Фисенко Виктор Сергеевич
Начальник Управления контроля за реализацией государственных программ в сфере здравоохранения Росздравнадзора
Государственное регулирование осуществляется в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральным законом от 12.04.10 №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- постановлением Правительства РФ от 29.10.10 №865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
Осуществляется государственное регулирование (начиная с 2010 г.) путем госрегистрации предельных отпускных цен производителей ЖНВЛП на федеральном уровне и установлением предельных размеров оптовых и розничных надбавок на уровне субъектов Российской Федерации.
Информация о зарегистрированной предельной отпускной цене производителя на ЖНВЛП, а также максимальной розничной цене с учетом предельного размера оптовой и розничной надбавок, установленных на территории субъекта Российской Федерации, должна размещаться в аптечных организациях в доступном для сведения всех заинтересованных лиц месте (Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", ст. 63).
Существует понятие регионального государственного контроля за применением цен на ЖНВЛП. Его осуществление возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 12.04.10 №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", ст. 6). То есть контроль за конечной ценой на ЛП в аптечной организации осуществляют региональные органы контроля, которые определяет губернатор, как правило, это региональный минздрав.
Цены растут абсолютно на все. Таким образом, около 9% — реальный рост цен даже на ЖНВЛП, которые необходимы для обеспечения помощи в случаях наиболее распространенных значимых заболеваний. Но цены на эти препараты не могут расти бесконечно, потому что они ограничены — в отличие от остальных лекарств, сегмент которых государство не регулирует (например, нафтизин в перечень ЖНВЛП не входит). По итогам 2015 г. рост цен на не–ЖНВЛП около 20%. Основной скачок цен произошел в конце 2014 — начале 2015 г., на сегодня рост цен уже на порядок меньше.
По результатам мониторинга ценовой доступности ЖНВЛП в амбулаторном сегменте фармацевтического рынка в среднем по России в 2015 г. розничные цены увеличились на 8,8%, в ценовой категории до 50 руб. — на 16%; от 50 до 500 руб. — на 6,9%; свыше 500 руб. — на 2,6% (зарубежного производства — на 2%, российского производства — на 18,6%).
За 9 месяцев 2016 г. (в среднем по России) розничные цены на ЖНВЛП увеличились всего на 0,5%; в ценовой категории до 50 руб. — на 1,1% (ЛП отечественного производства — на 1,3%, ЛП иностранных производителей — снижение на 0,9%); от 50 до 500 руб. — на 0,4% (ЛП отечественного производства — на 1,7%, ЛП иностранных производителей — снижение на 0,3%); свыше 500 руб. — на 0,3% (ЛП отечественного производства — на 1,4%, ЛП иностранных производителей — снижение на 0,3%).
По результатам мониторинга ценовой доступности ЖНВЛП в госпитальном сегменте в 2015 г. закупочные цены увеличились на 8,9%, в 2016 г. — на 3,9%.
Усиливается действенность контроля и надзора за применением цен на ЖНВЛП. По оперативным данным о проведении государственного регионального контроля за применением цен на ЖНВЛП, за 9 месяцев 2016 г. в 85 субъектах Российской Федерации региональные органы власти провели 2108 контрольных мероприятий из запланированных 2304, т.е. 94,4%.
В 12 регионах контроль за применением цен на ЖНВЛП не планировался, это — Воронежская, Ивановская, Тверская, Томская обл., республики — Чеченская, Карелия, Бурятия, Тыва, Крым, а также Приморский край, города Севастополь и Москва.
Контроль за применением цен на ЖНВЛП не осуществлялся в 15 регионах Российской Федерации.
Из чего следует, что в целом пока говорить о том, насколько действен контроль, затруднительно.
По итогам проведенных контрольных мероприятий было выявлено 8 случаев превышения зарегистрированной предельной отпускной цены производителя ЖНВЛП в Костромской, Орловской, Новосибирской обл., а также в республиках Саха (Якутия) и Марий Эл.
В 29 регионах Российской Федерации произошло 153 случая превышения предельных размеров оптовых и розничных надбавок: в Белгородской, Калужской, Костромской, Курской, Орловской, Смоленской, Ярославской, Архангельской, Вологодской, Псковской, Астраханской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Новосибирской обл., а также в Еврейской АО, в Санкт-Петербурге, Краснодарском, Пермском, Алтайском, Забайкальском, Красноярском, Камчатском и Ставропольском краях, а также в республиках Адыгея, Марий Эл, Башкортостан и Саха (Якутия).
Заметных изменений количества наименований ЖНВЛП, представленных в мониторинге как в амбулаторном, так и в госпитальном сегментах, в динамике по месяцам по отношению к концу 2015 — началу 2016 г. (по итогам 9 месяцев текущего года) не наблюдается.
По данным субъектов Российской Федерации, в регионах в течение 2016 г. отмечалась дефектура (отсутствие в аптеке (аптечном учреждении) необходимого товара — медикамента. — Прим. ред.). В настоящее время на фармацевтическом рынке отсутствовавшие ранее лекарственные препараты имеются в достаточных количествах.
Приведенный из различных источников анализ информации об обращении указанных препаратов, а также аналогичных препаратов отечественного производства в ближайших ценовых диапазонах (в т.ч. по данным мониторинга Минпромторга России) на российском фармацевтическом рынке в текущем году показал:
- до 36% торговых наименований лекарственных препаратов ценового сегмента до 50 руб. замещались аналогичными препаратами, в т.ч. с более низкой стоимостью;
- около 33% препаратов замещались более дорогими (на 15–50%) аналогами. Таким образом, ситуация с обеспечением лекарственными препаратами нижнего ценового сегмента в настоящее время стабильна в рамках ассортимента международных непатентованных наименований.
Отсутствие наименований, которое могло бы отразиться на качестве лечебного процесса, участниками фармацевтического рынка также не отмечалось.
По материалам XVIII Всероссийской конференции "ФармМедОбращение 2016"