Хочу обратить внимание, что там, где вы читаете, что фармрынок подрос в деньгах и в упаковках, имеется в виду весь фармрынок: и госзакупки, и аптечный сегмент. Когда мы говорим о более-менее позитивных тенденциях на рынке, это больше продиктовано ситуацией в секторе госзакупок. Сектор этот растет, но классическим аптекам госзакупки и рост фармрынка за их счет не так интересен.
В рознице ситуация намного скромнее. Если и есть рост в деньгах, он очень незначителен. Если говорить про натуральное выражение, а именно, насколько вырос аптечный рынок (коммерческий сектор), то в упаковках получается стагнация. В деньгах считать не очень корректно, нередко это развитие обусловлено разгоном инфляции, повышением цен производителей и поставщиков. Поэтому корректно говорить о развитии аптечного рынка в упаковках. Ситуация со стагнацией роста рынка в упаковках ничего хорошего не несет.
Если посмотреть внимательно по сегментам, как менялся рынок? Там, где у аптек делается основная наценка (в парафарме, косметике, зубных пастах и пр.), те, которые не зарегулированы государством (есть требования по ЖНВЛП, где наценка ограничена), те сегменты, за счет которых аптека зарабатывала, показывают худшую динамику по итогам года.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Какие перспективы у фармы в 2020 г.? В своем послании Федеральному собранию Президент РФ выступил с предложениями о мерах поддержки малообеспеченных семей в том числе. В целом, даже не опираясь на аналитические данные и статистику Росстата, а опираясь на данные от Правительства и Президента РФ, мы слышим, что у нас не очень хорошо обстоят дела с доходами населения. Если мы признаем, что значительная часть сограждан зарабатывают небольшие деньги, то и понимаем, что ожидать всплеска в рознице фармрынка, роста в натуральном выражении, особенно за счет сегментов, где наибольшая наценка делается, не приходится. Доходы населения пока оставляют желать лучшего.
Итоги, которые мы сегодня подводим, родом из 2014 г., когда произошли серьезные колебания валютного курса. За счет такого колебания подорожали все импортные лекарственные препараты. В российских препаратах есть валютная составляющая: сырье, оборудование, упаковочная полиграфия и пр.
Если посмотреть рейтинг аптечных сетей, то можно увидеть, что топы свои позиции укрепили и по выручке, и по доминированию на рынке, и по другим позициям. Если на не растущем рынке какие–то игроки усиливают свои позиции, то это во многом происходит за счет потери позиций других игроков — небольших аптечных сетей и одиночных аптечных организаций.
Знаковая победа аптечного сообщества и здравого смысла состоялась в октябре 2018 г., когда в нашем правительстве был "похоронен" проект о продаже лекарств в торговом ритейле. Все радовались и отмечали успех, но в 2019 г. с развитием дистанционной торговли и входом на рынок маркетплейсов (крупных онлайн-магазинов, где продается практически все) мы возвращаемся к ситуации, когда лекарства можно будет приобрести не только в фармрознице. В прошлом году были возобновлены попытки провести на рассмотрение в Госдуму закон о продаже лекарственных средств в продуктовых магазинах. Для аптек это риск по всем параметрам. Преимущество аптеки — это сама специальность, возможность консультировать людей. Но… покупатель голосует рублем. Спрос переместился в сторону брендированной дженериковой продукции.
Второй год наблюдается тенденция, когда покупатели заказывают БАД и витамины в больших упаковках на иностранных, американских, прежде всего, сайтах. Раньше лечились в поликлиниках, потом в аптеках, сегодня в Instagram. Для аптечной розницы эта ситуация не очень приятная и тем более не выгодная.
МАРКИРОВКА
Начало внедрения обязательной маркировки сдвинулось на 1 июля текущего года. Это знаковое событие, потому что очень много последствий ожидается от ее внедрения. Не буду говорить про рост цен на маркированную продукцию, думаю, что он произойдет, хотя мнения специалистов разнятся (кто-то считает, что повышение цен будет связано с разгоном инфляции), но введение маркировки и онлайн–касс отразится на крупных аптечных сетях, у которых есть маркетинговые контракты. Производители получат полную и достоверную информацию о движении своего товара, и манипуляции с продукцией по маркетинговым договорам уже не пройдут.
ЧТО СЧИТАТЬ АПТЕЧНОЙ СЕТЬЮ
Специальные налоговые режимы, которые есть сегодня, позволяют аптечному бизнесу выживать и удерживать цифры рентабельности на уровне 1–3%. Прибыльность аптечного бизнеса ниже ставки банковского депозита. Не очень корректное сравнение, но все же.
По всей видимости, будут отменены специальные налоговые режимы, а именно маркированную продукцию нельзя будет продавать на патенте и ЕНВД. Придется переходить на другие налоговые режимы, и по оценке экспертов это тоже ударит по рентабельности аптечного бизнеса — навскидку потери будут в районе 1%. Это очень много!
По кому ударит отмена специальных налоговых режимов? По тем, у кого запас прочности меньше, — мелким аптечным сетям и одиночным аптечным организациям.
Сегодня депутаты рассматривают меры по ограничению роли крупных аптечных сетей на уровне РФ, предлагают провести демонополизацию рынка. Но на уровне нашего законодательства нет определения "аптечная сеть". Можно предположить, что это группа аптек, объединенных под одним юридическим лицом. Но у меня есть примеры, когда у каждой аптеки свое юрлицо, но она считается сетью. Это группа аптек под единым брендом и управлением? Но это сложно доказать, как ни странно. Прежде чем выйдет закон об ограничении аптечных сетей, хорошо бы определиться, что это такое. И всегда найдется масса лазеек, чтобы раздробить бизнес и выйти "на бумаге" из монополии.
Профессиональные аптечные сообщества пытаются на региональных уровнях продлить налоговые каникулы. По закону региональные власти могут оставить за аптеками льготный налоговый режим на год. По моему мнению, по всей России аптекам налоговые каникулы не продлят, потому что в бюджет нужно собирать деньги, это очевидно.
ДИСТАНЦИОННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
Чем новые правила грозят аптечному сообществу? Оно уже созрело для дистанционной продажи лекарственных средств. У нас в РФ достаточное количество аптечных организаций (порядка 60 тыс.), но они неравномерно распределены по территории страны. Для аптек дистанционная торговля — это минус. Выиграют те организации, у которых есть трафик в Интернете, современные IT-приложения, удобные для пользователей.
Конкурировать с ними даже аптечной сети будет практически невозможно. Произойдет перераспределение покупательских потоков. Закон о дистанционной торговле будет введен, но до начала маркировки продавать лекарства онлайн все же нельзя, иначе процесс будет неконтролируем.
ЦЕНОВЫЕ ВОЙНЫ
Весь российский бизнес достаточно молодой, т.е. рынок наш развивающийся. И продолжается передел рынка, дискаунтеры вытесняют мелкие аптеки, скупают их. Но есть и примеры падения дискаунтеров. Противостояние продолжится и в 2020 г. Войны дискаунтеров будут продолжены, ведущие игроки будут пытаться захватить рынок. Мы еще увидим в текущем году демпинг и попытки нарастить свои силы.
Мы пережили ассортиментную конкуренцию, когда на полках было, что называется, шаром покати, можно было выиграть, предоставив продукцию, которой ни у кого не было. Но это уже в прошлом. Сейчас у нас конкуренция ценовая (демпинговые заходы в попытках разорить конкурентов), а ожидает нас конкуренция сервисная.
АПТЕЧНАЯ РОЗНИЦА И ГОСДАРСТВО
Мне видится, что наше государство и его контролирующие органы стали жестче относиться к аптечным организациям в плане проверок и наложения штрафов по их результатам. По свидетельству представителей аптечной розницы, нередко проверяющие органы выходят за рамки своих полномочий, пытаясь проверять не только по проверочным листам. Есть также тенденция к ужесточению ответственности. Выставляются серьезные суммы штрафов. До определенного времени незаконна была и контрольная закупка, хотя она практиковалась проверяющими органами. Появилась тенденция внеплановых проверок аптек. Думаю, 2020 г. будет проходить под официальным флагом контрольных закупок. Таким правом обладают и Росздравнадзор, и Роспотребнадзор.
Основные поводы для штрафов аптек:
- у МВД — продажа без рецептов наркосодержащих и психотропных лекарственных средств;
- у Росздравнадзора — штрафы за хранение, отпуск, неправильное ведение журналов учета;
- у Роспотребнадзора — за хранение и оборот БАД.
Сегодня в Государственной Думе РФ рассматривается достаточно много инициатив, которые могут кардинально изменить деятельность аптечной розницы.
- Например, инициатива по демонополизации аптечного рынка.
Есть попытка ограничить или даже запретить маркетинговые контракты. Инициаторами этого ограничения выступили не какие-то третьи лица, не правительство, Госдума или чиновники, а коллеги из известных аптечных организаций. Для крупных аптечных сетей, работающих с производителями напрямую, для фармассоциаций, объединяющих небольшие сети или одиночные аптеки, ограничение маркетинговых контрактов станет серьезной потерей.
- Еще одна инициатива — ограничить витринное пространство для импортных препаратов и отдать витрины российским производителям в размере 50%.
Это обсуждается. Мне не нравится такое вмешательство в деятельность коммерческих организаций. С одной стороны, аптеки приравняли к учреждениям торговли, с другой — социальную миссию не сняли.
- Рассматривается инициатива заставить специалистов первого стола рекомендовать сначала дешевую продукцию.
Даже сейчас в законе "О защите прав потребителя" говорится о запрете сокрытия информации о наличии аналогов лекарств в аптеках. Там, где нет ЖНВЛП, в аптеках просто не будет дешевой продукции.
По поводу нового игрока на рынке. Не совсем понимаю, как Почта России может обеспечить хранение лекарственных средств, их учет и приемку. Конкурировать с ней будет сложно, ведь они возьмут лозунг социальной миссии и будут претендовать на субсидии от государства. Этот игрок может создать много сложностей для аптечного рынка. С помощью почтовых отделений можно было бы решить проблему неравномерности распределения на нашей территории аптечных организаций, но мы понимаем, что наиболее сладкий кусок пирога — это не заполярные поселки.
- Еще одна инициатива — зафиксировать наценку в рамках одного МНН.
Не очень понимаю, как это будет реализовано. Это хорошо с точки зрения популизма, но с точки зрения коммерческой организации это большой риск.
По материалам вебинара "Итоги ушедшего года и перспективы 2020: что ждать аптекам" (организатор — "Катрен Стиль")