальной информации и механизмах их доведения. Есть много названий лекарственных препаратов — Международное непатентованное наименование (МНН), торговое название, латинское название, химическая формула. И если практически все наименования есть в ГРЛС, то не всегда можно найти официальное описание латинского названия.

Например, на сегодняшний день существует 84 уникальных ТН "Диклофенака", 14 МНН ингибиторов АПФ, 9 МНН сартанов и т.д. Нужна официальная сравнительная информация о побочных реакциях, лекарственных взаимодействиях и эффективности препаратов. За рубежом есть сравнительные базы данных, но в основном они касаются вопросов безопасности лекарственных средств, побочных действий и межлекарственного взаимодействия.

Важный вопрос, напрямую влияющий на доступность лекарственного препарата, связан с официальной информацией от источника по дефектуре, целевой поставке лекарственного препарата. Нужна информация, которая давала бы возможность сравнить препараты по всему спектру — лекарственная форма, упаковка, особенности дозирования.

"К чему приводит отсутствие официальной системы доведения информации? — привлекает внимание к проблеме Роза Ягудина. — В Волгограде произошел очень яркий случай, когда мальчик 12 лет расклеил в подъезде объявления о том, что его маме нужен препарат "Нимотоп", которого нет в продаже. Нас приглашали в программу "Время покажет", где обсуждалась данная проблема, которая как раз и заключается в том, что нет системы доведения официальной информации... В нашей системе здравоохранения есть прямые профессиональные коммуникации, клинические руководства и справочники, рассматривается электронная система поддержки принятия решений при выписке лекарственных препаратов. С точки зрения философии, все наше движение — это движение по спирали — отрицание отрицания, может быть, мы вспомним то, что было раньше? Я не говорю о том, что систему нужно копировать. Но система доведения официальной информации в СССР и РФ была. Существовал главный отдел, в который стекалась вся информация о ЛП, она перерабатывалась, официально доводилась до всех регионов, где были свои отделы информации. В поликлиниках работали кабинеты информации. И объективная, выверенная информация доводилась до провизоров и врачей. В то время было 2000 позиций лекарственных средств, и мы их знали наизусть. Сейчас в государственном реестре более 30 000, а такой системы нет".

Подготовлено по материалам секции в рамках Всероссийской конференции «ФармМедОбращение»

Елена ПИГАРЕВА

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия