24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
24.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Фармрынок в ожидании фармацевтического реестра

На фармрынке растет число нарушений прав интеллектуальной собственности, незаконно выпускаются аналоги оригинальных препаратов, что приводит в итоге к недополучению прибыли компании–разработчика, существенным репутационным потерям.

Возникает множество вопросов. Как защитить интеллектуальную собственность в современных условиях? Почему это так важно для экономики в целом и фармотрасли в частности? Какую роль должен играть в этом процессе создаваемый фармацевтический реестр, станет ли он реальным механизмом по защите интеллектуальной собственности в фарминдустрии?

Большинство потребителей и врачей, скорее всего, будет волновать еще один важный аспект проблемы: не приведет ли создание столь мощной защиты интеллектуальных прав производителей к тому, что инновационные ЛП могут стать менее доступны, а то и вовсе не попасть на рынок страны?

О необходимости корректировки и оптимизации

Необходимость постоянной корректировки и оптимизации действующей в стране правовой системы защиты объектов интеллектуальной собственности в условиях быстро меняющегося мира и появления новых технологий отметил начальник отдела коммерциализации технологий и интеллектуальной собственности Минэкономразвития Георгий Котляр.

"Ключевая цель нашей работы — создание более привлекательного инвестиционного климата в стране и защита прав инвесторов, вкладывающих значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы в создание инновационных, наукоемких лекарственных препаратов, — сказал Георгий Котляр. — Задача всех ведомств состоит в том, чтобы, с одной стороны, защитить интересы всех участников фармацевтического рынка, а с другой стороны — избежать возможных злоупотреблений в этой сфере".

Существующая в стране система защиты интеллектуальной собственности в целом работает достаточно эффективно. Однако для решения поставленных задач, в качестве дополнительного инструмента, в России создается Реестр обладающих фармакологической активностью действующих веществ, охраняемых патентом на изобретение (фармреестр), как документ права, подтверждающий, что каждая конкретная формула, химическое или биоактивное вещество защищено конкретным патентом. А значит, у правообладателя патента появляется очень действенный способ защиты своей интеллектуальной собственности, признаваемый судом и регуляторами.

Роспатент готов работать с системой фармреестра

Дмитрий Травников, начальник Управления организации предоставления государственных услуг Роспатента,отметил, что уже создан прототип, который позволяет начать работу по наполнению будущего фармреестра, но все в ожидании утверждения законодательного нормативного акта. Необходимый минимум функций для ведения реестра в создаваемой системе уже есть, но требуется доработать некоторый функционал для ее совершенствования — это автоматизация некоторых процедур и синхронизация с иными информационными госресурсами в ведении других органов исполнительной власти.

"Иными словами, при предоставлении документов для внесения в реестр производителю не обязательно предоставлять полный пакет сведений. Некоторые данные мы могли бы получать самостоятельно в рамках такого информационного взаимодействия", — отметил представитель Роспатента.

Со слов Дмитрия Травникова, определены перечни включаемых в реестр сведений. "От представителей фармкомпаний был получен запрос на то, чтобы промоделировать работу в различных ситуациях, и эта задача была выполнена. Мы проверили и продемонстрировали все возможные варианты рассмотрения поступающих документов и внесения (или невнесения) действующего вещества в реестр", — рассказал Д.В. Травников.

Травников Дмитрий

На российском рынке присутствуют не только крупные международные и российские фармпроизводители, но и производители воспроизведенных лекарственных средств, которые смотрят на проблему несколько по–другому. Есть регуляторы и представители федеральных органов власти со своим взглядом. Нельзя забывать и о пациентах. Та конструкция фармреестра, к который сегодня пришли, явилась следствием некоего компромиссного решения, которое в основном всех участников рынка в той или иной мере устроило, убеждены в Роспатенте.

В настоящее время для того, чтобы начать практическую работу по ведению реестра, все заинтересованные стороны ждут принятия федерального закона о создании фармреестра. В сентябре 2021-го проект был представлен отрасли.

Как сказала председатель совета директоров AIPM Наталья Колерова, появление законопроекта явилось большим прорывом, поскольку необходимость создания национального фармацевтического реестра назрела давно. Более 5 лет велись дискуссии и обсуждения всех заинтересованных сторон. Разработчиками уже учтено множество пожеланий и замечаний, касающихся будущего механизма функционирования фармреестра. И работа эта продолжается.

Колерова Наталья

"Мы понимаем, что есть определенные регуляторные обстоятельства, касающиеся, в частности, процедур регистрации препаратов в нормативных рамках ЕАЭС. Поэтому российский реестр не может быть напрямую привязан к соответствующим российским процедурам. Тем не менее, мы полагаем, что надо реализовать возможность выдавать регистрационные удостоверения с учетом той информации, которая есть в фармреестре, и с отсрочкой даты истечения срока действия патента. Это существенно облегчит процесс ввода препарата именно в гражданский оборот. То же самое касается вопросов регистрации цены, которая также могла бы быть привязана с помощью фармреестра. Все это пошло бы на пользу всем участникам рынка, а главное, государственному заказчику, поскольку именно госзаказчик несет особую ответственность за соблюдение патентных прав оригинатора", — заключила Наталья Колерова.

О патентах и российских фармкомпаниях

В запуске фармреестра, разумеется, заинтересованы не только крупнейшие международные компании, обладающие большим портфелем инновационных препаратов. Российские компании тоже инвестируют в разработку высокотехнологичных лекарственных средств. Как заметил директор Департамента развития фарм.–медицинской промышленности Минпромторга Дмитрий Галкин, уже сегодня зарегистрированы 9 отечественных инновационных продуктов для очень важных сфер, включая онкологию и лечение новой коронавирусной инфекции, что является крайне актуальным для отечественной системы здравоохранения.

Галкин Дмитрий

"Баланс между бизнесом и российской системой здравоохранения всегда будет учитываться при обсуждении любых законодательных инициатив. Главное — это доступность лечения при обеспечении определенных экономических и финансовых гарантий производителя. Если говорить про интеллектуальную собственность, то этот баланс очень прост – крупные вложения в фармразработки должны быть гарантированы патентной монополией, — подчеркнул Дмитрий Галкин. — Это, в свою очередь, гарантирует, что на протяжении всего срока действия патента производитель будет присутствовать на рынке страны, вкладывать новые средства в новые разработки, а значит, пациенту будут доступны новые лекарства". Он добавил, что роль государства в обеспечении такого баланса неоспорима.

По словам представителя Минпромторга, создание фармреестра, в числе прочего, позволит избежать "двойного" патентования уже известных действующих веществ, а также пресечь практику регистрации т.н. "вечнозеленых патентов", присутствие которых на рынке препятствует развитию конкуренции и пагубным образом сказывается на инвестиционной и инновационной активности разработчиков лекарственных средств.

По материалам мероприятия "Интеллектуальная собственность на фармацевтическом рынке: как обеспечить россиян инновационными препаратами" (организатор: РБК Конференции)

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия