21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Информационные технологии

Как цифровизация влияет на фармрынок?

Термин «электронное здравоохранение» появился в нашей стране в 2010 году, а через семь лет было введено понятие «цифровое здравоохранение». Именно в этот период начинается работа по внедрению в медицинскую систему IT-инструментов и постепенному уходу от бумажного документооборота.

В декабре 2018 года был утвержден федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной цифровой системы здравоохранения». ЕГИСЗ включает в себя регистр медработников, реестр медорганизаций, электронную регистратуру, документооборот и т.д.

По итогам 2023 года 552 тыс. врачей обеспечены электронными подписями, создано и обновлено до миллиона автоматизированных рабочих мест медработников, а в РЭМД ЕГИСЗ зарегистрировано более 1,1 млрд. документов.

Цифровизация здравоохранения изменила не только работу медорганизаций. Теперь она влияет и на фармрынок, считает директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева.

Как развивается рынок сегодня? За 7 месяцев он вырос на 9% и превысил показатель 2022 года за счет роста аптечного сегмента, который прибавил 36%. В госзакупках наблюдается небольшой спад, однако сейчас госсегмент, на который раньше значительно влияла пандемия и закупки для программы ВЗН, начинает восстанавливать позиции. Коммерческий сектор по-прежнему остается драйвером роста, и сейчас его доля увеличилась на 16%. Следует отметить, что ежегодно среднестатистический гражданин тратит на покупку лекарств около 11 тыс. рублей.

Каждый год в России продолжают открываться аптеки. Уже за 7 месяцев 2024 года количество работающих точек выросло на 3 тыс. Лидерами по приросту остаются федеральные сети — «Ригла», «Апрель» и «Планета здоровья». Однако каждому аптечному учреждению требуются квалифицированные кадры. Здесь нужно вспомнить, что в 2022 году был подписан федеральный закон №275-ФЗ о создании в России единого регистра фармработников и лиц, получающих соответствующее образование. Формировать его планируют постепенно, по мере прохождения аккредитации фармработников, и к 2026 в нем будут записи обо всех аккредитованных фармацевтах нашей страны. Юлия Нечаева предполагает, что регистр станет сдерживающим фактором для открытия новых точек, поскольку в них нельзя будет нанимать персонал, о котором нет данных в электронной системе.

Цифровизация здравоохранения позволила наладить систему выписки электронных рецептов. Сейчас она доступна в 74 регионах и распространяется на препараты, приобретаемые гражданами за свой счет. Функционал по оформлению электронных рецептов на льготные лекарства реализован во всех регионах. Но если электронные рецепты востребованы сами по себе, то доставка льготных Rx-препаратов пока популярностью не пользуется. По данным Департамента здравоохранения Москвы и Минздрава Подмосковья, с марта 2023 года выдано чуть менее 1,1 тыс. заказов по онлайн-доставке рецептурных лекарств. Возможно, данная услуга со временем получит большее распространение.

Однако при онлайн-заказах, в том числе с доставкой, ситуация противоположная: люди предпочитают покупать именно Rx-препараты. Потребителя чаще всего привлекает возможность сравнивать цены и найти редкие лекарства. При этом препараты не являются самой продаваемой категорией в аптечном e-com: людей больше всего интересуют БАД, селективная косметика и медизделия.

В большинстве случаев покупатели заказывают фармтовары на аптечных онлайн-платформах. Однако за последние несколько лет структура онлайн-рынка изменилась: появились сайты-агрегаторы, где можно найти нужное лекарство в ближайшей аптеке по приемлемой цене, также развиваются собственные площадки аптечных сетей.

Развитие аптечного e-com схоже с тенденциями в онлайн-торговле в целом. Хотя лидеры по заказам неизменны на протяжении нескольких лет — это Москва, Санкт-Петербург и Московская область, основной прирост идет за счет регионов.

Предварительный прогноз роста онлайн-сегмента на этот год составляет 25%, а рынка в целом — 15%.

По материалам Двенадцатой конференции «Цифровые технологии в фармацевтике: фокус на импортозамещение и повышение эффективности», организованной группой «Просперити Медиа»

Источник:

.

Нечаева Юлия Викторовна, директор отдела стратегических исследований DSM Group

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики информационные технологии:
Лекарства онлайн: свобода выбора

Дистанционным заказом лекарств в нашей стране пользуются более трети ее населения. За десятилетие рынок e-com вырос с нуля до 13%. И в нем, как и во всем фармрынке, столкнулись две противоположности, которые необходимо совместить, — коммерческая выгода и социальная ориентированность.

Фармкомпании выбирают отечественные IT-решения

В нынешней ситуации независимость от импортных цифровых технологий очень важна. Однако для фармотрасли перейти на российские программы бывает непросто: зарубежные решения давно на рынке, отвечают регуляторным требованиям и задают тренды. Но правильный выбор IT-инструментов, их грамотное применение и обучение сотрудников работе с ними позволяют компаниям развиваться так же успешно, как и раньше.

Организация аптечных онлайн-продаж

Современный покупатель избалован возможностями и уровнем сервиса e-com. Фармрознице при дистанционных продажах необходимо соответствовать запросам времени и привлекать покупателей не только приемлемыми ценами и широким ассортиментом, но и удобством своих цифровых сервисов. Которые при грамотном решении повысят ее финансовую эффективность.

 

Чем полезны фарме мобильные приложения

Мобильные приложения, давно вошедшие в нашу жизнь, используются в фармотрасли не только для заказа и продажи лекарств. С их помощью можно создать цифровую платформу для взаимодействия с медицинским и фарм-сообществом, прорекламировать компанию или повысить осведомленность общества о заболеваниях.

Онлайн-продажи фармы продолжают рост

Все больше покупателей фармтоваров предпочитают приобретать их через интернет, поскольку это быстро и удобно. Но помимо данных очевидных преимуществ на поведение потребителей влияют и другие факторы.

Специализированные
мероприятия