25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Как живется ЖНВЛП

Государственному регулированию подлежат цены только на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), утверждаемый ежегодно Правительством РФ.

Фисенко Виктор Сергеевич
Начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора

Государственное регулирование осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:

  • Федеральным законом от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
  • постановлением Правительства РФ от 29.10.10 №865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Осуществляется государственное регулирование (начиная с 2010 г.) путем госрегистрации предельных отпускных цен производителей ЖНВЛП на федеральном уровне и установлением предельных размеров оптовых и розничных надбавок на уровне субъектов Российской Федерации.

Информация о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя на ЖНВЛП, а также максимальной розничной цене с учетом предельного размера оптовой и розничной надбавок, установленных на территории субъекта Российской Федерации, должна размещаться в аптечных организациях в доступном для сведения всех заинтересованных лиц месте (Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", ст. 63).

Существует понятие регионального государственного контроля за применением цен на ЖНВЛП. Его осуществление возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", ст. 6). То есть контроль за конечной ценой на ЛП в аптечной организации осуществляют региональные органы контроля, которые определяет губернатор, как правило, это региональный минздрав.

Цены растут абсолютно на все. Таким образом, около 9% — реальный рост цен даже на ЖНВЛП, которые необходимы для обеспечения помощи в случаях наиболее распространенных значимых заболеваний. Но цены на эти препараты не могут расти бесконечно, потому что они ограничены — в отличие от остальных лекарств, сегмент которых государство не регулирует (например, нафтизин в перечень ЖНВЛП не входит). По итогам 2015 г. рост цен на не–ЖНВЛП около 20%. Основной скачок цен произошел в конце 2014 — начале 2015 г., на сегодня рост цен уже на порядок меньше.

По результатам мониторинга ценовой доступности ЖНВЛП в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка в среднем по России в 2015 г. розничные цены увеличились на 8,8%, в ценовой категории до 50 руб. — на 16%; от 50 до 500 руб. — на 6,9%; свыше 500 руб. — на 2,6% (зарубежного производства — на 2%, российского производства — на 18,6%).

За 9 месяцев 2016 г. (в среднем по России) розничные цены на ЖНВЛП увеличились всего на 0,5%; в ценовой категории до 50 руб. — на 1,1% (ЛП отечественного производства — на 1,3%, ЛП иностранных производителей — снижение на 0,9%); от 50 до 500 руб. — на 0,4% (ЛП отечественного производства — на 1,7%, ЛП иностранных производителей — снижение на 0,3%); свыше 500 руб. — на 0,3% (ЛП отечественного производства — на 1,4%, ЛП иностранных производителей — снижение на 0,3%).

По результатам мониторинга ценовой доступности ЖНВЛП в госпитальном сегменте в 2015 г. закупочные цены увеличились на 8,9%, в 2016 г. — на 3,9%.

Усиливается действенность контроля и надзора за применением цен на ЖНВЛП. По оперативным данным о проведении государственного регионального контроля за применением цен на ЖНВЛП, за 9 месяцев 2016 г. в 85 субъектах Российской Федерации региональные органы власти провели 2108 контрольных мероприятий из запланированных 2304, т.е. 94,4%.

В 12 регионах контроль за применением цен на ЖНВЛП не планировался, это — Воронежская, Ивановская, Тверская, Томская обл., республики — Чеченская, Карелия, Бурятия, Тыва, Крым, а также Приморский край, города Севастополь и Москва.

Контроль за применением цен на ЖНВЛП не осуществлялся в 15 регионах Российской Федерации.

Из чего следует, что в целом пока говорить о том, насколько действен контроль, затруднительно.

По итогам проведенных контрольных мероприятий было выявлено 8 случаев превышения зарегистрированной предельной отпускной цены производителя ЖНВЛП в Костромской, Орловской, Новосибирской обл., а также в республиках Саха (Якутия) и Марий Эл.

В 29 регионах Российской Федерации произошло 153 случая превышения предельных размеров оптовых и розничных надбавок: в Белгородской, Калужской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской, Ярославской, Архангельской, Вологодской, Псковской, Астраханской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской обл., а также в Еврейской АО, в Санкт-Петербурге, Краснодарском, Пермском, Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Камчатском и Ставропольском краях, а также в республиках Адыгея, Марий Эл, Башкортостан и Саха (Якутия).

Заметных изменений количества наименований ЖНВЛП, представленных в мониторинге как в амбулаторном, так и в госпитальном сегментах, в динамике по месяцам по отношению к концу 2015 — началу 2016 г. (по итогам 9 месяцев текущего года) не наблюдается.

По данным субъектов Российской Федерации, в регионах в течение 2016 г. отмечалась дефектура (отсутствие в аптеке (аптечном учреждении) необходимого товара — медикамента. — Прим. ред.). В настоящее время на фармацевтическом рынке отсутствовавшие ранее лекарственные препараты имеются в достаточных количествах.

Приведенный из различных источников анализ информации об обращении указанных препаратов, а также аналогичных препаратов отечественного производства в ближайших ценовых диапазонах (в т.ч. по данным мониторинга Минпромторга России) на российском фармацевтическом рынке в текущем году показал:

  • до 36% торговых наименований лекарственных препаратов ценового сегмента до 50 руб. замещались аналогичными препаратами, в т.ч. с более низкой стоимостью;
  • около 33% препаратов замещались более дорогими (на 15–50%) аналогами. Таким образом, ситуация с обеспечением лекарственными препаратами нижнего ценового сегмента в настоящее время стабильна в рамках ассортимента международных непатентованных наименований.

Отсутствие наименований, которое могло бы отразиться на качестве лечебного процесса, участниками фармацевтического рынка также не отмечалось.

По материалам XVIII Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2016"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия