22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024 18+
22.07.2024 Издается с 1995 года №6 (363) июн 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Какие факторы влияют на аптечный сегмент в 2024-м?

В первые три месяца 2024 года денежный прирост национальной фармрозницы составил целых 16,7%. Цифра эта немало удивила и аналитиков, и самих представителей отрасли. И вот почему.

А был ли «пиковый» спрос?

Резкий подъем реализации медикаментов связан, как правило, с двумя типами ситуаций (иногда наблюдаемыми одновременно):

  • пиками заболеваемости, особенно инфекционной (в сезон гриппа, например, потребность в определенных лекарствах существенно возрастает);
  • периодами так называемого ажиотажного спроса, его причинами могут быть эпидобстановка, факторы экономико-политического характера (среди которых те же заявления иностранных фармкомпаний о прекращении поставок некоторых известных препаратов).

Подобное наблюдалось 4 года назад, в январе-марте 2020 г. — тогда денежная динамика в аптечном сегменте фармрынка составила аж 19,1%. Однако в I квартале 2024 года ничего подобного не наблюдалось. В сравнении с последними месяцами 2023 г. заболеваемость пошла на спад, а состояние внешней среды фармацевтической отрасли оценивалось как достаточно стабильное.

Рис. Количество и динамика фактически работающих аптечных учреждений (АУ) в России 

Рост аптечных сетей I кв

 Инфляция плюс реальные доходы

Финансовому приросту в аптечном звене поспособствовали совсем другие факторы – макроэкономические. Среди них, в первую очередь, значительная инфляция. По данным Росстата, значение индекса цен на медикаменты в первые три месяца 2024 г. достигло планки в 9,5%.

При этом натуральная динамика также была положительной: плюс 3,3% в пересчете на упаковки лекарств по сравнению с первым кварталом предшествующего 2023 г. Данная цифра стала возможна благодаря продолжению роста реального располагаемого дохода россиян: за январь-март нынешнего года этот параметр увеличился на целых 5,8%.

 Фарминфраструктура: стабилен ли ее рост?

Улучшение экономической базы помогло расширению аптечного сегмента. По данным на март текущего года, в нашей стране работали около 80200 аптек — на 1300 больше, чем год назад, и на 518 больше, чем в декабре 2023 г. Однако особый оптимизм испытывать рано. Развитие фармацевтической инфраструктуры в минувшем году зачастую напоминало синусоиду или качели: взлеты сменялись падениями, падения — новыми взлетами.

А на фоне количественного роста нельзя не отметить скорость создания аптечных учреждений. Она снижается, и это объяснимо. Ведь процесс формирования новых точек лекарственной помощи и их ввода в рабочее состояние сегодня во многом усложнился.

 Онлайн-ритейл «перетягивает канат»

Возросшая потребность наших соотечественников в медикаментах пока успевает ”перекрыть” увеличивающиеся потери от перехода потребителей нелекарственного ассортимента к интернет-ритейлерам. Однако маркетплейсы продолжают набирать популярность, а в сегменте аптечной парафармацевтики наблюдается, увы, противоположная тенденция.

Как отмечают аналитики, данный тренд будет не столь заметен до тех пор, пока гиганты сферы онлайн-продаж не обратят особое внимание на категорию продукции ”товары для красоты и здоровья”. Здесь отдельные ниши пока заняты небольшими предприятиями.

 «Побелеет» ли сегмент БАД?

Еще один важный для ближайшего будущего фармации фактор — старт маркировки биодобавок в ”полномасштабном” режиме. Влияние данной системы на фармотрасль станет возможным оценить перед стартом грядущего 2025 года. А вот сейчас идет ”оптимизация” соответствующего ассортимента у производственных компаний и продавцов БАД. Сходные процессы четыре года назад происходили с лекарствами.

Однако рынок биоактивных добавок, какие бы стереотипы ни бытовали в общественном мнении, все же во многом отличается от рынка медицинских препаратов. Исторически, начиная с «эпохи девяностых», среди БАД очень нередко встречается «серая» продукция. Потому остается интересный вопрос: в какой степени удастся вытеснить из обращения подобные «чудо-таблетки» и сможет ли это помочь деятельности «белых» производств?

 И снова этанол

Еще одной тенденцией, способной повлиять на аптечное звено, стала прошлогодняя инициатива об акцизах на спирт медицинского назначения. Сегодня она в шаге от претворения в жизнь и может ощутимо сказаться не только на фармрознице, но и на производстве и дистрибуции лекарств (а также на пациенте, которому необходима доступность медикаментов – и в физическом, и в ценовом аспекте).

При этом роль спиртосодержащих препаратов в финансовых результатах отрасли сегодня оценивается аналитиками как меньшая, чем пятью и десятью годами ранее. Мнение промышленного сегмента, правда, иное: и АПФ, и АФП ЕАЭС предупреждают о рисках действительно критических последствий при внедрении акцизов на фармсубстанцию этанола.

Рейтинг аптсетей в I кв 2024

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma
   
Статьи подрубрики мониторинг:
Как менялись цены на медизделия в 2023-2024 гг.?

Предыдущий год был отмечен увеличением цен на медицинскую продукцию (+6,2%), включая различную аппаратуру для диагностики и лечения.

Фармацевтический онлайн: куда он движется в 2024 году

Начиная с «ковидного» 2020-го, с каждым годом продолжает расти доля аптечного ассортимента, который розничные покупатели приобретают онлайн. Насколько долгосрочна эта тенденция – покажет время.

Фармукрупнение: что влияет на консолидацию в оптовом звене

В январе-марте 2024 г. экономическое развитие лекарственной дистрибуции оказалось крайне неравномерным. Представители «первой пятерки» показали ощутимую положительную динамику отгрузок, а вот доля оптовых компаний, занимающих 6-25 строки в общем зачете, напротив, существенно сократилась.

 

Зимние рекорды: как работал фармпром в январе-феврале

Начало 2024 года ознаменовалось большой активностью национальной фармотрасли, сообщают эксперты-аналитики из RNC Pharma.

Как чувствовал себя фармпром на старте 2024-го?

Первый месяц 2024 года выдался достаточно плодотворным для национальной фармпромышленности. Она показала значительный рост объемов производства в сравнении с январем 2023-го.

Специализированные
мероприятия
 
Omni farma